Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Задачи логопедии.

1. Разработка научно-обоснованных принципов, методов и приемов (технологии) обследования, коррекции и профилактики речевых нарушений; принципов, методов и приемов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме.

3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта.

4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств.

5. Разработка принципов и современных форм организации логопедической помощи.

6. Совершенствование систематизации (классификаци) речевых расстройств.

7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей.

Связь логопедии с другими науками.

Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедии с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

2. Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на­рушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

При изучении и устранении речевых рас­стройств большое значение имеет принцип комплексности. Для постановки логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов речевого нарушения, результатов медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Устранение речевых на­рушений также должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важ­но учитывать общие и специфические закономерности разви­тия аномальных детей.

Онтогенетический принцип предполагает исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зацию логопедической работы с ними осуществлять с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Принцип учета этиологии, симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта. Для успешной логопедической коррек­ции речевых нарушений большое значение имеет установле­ние в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, сим­птоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Важное место при изучении и коррекции речевых наруше­ний занимают дидактические принципы: наглядность, дос­тупность, сознательность, индивидуальный подход и др.

К м етодам логопедии как науки относятся организационные (сравни­тельный, лонгитюдный, комплек­сный); эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические); сбор и анализ анамнестичес­ких данных;

количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы (исследование связей между изучаемы­ми явлениями); использование технических средств.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Под нормой речи понимают общепри­нятые варианты употребления языка в процессе речевой дея­тельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.

Нару­шение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обус­ловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низ­кий уровень сформированности той или иной речевой функ­ции или речевой системы в целом.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено фор­мирование всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя).

Распад речи – это утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность при­знаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Механизм нарушения речи – это характер отклонений в функционировании процессов и операций, обус­ловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта – это совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, направленный на коррекцию и компенса­цию нарушений речевой деятельности, на воспитание и раз­витие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, пре­одоление речевых нарушений).

4. Личность логопеда.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Логопед должен уметь определять речевые нарушения и вла­деть методами и приемами их устранения, знать психологические особенности детей с речевой патологией. Эффективность логокоррекционной работы зависит от профессионального уровня ло­гопеда, глубоких знаний и навыков, умения ориентироваться в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его твор­ческой активности и инициативы.

Логопед должен обладать следующими личностными качествами: гуманизм, гражданская нравственность, любовью к детям; справедливость, выдержка, педагогическое творчество. Логопед должен быть терпелив, так­тичен и доброжелателен.

Речь логопедадолжна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.

5. Проблемы логопедии на современном этапе развития специальной педагогики:

-- совершенствование категориального аппарата и классификации речевых нарушений;

-- углубленное изучение механизмов речи и методов коррекции нарушений рече­вой деятельности;

-- ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений;

-- научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нару­шениями речи;

-- реализация комплексного подхода в ходе диагностики и коррекции речевых нарушений;

-- обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

-- совершенствование теории и практики дифференци­альной диагностики различных форм нарушений речи;

-- внедрение информационных технологий в логопедическую практику.

Вопросы для контроля

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте
предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее прин­ципы и методы.

5. Охарактеризуйте личность логопеда.

6. Какие проблемы являются актуальными для совре­менной логопедии?

 

Тема 2. Клинико-лингвистическая характеристика речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

Лекция № 1 (2 ч.)

1. Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.

2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: