Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи

1. Понятие тип высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности - это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности у животных послужило И. П. Павлову основанием для установления у собак четырех типов высшей нервной деятельности. Позднее, проведя аналогию с человеком и сделав поправку на качественные особенности его психики, И. П. Павлов дал классическое определение типов высшей нервной деятельности человека. Согласно этому учению нервная система характеризуется тремя основными свойствами.

Свойства высшей нервной деятельности:

1. Сила процессов возбуждения и торможения.

2. Взаимная уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения.

3. Подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

Характер взаимодействия этих трех свойств нервной системы обусловливает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека, его работоспособность и поведение. И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

 Типы высшей нервной деятельности.

- Сильный уравновешенный, с большой подвижносью нервных процессов («живой», быстрый, подвижный тип).

- Сильный уравновешенный, с малой подвижносью нервных процессов («спокойный», медленный, малоподвижный, инертный тип).

- Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

- Слабый, с быстрой истощаемостью, приводящей к потере работоспособности («тормозной тип»).

2. Особенности ВНД у детей.

Сильный неуравновешенный тип. У детей данного типа процессы возбуждения преобладают над роцессами торможения. Наблюдается легкое образование условных рефлексов, торможение значительно ослаблено. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Даже сильные раздражители, посторонние для данного рефлекса, усиливают его. Очень подвижны, возбудимы, говорят громко, неадекватно сильно реагируют даже на слабые болевые раздражения, малодисциплинированны, нередко агрессивны. Среди таких детей встречаются очень способные, эмоциональные, темпераментные. Они двигаются порывисто, говорят быстро. Другая группа детей данного типа отличается агрессивным поведением. Они очень вспыльчивы, вспышки гнева часты, но длятся недолго. Третья группа этого типа - это трудновоспитуемые дети. У них тормозные процессы настолько подвижны, что они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко нарушают при этом эстетические нормы поведения. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, педагогов и родителей. Воздействие на них родителей и педагогов становится новым раздражителем и вызывает еще более развитый процесс возбуждения, доходящий до агрессивности. Дети данного типа поддаются перевоспитанию путем медленной, постепенной тренировки. Упражнением можно усилить у них процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения достаточно сильны, уравновешенны и обладают хорошей подвижностью. Все условные рефлексы у них образуются легко и быстро. Учатся дети этого типа успешно. Речь быстрая, плавная, с подвижной мимикой и жестикуляцией, с большим словарным запасом. Общительны и эмоциональны, жизнерадостны, инициативны, дисциплинированы и быстро осваиваются с незнакомой обстановкой. Перестройка динамического стереотипа протекает без осложнений. Трудность для педагогов в работе с детьми данного типа заключается только в том, что для продуктивной работы нужны такие элементы, которые могут заинтересовать ребенка, поэтому учителю необходимо разнообразить приемы и методы обучения.

Сильный уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешенны, но переход от одних видов деятельности к другим затруднен. Условные рефлексы образуются медленно, но они прочны. Речь у этих детей спокойная, правильная, с достаточным словарным запасом, но без избыточной мимики и жестикуляции. Такие дети малоподвижны, усидчивы на уроках, дисциплинированны. Они успешно занимаются в школе, достаточно настойчивы в преодолении трудностей и добросовестны в выполнении заданий.

Слабый, понижено возбудимый тип. Для образования условных рефлексов у детей такого типа требуется большое количество сочетаний с безусловным раздражителем. Поэтому такие рефлексы образуются медленно. Сильные или продолжительные раздражения вызывают у таких детей запредельное торможение, они легко утомляются. Посторонние раздражители легко вызывают у них внешнее торможение. Динамический стереотип изменяется с большим трудом. Впервые придя в школу, такие дети не находят контактов с окружающими, сторонятся их, не отвечают на вопросы, при затруднениях плачут. Они требуют постоянного педагогического и медицинского наблюдения и оздоровительных мероприятий, так как у них нередко наблюдаются нервные расстройства. Они легко ранимы и требуют к себе особого внимания, осторожного подхода.

однако тип высшей нервной деятельности ребенка нельзя рассматривать как нечто неизменное. Он отличается значительной пластичностью, относительно небольшой функциональной устойчивостью, а это создает благоприятные условия для направленного формирования в учебно- воспитательном процессе типологических черт.

3. Речь. Сигнальные системы действительности.

И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он обозначил аналитическую и синтетическую деятельность коры головного мозга, осуществляемую в ответ на многочисленные раздражители окружающей среды за исключением слова. К числу раздражителей первой сигнальной системы принадлежат свет, цвет предметов, положение их в пространстве и движение, разнообразные шумы, запахи, вкус пищи, тепло, холод, боль, т. е. такие раздражители, которые могут быть условными и для животных. Примером проявления деятельности первой сигнальной системы может служить отдергивание руки от горячих предметов, условнорефлекторное отделение слюны при виде и запахе пищи и др. Для второй сигнальной системы раздражителем является слово. Она свойственна только человеку. Слово может являться символом конкретного предмета или явления, может быть обобщающим, абстрактным, отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, то есть является «сигналом сигналов». (по И. П. Павлову). Речь - это высшая функция центральной нервной системы, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей.

Речь — настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи: речедвигателъный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить (при поражении наступает потеря разговор ной речи, хотя человек может произносить звуки), слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и пони мать чужую речь (при поражении центра человек не понимает чужой речи), и зрительноречевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи (при поражении наблюдается потеря способности читать, хотя зрение не нарушается). Разумеется, у животных (даже высших) речевых центров нет. В осуществлении речевой функции принимают участие зрительный, двигательный анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух носа, полости рта, играющих роль резонаторных полостей.

Вопросы и задания.

1. В чем заключается учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах?

2. Как формируется вторая сигнальная система?

3. Какие типы ВНД И. П. Павлов установил для людей?

 4. Решите задачу: И. П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение. К какому типу ВНД можно отнести этого человека?

5.  Решите задачу: В литературе описаны такие случаи. В семье кто – то заболел, и оказалось, что болезнь очень опасна. От больного это приходиться скрывать. Через некоторое время у кого- то из родственников вынужденных так себя вести, возникает нервное расстройство. К какому типу ВНД скорее всего относятся такие люди?

 

 

Лекция №7

 Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика.

1. Биологические ритмы и их влияние на жизнь человека.

Одной из важнейших особенностей процессов протекающих в живом организме является их ритмический характер. День сменяет ночь, а зима - лето. Все в природе подчинено определенным ритмам. Замечено, что растения в течение суток ритмически то расправляли листья и венчики цветков, то закрывали их. И это происходит и на свету и в темноте. С тех пор накоплено огромное количество фактов, показывающих, что все живое имеет свои «биологические часы», а способность к ритмической деятельности передается генетически. Биоритмы - это повторение того или иного состояния через равные промежутки времени. Биоритмы человека связаны с явлениями в природе на Земле и во Вселенной. Повышение солнечной активности ведет к ухудшению здоровья, бессоннице, к росту числа дорожных аварий и т. д. Вращение Земли вокруг собственной оси определяет суточные ритмы человека. В сутках 24 часа. Такие биоритмы- циркадные ритмы. Деятельность человека зависит от времени человека. В течение суток меняются многие показатели работы организма. Изменяется частота сердцебиения, температура тела, артериальное давление. Ученые пытались «навязать» организму человека 16- и даже 48- часовые ритмы, помещая испытуемых в специальные условия эксперимента. Но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог. Французский спелеолог Мишель Сифр провел в глубокой подземной пещере 205 дней в полном одиночестве. Ложился и вставал, когда хотел, ел, когда хотелось есть. Оказалось организм исследователя «жил» в ритме суток продолжительностью в 24 часа. Одной из самых изученных и теперь уже известной многим является суточная динамика температуры тела. На рассвете - 36º С, в поддень - 36,4 ºС, вечером - 36,8 ºС. Затем понижается. Деятельность человека обусловлена не только биологическими, но и социальными условиями. Задача состоит в том, чтобы сблизить биологические и социальные факторы.

2. Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека.

Работоспособность - потенциальная способность человека на протяжении заданного времени с определенной эффективностью выполнить максимально возможное количество работы. Работоспособность меняется как в течение суток, так и в течение недели. Понедельник - 98%, вторник - 105%, среда - 109%, четверг - 96%, пятница - 95%, суббота - 94%.

Типы людей по времени максимальной трудоспособности:

1. Жаворонки. Высокая работоспособность в первой половине дня и со сниженной во второй половине дня, особенно к вечеру. ¼ взрослого населения относят к жаворонкам.

2. Совы. Высокая работоспособность вечером. Относится 30% взрослого населения.

3. Голуби. Суточная динамика работоспособности не имеет выраженных колебаний. Относится 45% взрослого населения.

Суточные колебания работоспособности влияют на режим дня. И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет динамический стереотип.

Режим дня - это ежедневный точный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. Режим дня должен быть стабильным и динамичным. Обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности могут меняться по срокам и продолжительности их выполнения.

Значение режима дня:

1. Обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

2. Способствует выработке полезных привычек, воли, организованности.

3. Предохраняет человека от переутомления.

4. Приводит к выработке динамического стереотипа.

3. Сон.

Одним из составляющих режима дня является сон. Сон - это периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Согласно концепции И. П. Павлова, сон - это внутреннее торможение коры. Торможение широко распространяется по коре головного мозга в нижерасположенные отделы. Причины возникновения сна разные: действие слабых однообразных раздражителей, условные рефлексы на установившееся время сна, на подготовку к нему, на горизонтальное положение тела, на темноту и т. д. Продолжительность сна может зависеть от возраста. У новорожденных - 21 час, в 4 года - 12 часов, в 10 лет - 10 часов, в 14 лет - 8-9 часов; взрослые должны спать - 7-8 часов. Исследования показывают, что третью часть жизни человек проводит во сне. За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

- Медленный сон. Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем мышцы расслабляются, температура понижается. Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм).

- Быстрый сон. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные, мимические мышцы и мышцы конечностей. Возбуждение нейронов затылочной доли. Появляются реалистичные эмоциональные сновидения со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Сновидения И. М. Сеченов называл «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений». Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации. Лишение человека этой стадии сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.

Во время сна гипоталамус находится в возбужденном состоянии, ретикулярная формация заторможена, кора не активизируется.

4. Нарушение ВНД детей.

Неврастения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при этом страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные, физические нагрузки и длительно травмирующие психику ситуации. При этом наблюдается расстройство сна, аппетита, низкая работоспособность, суетливость, неловкость движений, потливость, боли в сердце, голвные боли, непереносимость звуков, запахов.

Неврозы навязчивых состояний характеризуется навязчивыми мыслями, страхами, движениями. Возникают у людей с тревожно- мнительным характером, неуверенных, робких, застенчивых. Ослаблены процессы торможения, ненужные рефлексы не угасают. Это нервные тики, шмыганье носом, передергивание плечами, бесплодные мудрствования. Наблюдается потеря аппетита, расстройство сна, изменение настроения, снижение работоспособности, повышенная раздражительность.

Истерия. Связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй сигнальной системой. Развивается у людей со слабым типом ВНД и психопатическими чертами личности, под влиянием психической травмы или как результат неправильного восприятия (вседозволенность). Для истерии характерны: яркость, театральность, наигранность поведения. Истерические припадки разнообразны, но возникают при наличии аудитории и зрителей, а продолжительность их зависит от реакции зрителей. Сознание всегда сохранено. При истерии возможны параличи, заикания, приступы гнева, злости. Эти люди склонны к ленивости, могут играть роль героя и жертвы. Во всех неудачах винят окружающих и только ради оригинальности могут высказывать необычные мысли.

Детские страхи возникают у детей вследствие их запугивания взрослыми. Например, различными страшными существами. В результате этого ребенок не может спать в своей комнате, требует, чтобы ночью горела лампа. Впоследствии, ребенок боится потерять маму, папу, боится отвечать у доски и т. д. При таком нарушении появляются неврозы навязчивых состояний.

Снохождение (лунатизм). Чаще всего наблюдается у детей и подростков. Возникает на фоне каких либо перенесенных эмоциональных потрясений. Это особое состояние сна, сопровождающееся сложными движениями. Любое раздражение из подкорки вызывает очередной приступ снохождения. Силу и ловкость людей во время снохождения ученые объясняют отсутствием у них осознанности своих поступков и той опасности, которой они подвергаются.

Энурез - ночное недержание мочи. Это заболевание также связывают с нарушениями ВНД у детей. Мочеиспускание - произвольный процесс у детей старше трех лет и взрослых. У детей до трех лет этот процесс является непроизвольным. Энурезом чаще страдают мальчики. В большинстве случаев энурез с возрастом исчезает.

Вопросы и задания.

1. Составить глоссарий. Стараться объяснить термин своими словами.

2. Чем отличаются стадии сна друг от друга?

3. Какие профилактические меры можно предложить во избежание нарушений высшей нервной деятельности у людей? Записать в тетрадь.

4. Решите задачу: Объясните следующий факт. До заболевания одному из пациентов онкологического института часто снились сны, связанные с болью в горле. Один сон был особенно странным. Человеку приснилось, что к нему через окно влезли грабители и стали душить подушкой. Человек забеспокоился, обратился к врачу. У него обнаружили опухоль в горле. Почему он не замечал нарушений в бодрствующем состоянии? Какая цепочка связей могла привести к такому сюжету, который он увидел во сне?

 

Список литературы.

1. Бодрова Н. Ф.Изучение курса «Человек и его здоровье». Воронеж. 2002.

2. Волокитина Т. В., Бральнина Г. Г., Никитинская Н. И. Основы медицинских знаний. М. 2010 г.

3. Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайваронский А. И. Анатомия и физиология человека. М. 2009 г.

4. Жилов Ю.Д., Куценко Г. И., Назарова Е. Н. Основы медико-биологических знаний. М. 2001.

5. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. 1976 г.

6. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М. 2001 г.

7. Петленко В. П. Валеология человека. т. 2. Экологическая валеология и питание. Санкт-Перербург. 1996 г.

8. Петришина О. Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраст. М. 1979.

9. Резанов Е. А. Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. М. 2000.

10. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М. 1997.

11.  Хрипкова А. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М. 1975.

12.  Яценко В. Н., Воеводская Н. В. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии. Мичуринск. 2003

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: