Исторический и историко-типологический подходы к изучению СМИ. Типологизация как базовый метод теории журналистики

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Исторический и историко-типологический подходы к изучению СМИ. Типологизация как базовый метод теории журналистики

Проблемно-тематический аспект исследования текстов СМИ разных типов

Жанры СМИ и тенденции их развития как объект анализа в теории журналистики

История и теория новейшей журналистики и новых медиа: методологические подходы

Междисциплинарные подходы к исследованию СМИ: политологический, социологический и философский аспекты анализа

 

 

Исторический и историко-типологический подходы к изучению СМИ. Типологизация как базовый метод теории журналистики

Исторически сложилось так, что русская журналистика в XVIII–первой половине XIX в. изучалась вместе с литературой, и именно литературоведение явилось базой для теоретического познания журналистики. Литераторы того времени активно пробовали себя в издательской деятельности и в качестве журналистов выступали на страницах газет и журналов с публицистическими статьями. Вполне естественно, что методы исследования литературного творчества использовались для осмысления и журналистской деятельности.

    По естественным причинам исследования печати (сначала – книги, потом газет и журналов) и радио-, телевещания пришлись на разные этапы развития науки в целом. Для печати характерен долгий этап существования качественных исследований, тяготеющих к традиционным литературоведческим подходам: монографическому изучению творчества отдельных писателей и публицистов, отдельных произведений, критический анализ положения дел с отдельными редакциями, изданиями или их типами, группами и т.п.[1]

    Исследование журналистской практики с использованием методов филологии во многом обусловлено тем, что этот вид деятельности воспринимается как часть литературного процесса. К тому же журналисты при создании произведений неизбежно оперируют языковыми средствами, используют материал и инструментарий, который изучается филологической наукой. Подобные подходы не потеряли актуальности и сегодня. Историко-филологический метод, подразумевающий соотнесение конкретного произведения с актуальными в периоды его создания и бытования контекстами – литературным и политическим - активно применяется в диссертационных исследованиях по журналистике[2].

    Собственно исторический подход имеет целью представить закономерное развитие журналистики в исторической ретроспективе. Он имеет богатые традиции в России. История отечественной и зарубежной журналистики преподается в российских вузах, этой тематике посвящено немало учебных и научных трудов. Многие фундаментальные исследования появились во второй половине прошлого столетия: «Очерки по истории русской журналистики и критики» (Л., 1950. Т. 1; 1965. Т. 2), «История русской журналистики XVIII–XIX вв.» под ред. проф. А.В. Западова (М., 1973). Исторической тематике посвящены пособия, статьи В.Г. Березиной, Б.И. Есина, Л.Е. Татариновой и многих других исследователей. Изучается история развития журналистской деятельности отдельных российских регионов. Исторический подход предполагает исследование разнообразных аспектов журналистской деятельности: творчества отдельных публицистов, типологии СМИ, жанров и т. д. Основной задачей является показ специфики развития СМИ на определенном историческом этапе, описание динамики процессов, характерных для журналистики, на основе исторического опыта, выявление тенденций и перспектив[3].

    Очевидно, что история отечественной журналистики исследована довольно неравномерно: некоторые явления изучены глубоко и разносторонне, другие – недостаточно.

    Для советского периода были весьма характерны историко-описательные работы (с очень сильным идейно-политическим уклоном), а также изучение мастерства, поэтики, форм журналистской деятельности.

    Таким образом, для этого этапа исследования русской журналистики характерны следующие типы исследований [4]:

    • описательно-хронологический («внешняя» история издания, описание его содержания по ведущим рубрикам или одной рубрики по годам);

    • проблемно-тематический (анализ одной или нескольких общественно значимых проблем, которые просматриваются в одном или ряде изданий определенного времени);

    • выявление общественно-политического направления журнала или газеты.

    С 70-х годов XX века в исследованиях по теории журналистики разрабатывалась типология СМИ. Если рассматривать типологию прессы как раздел науки о журналистике, то А.И. Акопов определяет типологию периодических изданий как сферу теории журналистики, включающую историко-теоретическое системное описание прессы по типоформирующим признакам, составление различных, зависящих от конкретных задач исследования, классификаций изданий[5]. По мнению известного теоретика журналистики Е.П. Прохорова, классификация – это «способ упорядочивания и представления имеющейся информации о предмете по тем или иным основаниям»[6]. Е.П. Прохоров рассматривает классификацию как одно из начал типологического анализа.

    Типология позволяет проследить динамику развития периодической печати, выявить типы прессы и изменения, которые произошли в них с течением времени. О значимости типологии свидетельствует тот факт, что многие исследователи российской прессы обращаются к типологии как к методу анализа периодической печати.

    Наиболее разработанной в науке является типология периодической печати. Особую роль в формировании типологического метода исследования сыграли работы ростовской научной школы, представленной прежде всего именами А.И. Акопова и Е.А. Корнилова.

    Основополагающими для типологии периодической печати стали работы А.И. Акопова. В ряде работ А.И. Акопова были определены понятия типологии, типа, типологических признаков. Понятие “типообразующий признак” было выделено в качестве одного из основных понятий типологического анализа как исследовательской стратегии. Автор распределил типологические признаки по трем группам, в зависимости от их значимости для формирования типа издания. Самые главные признаки, которые непосредственно влияют на тип издания, предопределяют его, исследователь назвал «типообразующими» (или «типоформирующими»). К их числу он отнес три взаимосвязанных признака, «которые в различной последовательности своего воздействия и создают тип издания»: издающий орган, цели и задачи, читательская аудитория. Ко второй группе признаков, названной «вторичные (зависимые)», так как они зависят от типообразующих признаков, А.И. Акопов отнес следующие четыре признака: авторский состав, внутренняя структура издания, оформление, жанры. Наконец, по мнению данного автора, в еще более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем издания и тираж, поэтому они названы формальными. Ни одни из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, по его мнению, не может претендовать на роль «достаточного», т.е. полностью создающего тип периодического издания, но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого типа, всех компонентов, характеризующих тип издания[7].

В работах московского исследователя М.В. Шкондина обосновано рассмотрение совокупности СМИ как системы, изучение которой должно проходить в рамках типологического подхода.

    Типологический метод можно признать одним из основных и перспективных методов исследования средств массовой информации, так как в последнее время «типологическая структура всей российской прессы претерпевает радикальные изменения. Меняют свои места в ее структуре старые типы изданий и появляются новые. Все чаще на рынке возникают «гибридные» информационные продукты, совмещающие в себе ранее несовместимые типы изданий. Так, пресса, позиционирующая себя как качественная, вводит в свою структуру элементы бульварности. Исследователи сталкиваются с изменчивостью, подвижностью типологических характеристик даже в рамках одного издания».

    Типы изданий, как показывает опыт историко-типологического анализа, могут возникать, во-первых, путем развития, трансформации, изменения характера старых, известных типов в силу изменения общественно-политических, экономических и других условий.

    Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной.

    Проблема типологии печатных СМИ нашла отражение в трудах различных авторов

    Особое внимание привлекает корпоративная пресса и ее типологические особенности.

    В последнее десятилетие защищен ряд диссертаций, посвященных вопросам типологии региональной прессы.

    Значительный пласт работ посвящен изучению типологии православной, деловой, спортивной прессы. Отдельную группу составляют диссертации, затрагивающие важные аспекты типологии прессы на примере отдельных изданий.

    Исследование типологии прессы российских регионов в настоящее время имеет большое значение. Оно позволит проанализировать значительные изменения в структуре региональной периодической печати, исследовать важнейшие характеристики периодических изданий и перспективы их развития, представить современную классификацию печатных изданий. Л.Л. Реснянская предлагает идею создания «медиакарт» изданий, в которых бы содержались результаты диагностики СМИ по типоформирующим признакам. Помимо медиакарт автор предлагает создать «медиаатласы», в которых будут отражены все составляющие среды распространения – экономическая, социальная структура региона.

    Все эти теоретические исследования, как видим, были выполнены для изучения периодических изданий, то есть печатной журналистики. Однако, как кажется, они имеют значение для любого вида СМИ, что уже доказано многими исследователями радио-, телевизионной и интернет-журналистики. Гораздо меньше внимания в теории журналистики уделено типологическим особенностям радио- и ТВ.

    Впрочем, изучение научной литературы показало, что типология в исследованиях по радиовещанию в той или иной степени использовалась.

Из работ, описывающих современную систему жанров радиожурналистики, стоит отметить публикации В.В. Смирнова. Типологический анализ современного российского радиовещания представлен в одноименной диссертации Е.Р. Раскатовой (Воронеж, 2005). По мнению автора, система типологических признаков радиостанций состоит из ряда признаков, присущих как другим СМИ (цель, целевая аудитория, содержательно-тематическая направленность, жанровая палитра), так и только радиовещанию (форма собственности, формат, объем аудитории, объем вещания, территория вещания).

    Научный инструментарий типологического анализа массмедиа потребовал корректировки в связи с тем, что неотъемлемым компонентом системы массовой коммуникации стал Интернет. Исследователи обращаются в первую очередь к структурированию, систематизации и типологизации этой сферы. Новые исследовательские подходы и методики учитывают специфику интернет-среды как нового коммуникативно-технологического и социально-культурного феномена. Новыми доминантными типологическими характеристиками сетевых массмедиа выступают, по мнению ученых, интерактивность, мультимедийность и гипертекстуальность. Одним из первых стало диссертационное исследование М. Колесниковой «Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект)» (Ростов-н/Д., 2002), в котором приводится подробная историко-типологическая структура сетевых периодических изданий российского Интернета.

    Результаты изучения сетевых массмедиа с применением в том числе типологического метода представлены в докторской и кандидатских диссертациях: А.А. Калмыков Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация (Москва, 2009); А.А. Никитенко Видовая и типологическая дифференциация Интернет-СМИ: теория и прагматика (Воронеж, 2013); Е.В. Горина Конституирующие признаки дискурса Интернета (Екатеринбург, 2016).

    По мнению А.А. Никитенко, сформировались такие типы информационных интернет-изданий по признакам интерактивности, как консолидирующие, сегрегационные и деконсолидирующие СМИ. По использованию мультимедийности выделяются сетевые СМИ с развитой и ограниченной мультимедийностью. По проявлению гипертекстуальности можно определить сетевые СМИ с высокой и низкой степенью гипертекстуальности.

    Таким образом, классификация в журналистике – это вспомогательное средство для формирования типологии. Главная цель классификации – сохранение полученной информации, в то время как типология прессы по своей природе динамична, изменчива. Составитель типологии должен отразить данную динамику в своем исследовании. Типология прессы включает ее классификацию, подробное описание типов периодических изданий, этапы ее трансформации.

    Ещё одним существенным параметром/признаком типологического описания медиатекстов является содержательно-тематическая направленность, характеристика текста, которая позволяет выделить его тематическую доминанту, или принадлежность к одной из устойчивых, регулярно освещаемых СМИ тем – медиатопику.

 

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: