Текстов СМИ разных типов

Понятие информационной/медийной повестки дня, обозначающее круг (список, перечень) тем, являющихся для средств массовой информации в определенный период приоритетными, прочно вошло не только в практику, но и в теорию журналистики.

    В настоящее время активно проводятся исследования в области актуальных проблем современности, их отражения в СМИ, проблематики основных сфер общественной жизни в СМИ (политическая, экономическая, социальная и т.д.).

    Основной целью таких работ является выявление закономерностей освещения той/иной сферы общественной жизни, определенной проблематики; основным объектом – содержание СМИ, освещение основных сфер общественной жизни. Традиционные названия направления – «проблематика СМИ», «тематическая структура», однако все чаще они уступают место «медиарепрезентациям» актуальных проблем, контенту, актуальным «медиатопикам». 

    Научные исследования в области медиаконтента сегодня представлены двумя флангами: с одной стороны – эмпирические исследования, объектом которых являются журналистские тексты, как правило сконцентрированные вокруг конкретного сегмента общественной практики. В них сопоставляются реалии и их отражение в СМИ с последующей оценкой эффективности. В таких исследованиях, если они не ограничиваются пересказом и простой группировкой данных, удается выявить и описать коммуникативные механизмы. С другой стороны – исследования, объектом которых являются основные сферы общественной практики: политики, экономики, социальной и культурной сфер, религии и экологии. В них представлена попытка осуществить системообразующее конструирование деятельностных процессов в журналистике при воспроизводстве целостных секторов общественной жизни: постановка целей, исторический ракурс как одна из предпосылок интерпретации сегодняшних реалий, разбор текущей практики с учетом типологических различий, оценка повесток на базе концептуальной модели, проработка коммуникативных тактик и т. д.

    Так, постановка проблемы и детальное исследование «социальной тележурналистики» представлено в работах и докторской диссертации М.А. Бережной, в кандидатской диссертации П.В. Баутиной исследуются отдельные стороны журналистской практики, связанные с освещением в СМИ конкретных проблем социальной сферы.

    Докторская диссертация Т.И. Фроловой «Гуманитарная повестка российских СМИ: теоретическая модель, журналистские практики, стратегии развития» (Москва, 2015) посвящена исследованию медийного контента социально-гуманитарного тематического профиля в российских СМИ. Процесс изучения включал поиск ответов на следующие вопросы: есть ли в данном СМИ раздел «Общество» и какова система сопровождающих его рубрик? Каков объем (занимаемая площадь) социальной проблематики в общем контенте этого СМИ? Как часто тексты социальной проблематики представлены на первой полосе в качестве главной темы номера? В разделах, выпусках новостей? На полосе «Мнений»? Каковы особенности предъявления компонентов данной тематической повестки?

    Как видим, материалом для подобного рода работ служит совокупность медиатекстов, объединенных общей темой. Предметом анализа служит, с одной стороны, содержательное развитие темы (информационные поводы, выбор фактов, цель сообщений и т.д.), с другой, набор устойчивых лексико-фразеологических и синтаксических единиц, которые постоянно используются для построения текстов по той/иной теме. В свою очередь, каждая тема распадается на некоторые составляющие, что позволяет выявить спектр макро- и микротем, устойчиво воспроизводимых в рамках заявленной для анализа темы. Результаты такого рода мониторингов представлены, как правило, в виде аналитического обзора публикаций и изданий.

    В русле данного направления выполнено диссертационное исследование О.А. Фокиной «Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ» (Москва, 2013). Автор приходит к выводу, что «издания постоянно обращаются к одним и тем же субъектам федерации, оставляя в информационной тени другие. Острые и требующие пристального и немедленного внимания общества и государственных институтов темы и проблемы нередко не попадают в реальную повестку, замалчиваются. Заметно избирательное внимание изданий к медиаперсонам, подмена аналитических стратегий простым упоминанием проблем». Важным методическим приемом следует признать анализ отдельных изданий, СМИ с точки зрения особенностей формирования повестки дня и/или освещения определенной проблемы/темы. С другой стороны, внимание может быть уделено специфике освещения определенного информационного повода в разных СМИ.

    Следует отметить, что в настоящее время идет активное освоение контента региональных СМИ. Отметим диссертационное исследование В.Е. Соломина «Роль региональных сетевых СМИ в отражении общественных событий» (Санкт-Петербург, 2013). Проанализировав контент региональных сетевых средств массовой информации Кемеровской области, автор выявил следующие особенности: «В структурно-функциональном плане в событийно-новостном потоке региональных сетевых СМИ преобладает информация о событиях местного значения, в подавляющем количестве данные события определяются как обыденно-актуальные; тематически преобладает информация о событиях в сфере социальной жизни и происшествиях, при этом зафиксирован явный перевес в сторону региональных событий, подчеркивающих исключительность региона в той или иной общественной сфере, действия региональной власти; значительная часть событийно-новостного потока задана изначально источником информации, которым в подавляющем большинстве являются пресс-службы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений, вплоть до применения технологии информационных вбросов идеологически маркированной информации».

    К названным работам примыкают исследования, посвященные специфике и характеру освещения определенного/ых события/й: Н.Ю. Выхристенко Освещение средствами массовой информации России парламентских выборов в РФ (2003 г.) (Москва, 2005); Ш.Н. Кадыровой Особенности освещения межнациональных отношений в печати Дагестана (1985 – 2005) (Москва, 2006); И.В. Кузнецовой Освещение террористических актов в качественной и массовой прессе: законодательный и содержательный аспект (Москва, 2008); Н.С. Бондаревой Принципы и языковые механизмы освещения культурно-речевой ситуации в России в региональных и федеральных печатных СМИ (2003-2007 гг.) (Воронеж, 2010); Ф.А. Ветрова Дискурсивные характеристики репрезентации финансово-экономического кризиса в деловой прессе России (на примере журнала «Эксперт») (Москва, 2013) и др. Одна из последних работ, выполненных в данном ключе, – кандидатская диссертация Нафаа Дорар «Динамика и характер освещения сирийского конфликта телеканалами BBC, CNN, AL-JAZEERA» (Москва, 2016).

    Для разных СМИ характерен разный объем внимания к областям контента. Исследователи отмечают уменьшение роли аналитических, общественно-политических, культурно-просветительских и детских программ. На телевидении все больший объем занимает контент, относящийся исключительно к сфере информационного, развлекательного и криминально-правового вещания. Проблемы функционирования отечественного телевещания в контексте современной медиакультуры, программной политики российского телевидения, а также контента освещают С.Н. Ильченко, М.А. Мясникова, Н.Н. Старобахин.

    Особое значение при исследовании массмедийного дискурса приобретает изучение его тематического устройства, иначе говоря, набора тем, вокруг которых структурируется ежечасно обновляемый поток мировой информации. Наличие устойчивой тематической структуры организует бесконечное разнообразие медиатекстов в соответствии с устойчивыми темами, постоянно освещаемыми массмедиа, или медиатопиками. Тематическая организация медиадискурса реализуется в виде многоуровневой системы, в которой крупные тематические блоки, (политика, экономика, культура, образование, спорт, погода) в процессе конкретизации и локализации распадаются на более мелкие. Так, универсальный тематический блок «политика» естественно подразделяется на освещение событий международного масштаба и внутриполитической жизни страны, региона. Тема международной политики охватывает широкий набор конкретных тем — от двусторонних отношений и встреч на высшем уровне до деятельности международных организаций и военных конфликтов. В свою очередь, тема двусторонних отношений между странами распадается на множество более мелких топиков — от совместных политических мероприятий и встреч до культурно-туристического обмена и проблем иммиграции.

    При изучении тематической структуры массмедийного дискурса следует также учитывать фактор продолжительности и интенсивности освещения, на основе которого освещаемые средствами массовой информации топики подразделяются на темы универсального освещения и темы интенсивного освещения. Например, к темам универсального освещения можно отнести постоянно присутствующую в мировых СМИ тему климатических изменений и глобального потепления, к темам интенсивного освещения такие активно освещаемые и имеющие значительные последствия события, как крупные катастрофы, землетрясения, извержения вулканов и т. п. Анализ тематической структуры играет существенную роль при изучении региональных медиадискурсов, позволяя выделить национально-культурные особенности медиаландшафтов различных стран, изучить специфику создаваемой национальными СМИ информационной картины мира. Содержание тематических блоков в медиадискурсах различных стран культуроспецифично, поскольку в текстах массовой информации происходит своеобразное наложение национально-культурной и информационной картин мира, что естественно проявляется в наборе постоянных тематических составляющих, характерных для той или иной страны, той или иной культуры.

    Анализ содержательной стороны информационного потока демонстрирует наличие устойчивых тематических структур, вокруг которых естественно организуются все тексты массовой информации. Можно сказать, что СМИ организуют, упорядочивают динамично меняющуюся картину мира с помощью устойчивой системы так называемых медиатопиков, или регулярно воспроизводимых тем, к которым относятся, например, такие, как политика, бизнес, спорт, культура, погода, новости международной и региональной жизни и т.п.

    В число активно используемых методов анализа текстов СМИ входит метод контент-анализа, дополненный содержательной характеристикой текстов СМИ. Количественный анализ содержания в большинстве случаев сочетается с традиционным, качественным описанием тематики и содержания исследуемых текстов.

Метод контент-анализа, или анализа содержания (от англ. content – содержание) – «исследовательский метод, направленный на систематическое, объективное, основанное на количественных данных изучение содержания коммуникации». Его цель состоит в том, чтобы «идентифицировать и подсчитать случаи употребления выбранных единиц текста и далее на этой основе изучить сообщения, образы и репрезентации, содержащиеся в медиатекстах в более широком социальном контексте» (Б. Берельсон). Основанный на статистическом подсчёте специально выбранных единиц текста (причём не только вербальных), метод контент-анализа предоставляет исследователю массовой коммуникации самый широкий спектр возможностей.

Количественный подсчет встречаемости слов в тексте – это, пожалуй, самый простой вариант контент-анализа, который, однако, зачастую способен давать небезынтересные результаты. Чаще всего, конечно, подсчитываются «интересные», или «ключевые» слова и/или словосочетания, например названия ценностных категорий типа свобода, стабильность, доверие, территориальная целостность; сценариев типа предательство или разочарование; достаточно однозначные обозначения тех или иных общественно значимых явлений, например коррупция, преступность или терроризм; значимые атрибуты наподобие жесткий, решительный; эмоционально окрашенная оценочная лексика типа разрушительный, неудержимый, подлый, кошмарный, человеконенавистнический; слова-пароли (тоже зачастую эмоционально окрашенные) типа патриоты, коммунофашисты, мондиалистыили белопридурки; слова, сильно активизированные в конкретный момент времени, вроде «Семья» или «Мабетекс» в начале осени 1999 или все та же «Семья» и «Медиа-Мост» в конце весны 2000 в России, терроризм во множестве стран мира осенью 2001 и т.д.

    В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами как таковыми и тем более не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами – иными словами, тем, что можно назвать понятийно-тематическими единицами. Исследователь, интересующийся тем, какое место в общественном сознании занимает, скажем, проблема преступности, обязан принимать во внимание не только присутствие в анализируемом информационном массиве слова преступность, но и упоминания заказных и всяких прочих убийств, бандитского беспредела, «крыши», «братков», авторитетов, власти криминала и проч. Тот, кого занимает проблема свободы, должен в своем анализе реагировать на упоминания давления на прессу, чиновничьего произвола, контролируемости СМИ, доступа к Internet и т.д. Интересующийся отношением общественного сознания к каким-то реалиям должен принимать во внимание самый широкий спектр позитивных, негативных и некоторых более конкретных оценок, которые могут быть даны этим реалиям, причем эти оценки вовсе не обязательно должны присутствовать в виде оценочных суждений.

    Так, контент-анализ медиатекстов В. Путина и Д. Медведева выявил, что оба политика одинаково активно употребляют слова «нас», «наши», «мы» (около 90 употреблений у Путина), «Россия», «люди», «о новом», «государство, «страны», «развитие», «кризис», и это, понятно, может быть следствием тандема Медведев – Путин. Однако в речи Путина рейтинг употребления слова «я» значительно выше, чем у Медведева (47 употреблений), он часто говорит «надо» (48 употреблений) и почти никогда «должен» (во время его прямой линии в 2009 г. он ни разу не использовал его). Аналогичный анализ речей президента Медведева выявил высокий рейтинг употребления «должен» (86 – в послании президента и др. речах), т. е., по мнению психологов, у Медведева имеет место некий психологический комплекс долженствования.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: