Виды декорационного оформления

1. Повествовательная декорация. Это такая декорация, которая воспроизводит на сцене картину реальной жизни. Сценическое пространство при этом превращается художником в реальное пространство того места, где происходит действие спектакля.

2. Метафорическая декорация предлагает зрителю обобщенный образ всего спектакля в целом. Художник стремиться раскрыть пьесу через пластическую метафору. Эта декорация-метафора может быть выражена самыми различными средствами и по-разному взаимодействовать с актерами.

3. Живописная декорация. Каждая декорация должна быть живописной. Но в данном случае эта декорация, где живопись выступает как основное средство выразительности. Живописная декорация имеет дело, прежде всего с плоскостью, на которой художник пишет самые различные изобразительные сюжеты. Это может быть пейзаж или интерьер, которые художник-повествователь постарался бы перевести в три измерения, построить. Это могут быть также и какие-либо условные декоративные мотивы, создающие изобразительный фон для действия спектакля. Художник может на плоскости задника или занавеса выразить языком живописи или графики, идею спектакля, создать емкую изобразительную метафору.

4. Конструктивистская установка. Сценическое пространство рассматривается как место, где выстраивается конструкция, предназначенная для действия актеров. Это может быть, например, конструкция из разновысотных площадок, соединенных между собой и с полом сцены лестницами и скатами. Она должна воплощать идею и образ спектакля.

5. Архитектурно-пространственная декорация. Если конструктивная установка относится к сценическому пространству, прежде всего, как к нейтральному месту, где она размещается, и при этом действие сосредоточивается главным образом на самой конструкции и развивается по вертикали, то архитектурно-пространственная декорация обычно рассчитана на использование всей глубины сцены. Здесь пространство сцены является одним из главнейших компонентов образа спектакля.

6. Динамическая декорация на первый взгляд имеет много общего с архитектурно-пространственной, основанной на движении. Но есть существенное отличие, которое позволяет выделить динамическую декорацию как особый способ решения сценического пространства. Это отличие в принципиальной функции движения. Если для архитектурно-пространственной декорации движение служит, прежде всего, для разворачивания единой установки перед зрителем, то в динамической декорации движение это главное выразительное средство, непосредственно создающее образ спектакля.

7. Световая декорация. Если художник не умеет владеть светом как одним из первостепенных средств выражения, даже самые интересные декорации не будут восприняты зрителем. Но функция сценического света не ограничивается задачей выразительно подавать ту или иную декорацию. Свет в руках хорошего художника может стать решающим компонентом театрального образа. «Декорации» создаются при помощи светового оборудования.

8. Проекционная декорация. Использование проекционной декорации, как и любой другой прием, связанный непосредственно с техникой, в большей степени зависит от состояния проекционной аппаратуры и от качества экранных материалов. Но зато часто заменяет любую другую объемную декорацию.

9. Игровая декорация. Корни декорации, которую называют игровой, уходят далеко в века, в традиции народного искусства, когда представления давались бродячими актерами на площадях, в гостиничных дворах, на повозках и т.д. Оформления как некого самостоятельного целого не было, его создавали необходимые для действия предметы, приносимые на сцену самими актерами и возникающие нередко в порядке импровизации. К опыту такого театра обратился в начале века В.Мейерхольд. Актеры-монтировщики на глазах у зрителей меняли декорации.

10. Внерамповая декорация. По нашей классификации – это типично игровая декорация. Но поставлена она в условия внерампового спектакля, когда сцена вынесена в зрительный зал, окружена зрителями.

В реальной практике эти приемы и направления редко существуют в «чистом» виде. Они сложно пересекаются, взаимодействуют, взаимовлияют. Иногда их бывает трудно уловить, выделить и проанализировать их первичные свойства. Однако эту условность неизбежна, потому что только так можно наглядно и ясно показать различные сценические приемы и направления в их первооснове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: