Причины возникновения дизартрии

1. Асфиксии (удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови) трёх степеней тяжести (красная, синяя, белая).

2. Использование родовспомогательных средств (вакуум, щипцы).

3. Резус-конфликт.

4. Перенесённые нейроэнфекции матерью и ребёнком до 1 года.

5. Поствакциональный меннингоэнцефалит (возникает в результате вакцинации АКДС).

6. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.

7. Гипоксия плода.

Классификация дизартрии

I Бульбарная дизартрия.

Обусловлена поражением ядер черепно-мозговых нервов.

II Подкорковая дизартрия.

В этом случае поражаюся подкорковые узлы. Подкорка и подкорковые пути отвечают за состояние мышечного тонуса и силу мышечных сокращений, за эмоциональную окраску речи.

III Мозжечковая дизартрия.

Поражение мозжечка и его путей. Мозжечковая дизартрия наблюдается в основном у взрослых.

IV Корковая дизартрия.

В этом случае поражается кора больших полушарий мозга и корковых путей. При корковой дизартрии не наблюдается проблем с мышечным тонусом, но грубо нарушена мелкая моторика рук и моторика артикуляционного аппарата.

V Псевдобульбарная дизартрия.

Происходит двухстороннее поражение путей идущих от коры до ядер черепно-мозговых нервов. Чаще всего с этой формой сталкиваются с детьми дошкольного возраста. Она имеет несколько вариантов:

- спастическая форма (состояние мышечного тонуса повышено);

- паретическая форма (мышечный тонус снижен);

- смешанная (тонус может быть спастическим и паретическим);

- гиперкинетическая (при повышенном тонусе наличие гиперкинезов).

Методика логокоррекционной работы по устранению дизартрии.

    Коррекционно-логопедическое воздействие по устранению дизартрии предполагает:

-- медицинское воздействие (медикоментозная терапия, лечебная физкультура, массаж (общий, логопедический), физиотерапия, иглотерапия, рефлексотерапия);

-- психолого-педагогическое воздействие (развитие психологической базы речи, сенсорных функций, стереогноза, пространственных представлений, временных представлений; формирование продуктивных видов деятельности; развитие мелкой моторики и графических навыков);

-- логопедическое воздействие (основной этап коррекционной работы):

а) основные задачи: при анартрии-- развития коммуникативных функций речи; при дизартрии (также при минимальных проявлениях) -- формирование правильного звукопроизношения, просодической стороны речи и эмоционально- выразительной окраски речи;

б) основные принципы: учет структуры речевого дефекта; опора на сохранные функции; необходимо раннее начало логопедической работы; опора на кинестезии;

в) основные этапы:

1. Подготовительный этап:

- нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата:

 а) логопедический массаж;

 б) самомассаж органов артикуляционного аппарата;

 в) артикуляционные упражнения, которые способствуют нормализации мышечного тонуса.

- нормализация моторики артикуляционного аппарата:

 а) пассивная артикуляционная гимнастика (артикуляционные движения выполняет логопед с помощью зондов);

 б) активная артикуляционная гимнастика (используются традиционные упражнения и комплексы артикуляционной гимнастики);

- нормализация дыхания (упражнения на развитие силы воздушной струи);

- нормализация голоса (упражнения для нормализации громкости голоса и на выработку умения воспроизводить голосовые модуляции);

- нормализация интонационно-выразительной стороны речи (нормализация темпо-ритмической стороны речи, устранение смазанности и невнятности речи).

2. Формирование произносительных умений и навыков:

- выработка пяти артикуляционных поз, значимых для определенной группы звуков;

- определение последовательности работы над звуками;

- развитие и формирование фонематических процессов;

- постановка звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков;

- введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.

3. Предупреждение и преодоление вторичных нарушений.

4. Дети с дизартрией требуют комплексного подхода к преодолению данного речевого нарушения. В коррекционную работу включаются все специалисты ДОУ (медработники, психолог, воспитатели логопедических групп, преподаватель физкультуры, преподаватель музыки).     

Вопросы для контроля

1. Дайте определение дизартрии, раскройте структуру речевого дефекта.

2. Перечислите причины возникновения дизартрии.

3. Раскройте классификацию дизартрии.

4. Назовите основные направления логокоррекционной работы по устранению дизартрии. 

5. Перечислите основные задачи, принципы, этапы логопедического воздействия при дизартрии.

 

Тема 6. Ринолалия, основные этапы коррекционно - педагогической

работы.

Лекция № 1 (2 ч.)

1. Понятие о ринолалии, ее формы, причины. Механизм и структура речевого дефекта.

2. Специфика логопедического обследования при ринолалии.

3. Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воз­действия при ринолалии.

1. Понятие о ринолалии, ее формы, причины. Механизм и структура дефекта при ринола­лии.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) -- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию от дислалии.

 При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и рото-глоточного резонаторов. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточ­ной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осущест­вляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней стенок глотки.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточ­ного смыкания выделяются различные формы ринолалии: закрытая, открытая, смешанная.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологиче­ском носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произ­несении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проницает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д, д ,. Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный оттенок.

Причина закрытой ринолалии: органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М.Зееман различает закрытой рииолалии (ринофонии): переднюю закрытую при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.

При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект.

Механизм проявления открытой ринолалии. Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных и, у. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходи­мое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р.  

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной, врожденной и приобретенной. Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного параличах мягкого нёба.

         Функцональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуля­цией.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Встречаются следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба – одно- и двусторонние;

4) подслизистые (сумбукозные) расщелины нёба.

При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

    Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризую­щееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточ­ность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: