Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты

1. Внешнее торможение.

В центральной нервной системе осуществляется торможение не только безусловных рефлексов. Условные рефлексы тоже тормозятся. И. П. Павлов разграничивает два основных вида торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

 Внешнее торможение возникает тогда, когда в коре больших полушарий появляется достаточно сильное возбуждение, не связанное с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный рефлекс слюноотделения на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. Новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражителя вызывает понижение возбудимости в других участках коры головного мозга, связанных с осуществлением условного рефлекса и как следствие этого явления - торможение условного рефлекса. Раздражители могут проникать из внешней среды: шумы, изменение освещенноси, посторонний запах, дуновение ветра. Биологический смысл этого вида торможения - предохранение нервных клеток от истощающих воздействий, поэтому оно является охранительным и наиболее сильно выражено у детей 3 - 4 лет. Различают два вида внешнего торможения: индукционное, запредельное. Индукционное торможение чаще всего наблюдается у детей, работающих в коллективе (класс, группа), когда любой шум, проникающий извне в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока с улицы доносится звук сирены или посторонний человек заходит в класс. Многие ученики поворачиваются в сторону сильного раздражителя, теряя сосредоточенность, равновесие, позу. Вследствие этого в тетрадях появляются пропуски и неправильное написание букв, неравные расстояния между словами и т. д. Переполнение мочевого пузыря, болезненный воспалительный очаг способны затормозить условные рефлексы. Запредельное торможение может произойти у ученика при монотонном голосе учителя, однообразном проведении урока. Поэтому необходимо учителю на уроках применять разнообразные методы и приемы: игровые формы, наглядный метод, здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).

2. Внутреннее торможение.

Условное (внутреннее) торможение возникает тогда, когда условный раздражитель не подкрепляется. Принято выделять угасательное, дифференцировочное, условный тормоз. Угасательное развивается при повторении условного сигнала, не подкрепляемого безусловным. При выработанном слюноотделительном рефлексе на световой раздражитель частые повторения этого сигнала без подкрепления пищей вызывают постепенное снижение, а затем и полное угасание рефлекса. Угасательное торможение помогает человеку избавиться от вредных привычек. Важно научить ребенка сдерживать рефлекторную деятельность, научить ждать, терпеть, что является основой воспитания норм общественного поведения, дисциплины. При дифференцировочном торможении неподкрепляемый раздражитель превращается в отрицательный условный сигнал, а подкрепляемый продолжает вызывать рефлекс и является положительным. Подкрепляемый приводит к возбуждению клеток головного мозга, неподкрепляемый приводит к торможению. Происходит анализ воздействий внешнего мира и формирование в связи с этим соответствующего поведения. Благодаря этому, слуховой анализатор дифференцирует звуки по высоте, силе, направленности. Зрительный анализатор дифференцирует цвета и их оттенки. Данный вид торможения имеет важное значение при изучении букв и звуков родного и иностранного языка, при обучении математике и т. д. Особым видом торможения является выработка условного тормоза. Например, у собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук метронома. Но если теперь присоединить к этому условному раздражителю звук электрического звонка и не подкреплять эту комбинацию двух раздражителей кормлением, то через некоторое время слюна не будет отделяться при стуке метронома, сопровождаемом электрическим звонком, который и становится в данном случае условным тормозом. Процесс обучения связан с выработкой у учащихся условных тормозов. Таково, например, слово «нельзя», которое тормозит условные рефлексы, нежелательные на данном этапе обучения. При существующих видах торможения человек приобретает возможность ориентироваться в сложных ситуациях. Это повышает адаптационные возможности организма.

3. Анализ и синтез.

Важную роль в организме играет способность вычленять из множества раздражений те, которые в данный момент имеют для него наибольшее значение. Такое различение носит название анализа раздражений. Анализ раздражений начинается в рецепторах, так как каждый вид рецептора воспринимает специфические для него раздражения. Анализ раздражений продолжается и в низших отделах центральной системы. Самого высокого и специфического развития анализ достигает в кое больших полушарий мозга человека, на что указывает способность его различать комплексные раздражители, включающие ряд компонентов, например А+Б+В+Г и А+В+Б+Г. Простые виды анализа, например различение запахов, звуков, присущи коре больших полушарий некоторых животных в более тонкой форме, чем это свойственно человеку. Способность коры головного мозга соединять элементы возбуждения в комплексы после его анализа называется синтезом. При этом благодаря подкреплению условного раздражителя безусловным крепнут связи между соответствующими очагами возбуждения, а в результате образуется условный рефлекс. Анализ и синтез - взаимосвязанные функции коры головного мозга. Они, подобно ассимиляции и диссимиляции, дополняют друг друга, и остановка одного процесса влечет остановку другого. Следовательно, нарушается выработка условного рефлекса, т. е. приспособительной реакции. Наиболее сложной формой аналитико - синтетической деятельности коры головного мозга является выработка динамического стереотипа. Последовательная цепь условно-рефлекторных актов, осуществляемых в строго определенном, закрепленном во времени устойчивом порядке, называется динамическим стереотипом. Вся жизнь человека и его поведение представляет собой сложную динамическую целостность. Все навыки, привычки, эмоции, составляющие поведение человека - это сложный динамический стереотип. Примером динамического стереотип является привычный уклад жизни ребенка, режим дня, катание на лыжах, велосипеде и пр. Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой больших полушарий и подкоркой. Чем чаще подкрепляется эта связь, тем прочнее динамический стереотип. Смена стереотипа проходит с большим трудом и зависит от индивидуально-типологических особенностей детей. Примером перестройки динамического стереотипа может служить изменение деятельности ребенка при поступлении в школу. Облегчить этот процесс можно при условии чуткого отношения к детям, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

4. Доминанта.

Принцип доминанты был открыт А. А. Ухтомским. Он заключается в том, что в центральной нервной системе всегда есть доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который подчиняет себе деятельность других нервных центров, привлекая импульсы из других отделов нервной системы и усиливаясь за их счет. Благодаря доминанте осуществляется координированная деятельность центральной нервной системы. Доминантный очаг обладает рядом свойств: повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, способностью суммировать слабые возбуждения из других очагов. Особой прочностью обладают доминанты, возникающие в стволе головного мозга и в других низших отделах центральной нервной системы. При наличии в этих отделах мозга учеников доминантных очагов возбуждения учителю на уроке трудно добиться доминанты в коре их головного мозга. Так, когда дети голодны, это становится доминантой, определяющей нервные процессы, которые протекают в центральной нервной системе учащихся. Это препятствует образованию других доминант, необходимых для процесса обучения. Попытки учителя создать такие доминанты лишь усиливают чувство голода у детей. Поэтому, важно следить за тем, чтобы все школьники получали необходимое школьное питание.

 

Вопросы и задания.

1. Составить схему «классификация торможения».

2. Привести примеры из повседневной жизни, свидетельствующие о торможении. Записать примеры в тетрадь.

3. Что такое анализ и синтез раздражений? Привести примеры.

4. В чем заключается явление доминанты?

5. Привести примеры возникающих доминант в повседневной жизни, записать в тетрадь.

6. Что такое динамический стереотип? Привести примеры.

7. Какое значение в обучении имеет выработка динамического стереотипа?

 

Лекция №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: