Задачи логопедии.
1. Разработка научно-обоснованных принципов, методов и приемов (технологии) обследования, коррекции и профилактики речевых нарушений; принципов, методов и приемов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме.
3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта.
4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств.
5. Разработка принципов и современных форм организации логопедической помощи.
6. Совершенствование систематизации (классификаци) речевых расстройств.
7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей.
Связь логопедии с другими науками.
Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедии с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
|
|
2. Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.
При изучении и устранении речевых расстройств большое значение имеет принцип комплексности. Для постановки логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов речевого нарушения, результатов медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Устранение речевых нарушений также должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Онтогенетический принцип предполагает исследование детей с нарушениями речи, а также организацию логопедической работы с ними осуществлять с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
|
|
Принцип учета этиологии, симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
К м етодам логопедии как науки относятся организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические); сбор и анализ анамнестических данных;
количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы (исследование связей между изучаемыми явлениями); использование технических средств.
Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.
Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя).
Распад речи – это утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.
Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Механизм нарушения речи – это характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Структура речевого дефекта – это совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
4. Личность логопеда.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Логопед должен уметь определять речевые нарушения и владеть методами и приемами их устранения, знать психологические особенности детей с речевой патологией. Эффективность логокоррекционной работы зависит от профессионального уровня логопеда, глубоких знаний и навыков, умения ориентироваться в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы.
Логопед должен обладать следующими личностными качествами: гуманизм, гражданская нравственность, любовью к детям; справедливость, выдержка, педагогическое творчество. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен.
Речь логопедадолжна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.
5. Проблемы логопедии на современном этапе развития специальной педагогики:
|
|
-- совершенствование категориального аппарата и классификации речевых нарушений;
-- углубленное изучение механизмов речи и методов коррекции нарушений речевой деятельности;
-- ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений;
-- научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи;
-- реализация комплексного подхода в ходе диагностики и коррекции речевых нарушений;
-- обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;
-- совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи;
-- внедрение информационных технологий в логопедическую практику.
Вопросы для контроля
1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте
предмет, объект и значение логопедии.
2. Каковы задачи логопедии?
3. С какими науками связана логопедия?
4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее принципы и методы.
5. Охарактеризуйте личность логопеда.
6. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?
Тема 2. Клинико-лингвистическая характеристика речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.
Лекция № 1 (2 ч.)
1. Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.
2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений.