Общество и его структура

Лекция 2

 

 

План

1. Общество как объект социологии.

2. Основные признаки общества. Типология обществ.

3. Понятие социальной структуры. Структурные элементы общества.

4. Социальная общность и ее разновидности.

5. Социальная группа и ее разновидности.

 

 

1.Общество как объект социологии. Как уже отмечалось, социология — это наука об обществе. Особенность социологического подхода состоит в рассмотрении общества как целостности, как единого социального организма, функционирующего посредством взаимодействия всех сторон его жизнедеятельности. Во всей истории социологической мысли идет поиск наиболее полного и точного определения и объяснения общества как социальной реальности. Основатель социологии О. Конт прибегал к аналогии общества и организма. Г. Спенсер называл общество «сверхорганизмом», придавая особое значение составляющим его элементам — индивидам. В теории Г. Зиммеля общество представляет собой взаимодействие индивидов. По Э. Дюркгейму, общество представляет собой органическое единство.

В ХХ веке в отношении общества распространяются понятия социальной системы (Т. Парсонс, Н. Луман), социальной структуры (К. Леви-Строс, Р.Мертон) а также идущее от М. Вебера представление об обществе как о сложном конгломерате, состоящем из человеческих действий и последствий этих действий (Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.). Так, Парсонс обосновал принцип системного строения общества (четыре подсистемы — экономика, политика, культура, родство) и доказал, что все социальные системы обладают четырьмя основными функциями: 1) адаптация (как к внутренней ситуации, так и к изменениям внешней среды); 2) целедостижение (определяют и достигают поставленные цели); 3) интеграция (связывают и увязывают все свои компоненты); 4 ) удержание образца (создают, сохраняют и совершенствуют образцы поведения и культурные принципы).[1] Система есть определенным образом упорядоченное множество взаимодействующих элементов, образующих некую целостность, не сводимую к сумме этих элементов. Социальная система — целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

В конце ХХ века складывается подход, позволяющий представить общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями (Н. Элиас, Э. Гидденс, П. Штомпка). По Штомпке, в этом поле функционируют группы, предпринимая по отношению к себе и к друг другу упорядоченные действия в соответствии с культурой. В ходе этого процесса они сами меняются и создают новые социальные группы, структуры, культуру и т. д.[2]

Можно было бы продолжить характеристику сложившихся в социологии научных подходов к пониманию общества. Нельзя не заметить, что они отличаются друг от друга. Вместе с тем их можно рассматривать как взаимодополняющие и использовать одновременно для объяснения социальных явлений разного уровня.

В отечественной социологии сложилось понимание общества как способа организации социальной жизни. Его образуют люди, связанные между собой бесчисленным множеством социальных взаимодействий и отношений. В широком смысле общество определяется как совокупность всех способов взаимодействия и объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. [3] Как считает П. Бергер, социологи могут сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого скрывает его от посторонних глаз, социология «заглядывает за» фасады социальных структур, а социологи стараются пройти сквозь дымовую завесу официальных версий реальности и пытаются уловить сигналы, исходящие от «скрытого мира».[4]

2.Основные признаки общества. Общество имеет устойчивые черты (признаки), которые позволяют отличать его от других социальных образований. Основными признаками общества являются: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, т. е. всеобъемлющий, разносторонний характер; автономность, т. е. способность существовать самостоятельно, имея высокий уровень саморегуляции, создавая небходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей и для их самореализации; интегративность, т. е. включение индивидов в единый контекст социальной жизни с помощью внутренних механизмов.

Типология обществ. Общества различаются. Они имеют неодинаковые языки общения, культуру, географическое положение, политическое устройство и т. д.

Общества можно квалифицировать по каким-то признакам, например, по наличию письменности выделить дописьменные и письменные, по отсутствию или наличию управления и степени дифференциации — простые и сложные. В социологии устойчивым является деление общества на традиционное и индустриальное, или современное. Традиционным считается общество с аграрным укладом, с малоподвижной структурой, с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Индустриальное общество имеет иную производственную основу. Его отличает подвижность социальных структур, развитая система коммуникаций, открытость для нововведений.

К. Маркс, различая общества по характеру производственных отношений, выделял первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические или социалистические общества.

3.Понятие социальной структуры. Многообразие устойчивых социальных взаимодействий, складывающихся в обществе, можно рассмотреть сквозь призму их значимости, схожести, устойчивости. Иными словами, выделить те элементы, которые упорядочивают общество как целостность. Для описания строения общества, разделенного на группы и совокупности отношений между ними, в социологии широко используется понятие «социальная структура».

Обобщая дефиниции, встречающиеся в современных социологических работах, П. Штомпка определяет социальную структуру как скрытую сеть устойчивых и регулярных связей между элементами в какой-либо области реальности, существенным образом влияющую на развитие явлений, наблюдаемых в этой области. П. Штомпка уточняет,что в отличие от описательной, конкретной, эмпирической категории «общественная жизнь», относящейся к явлениям наблюдаемым, социальная структура категория объяснительная, теоретическая, абстрактная, используемая для лучшего упорядочения и понимания эмпирических фактов. Иными словами, общественная жизнь — поверхностный, открытый слой социальной реальности; социальная структура — слой глубинный, скрытый от социального мира. П. Штомпка представляет четыре измерения социальной структуры — нормативнное (сеть характерных для социальной общности норм, ценностей и институтов), идеальное (совокупность распространенных идей, убеждений, взглядов, образов), интеракционное (сети контактов, связей, коммуникаций между людьми) и измерение интересов  (иерархические структуры привилегий и лишений).[5]

Конечными элементами социальной структуры являются индивиды, фигурирующие в социальной жизни как личности. Упорядочение определенных видов их взаимодействий происходит прежде всего путем статусно-ролевых стандартов поведения. Статусы и роли представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий. Любое общество можно представить не просто как совокупность людей, а как множество статусов и ролей. Причем, они не являются простым нагромождением. Они организованы благодаря более сложным структурным образованиям — социальным общностям, социальным институтам и организациям.

4.Социальная общность и ее разновидности. Важнейшим структурным образованием, обеспечивающем воспроизводство социальных связей, являются социальная общность.

Социальная общность — совокупность людей, поддерживающих солидарные социальные связи (помощь, поддержка, совместное противостояние чему-либо или кому-либо, усиление защищенности, повышение эффективности своих действий и т. д.). Можно выделить три разновидности общностей:

1. Мнимые общности, или множества, когда существует только видимость социальных связей. К таким общностям относятся определенные категории людей, выделяемые по какому-то признаку (возрастному, половому, профессиональному, семейному и др.); агрегации как объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры поезда); массы, где люди выступают как разрозненные индивиды (слушатели радио, телезрители, избиратели).

2. Контактные социальные общности. В них устанавливается социальная связь. К таким общностям относят: аудиторию, где присутствует «ориентация на другого»; толпу как спонтанную временную общность (очередь, сборище, мятеж); социальные круги (статусные, профессиональные, дружеские и т. д.), которые основаны на контактах с очень слабо установленной связью и лишены устойчивых отношений между членами.

3. Групповые общности, или социальные группы. Общности людей с устойчивыми социальными взаимодействиями рассматриваются как социальные группы.

Примерами общностей как категорий являются дети, молодежь, пенсионеры. К категориям относятся территориальная общность как совокупность людей, длительно проживающих на определенной территории и связанных отношениями по освоению и воспроизводству своей жизнедеятельности, а также этническая общность, в которую входят люди одного этноса, имеющие общее происхождение, единую культуру, общие черты психики, осознание своей идентичности, и др.

5.Социальная группа и ее разновидности. Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других[6].

В обществе существует многообразие социальных групп в связи с разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. Под первичными группами принято понимать такие группы, в которых установлены эмоциональные личностные контакты (семья, сверстники, дружеская компания). Вторичные группы возникают на основе вторичных отношений. Здесь социальные контакты носят безличностный характер. Эти группы объединяют людей в силу исполнения ими определенных ролей, обладания социальными статусами, а не наличия симпатии (школьный класс, студенческая группа, клуб, цех, ассоциация).

Социальные группы разделяют также на большие и малые. К большим группам относят многотысячные группы, выступающие носителем и хранителем истории, обычаев, традиций, ценностей (классовая, этническая, профессиональная, территориальная и др.). Малые группы являются устойчивыми объединениями людей, в которых происходит прямое взаимодействие. В малой группе относительно небольшое число участников (от 2–3 до 20–25 человек).

Группы могут быть формальными и неформальными в зависимости от регламентации их жизнедеятельности (строгости правил, предписанности функций и т. д.). Например, такая малая группа, как производственная бригада, где все друг друга знают, — это формальная и вторичная группа, так как состав бригады, как правило, формируется независимо от личных симпатий ее членов.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, которые он определяет как «свои». Члены групп, как правило, легко узнают «своих» и «чужих». Очевидно, что признаками людей, принадлежащих к «своим», являются прежде всего разделение определенных чувств и мнений, единодушие относительно сфер активности и целей жизни, единые символы и т. д. Люди легко узнают «своих» в международном аэропорту, в театре, на улице и т. д., хотя в каждом конкретном случае узнавание «своих» проходит по разным, порой неосознанным признакам.

В социологии проведены многочисленные исследования социальных групп (Ч. Кули, Р. Бейз, Дж. Хоманс, К. Холландер, Р. Миллс), показавшие качественные различия групп, особенности групповой динамики (коммуникации, лидерства, групповой сплоченности).

Совокупность взаимодействующих социальных групп представляет собой социально-групповую структуру общества. Ее разновидностями являются следующие:

социально-демографическая структура, отражающая деление общества на группы по полу и возрасту;

социально-этническая структура, т. е. разделение общества на этнические группы;

социально-профессиональная структура как совокупность профессиональных групп и групп по фактически выполняемому виду труда; 

—социально-классовая структура, рассматриваемая с социально-экономических позиций (см. Лекцию 8);

—а также территориальная, конфессиональная и др. структуры.

Всякая система находится в процессе непрерывного функционирования, а это значит, как подчеркивал М. Н. Руткевич, ее структуру следует рассматривать одновременно как образование устойчивое и изменчивое. В процессе функционирования и развития социальной системы с присущими ей дифференциацией и интеграцией постоянно усложняется строение системы. Так, с начала 1990-х годов наблюдается деформация демографической структуры населения, связанная с падением рождаемости, возрастанием диспропорции между численностью женщин и мужчин, повышенной смертностью мужского населения[7].

      Динамическое устройство общества. Общество постоянно изменяется. Во-первых, изменяется его состав. В нем появляются новые люди, а некоторые умирают. Создаются новые организации, а отдельные из них заканчивают свое существование. Во-вторых, изменяется структура общества как его каркас, удерживающий конфигурацию взаимодействий его элементов. Прежде всего, устанавливаются новые взаимодействия людей, возникают их новые контакты, образуются новые группы. Формируются новые нормы и ценности, преобразуя ценностно-нормативную структуру общества. Устанавливаются новые формы совместной деятельности людей, образуя новые социальные институты.

 

* * *

 

Общество есть способ организации социальной жизни. Его основными признаками являются территория, универсальность, автономность, интегративность. Социальная стру­ктура общества выражает упорядоченность складываю­щихся в нем взаимодействий.

Совокупность взаимодействующих социальных групп представляет собой социально-групповую структуру общества. Компонентами социальной структуры общества могут выступать также социальные институты, социальные организации и другие компоненты, образуя при этом его социально-институциональную, социально-орга­ни­за­ционную и другие структуры.

Социальная общность является совокупностью людей, поддерживающих солидарные социальные связи. Разновидностью общности выступает социальная группа, являющаяся совокупностью индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого в отношении других. Различают первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные группы.

 


[1] См.: Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998. — С. 16–25.

[2] См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. С. М. Червонной. — М.: Логос, 2005. — C. 28.

[3] См.: Давыдов Ю. Н. Общество // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 2003. — С. 84.

[4] См.: Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманис­тическая перспектива: пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1996. —  С. 38–39.

[5] См.: Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. 2001. № 2, c.9-13.

[6] См.: Фролов С. С. Социология: учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — С. 171.

[7] См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. — М.: Альфа-М, 2004. — С. 53–55, 233–235.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: