Осветительное оборудование сцены

Постоянное оборудование сцены.

Первая группа постоянное оборудование сцены - это рампа и софиты.

Рампа-это установка для освещения сцены спереди снизу. Совсем недавно рампа состояла из нескольких десятков 15-свечевых лампочек, окрашенных спиртовым лаком в красный, синий и жёлтый цвета. Теперь рампа состоит из ячеек-камер с хорошими отражателями, в каждую ячейку ввёрнута лампа в 75 или 100 ватт. Ячейки закрыты металлической рамкой, в которую (в определённом порядке) вставлены цветные светофильтры. Рампа делится на правую и левую половину, а каждая половина в свою очередь на три, а иногда и на четыре «цвета».

Для освещения сцены сверху служат софиты. Первый или павильонный софит по своим размерам - длине, высоте и ширине – должен быть таким, что бы его можно было ввести в любой павильон. Длина его не должна превышать расстояние между боковыми стенками павильона, по высоте он должен закрываться портальным сукном и по ширине должен проходить передней кромкой потолка и портальным сукном, иначе из первого ряда будет виден пролёт между кромкой потолка и сукном. Состоит софит из таких же ячеек, что и рампа, и также делиться на группы.

Задача первого софита в основном та же, что и рампы: они вместе дают павильону общий световой колорит.

Второй, третий и все остальные софиты служат для освещения декораций, главным образом задников, и для насыщения светом всех планов сцены. Направление их светового потока идёт сверху вниз, в глубь сцены, оно должно быть рассчитано так, что бы полностью освещать задник.

Особо надо рассказать о горизонтном софите. Это мощный софит, оснащённый специальными горизонтальными фонарями, иногда расположенными в два или даже три яруса. Свою задачу – освещение полукруглого «горизонта» - он может успешно выполнить только в том случае, если его подвесят на расстоянии не менее 5-6 метров от «горизонта». Горизонтный софит должен находиться непосредственно за той падугой, которая закрывает от публики верхнюю кромку «горизонта». При идеальном, не требующем падуг «горизонте» горизонтный софит помещается за порталом. Между горизонтным софитом и «горизонтом» не должно быть падуг. Только при таком размещении «горизонт» может быть освещён как следует, иначе на нём неизбежны боковые тени от арматур софитов.

Группа выносного света

Сюда входит весь комплекс выносного освещения. Он состоит из выносного софита, осветительных лож и из ряда фонарей, прикреплённых к барьерам ярусов. Задача выносного света, это освещение актёра и тех игровых предметов, которые должны подчеркнуть содержание картины. Состоит эта группа из линзовых фонарей, которыми можно бросать на сцену произвольно направленный луч, дать световое пятно.

Переносная светоаппаратура

Переносная светоаппаратура (сюда входят и приборы для сценических эффектов) – состоит из разнообразных приборов. Существуют малые совсем крошечные прожектора, тубусы и арматуры открытого (безлинзового) света. К этой же группе относятся и подсветы, скрыты в различных предметах обстановки сцены. При помощи этой группы достигаются световые эффекты. В этой же группе имеются приспособления для пользования ультрафиолетовыми лучами.

Световая арматура спектакля

К четвёртой группе относятся световая арматура спектакля, т.е. видимые зрителю источники.

К светооборудованию относится также система сигнализаций, для которой на сцене приспособлены специальные щиты с контрольными лампочками.

 

Методические указания для самоподготовки

Изучив материалы информационного блока:

1. Дайте определение понятию «сценическое пространство».

2. Объясните, чем отличаются открытые и закрытые сценические площадки.

3. Ответьте, как можно использовать каждую из сценических площадок.

4. Дайте определение понятию «сцена-коробка».

5. Назовите разновидности сцены-коробки.

6. Перечислите три этажа сцены-коробки.

7. Объясните в чем разница между основными планами планшета сцены с точки зрения режиссерского решения.

8. Ответьте, как можно использовать сценическое оборудование при определенном декорационном оформлении. 

9. Перечислите основные группы светового оборудования.

10. Объясните, чем отличаются выносное освещение и переносная светоаппаратура.

11. Ответьте, как в комплексе можно использовать различные группы светового оборудования.

 

 

Тема 2. Декорационное оформление

После изучения темы студент должен знать: значение декорационного оформления в общем режиссерском решении, виды декорационного оформления, принципы условного оформления, виды бутафории, основные стили театральной мебели.

После изучения темы студент должен уметь: определять место декорации в композиции сценического пространства, уметь различать условность и конкретность в декорациях, изготавливать бутафорию по технологии папье-маше.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Декорация в спектакле, виды декорационного оформления

1.1. Значение декорационного оформления

1.2. Виды декорационного оформления

1.3. Декорации в композиции сценического пространства

2. Условное оформление

3. Бутафорские предметы и их значение

3.1. Виды бутафории

3.2. Технология изготовления бутафории

4. Театральная мебель

Декорация в спектакле, виды декорационного оформления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: