Устройство сцены коробки

Сцена-коробка, ее разновидности

Сцена-коробка – замкнутое со всех сторон пространство сцены, напоминающее по архитектуре коробку.

 Разновидности сцены-коробки:

•   беспортальная, у которой ширина портального отверстия полностью совпадает с шириной зрительного зала в зоне первых рядов;

•   с трехчастным порталом, у которой в портальной стене вырезано три отверстия;

•   бездекорационная сцена - неглубокая сцена закрытого типа, имеющая просторную авансцену, которая является основной игровой площадкой; глубинная часть предназначена для декорационного фона;

•   бескулисная - сцена, не требующая маскировки своих боковых пространств кулисами. Пространство этой сцены формируется тремя стенами нейтрального характера или стационарным сценическим горизонтом. Эффект бескулисной сцены достигается также значительным увеличением ширины сцены по отношению к ширине портала.

Основные части сцены-коробки

Портал – архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача портала обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие первого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного зала. Боковые порталы должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, а актеры могли за ними приготовиться для выхода. За каменным порталом находятся обычно порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены.

Зеркало сцены – составная часть сцены-коробки, отверстие, образуемое ее порталом. Величина сценического пространства формируется в известной степени размерами зеркала сцены. Начиная с 1920-х гг. общеупотребительной для драматических театров становиться ширина зеркала сцены, равная 12 -13 метрам, т.к. она не вступает в конфликт с масштабом человеческой фигуры и в наибольшей степени способствует ее правильному восприятию. С помощью раздвижных порталов можно сузить зеркало сцены. Высоту зеркала снижает подзор, который может опускаться и подниматься.

Планшет сцены – это пол сцены.

Карманы сцены – просторные боковые помещения, находящиеся за пределами сцены-коробки. Они служат для хранения декораций спектаклей театрального репертуара, для размещения накатных площадок, а также для монтировки оформления каждой следующей сцены спектакля, которое с помощью специальных приспособлений выдвигается на сцену, если необходима быстрая смена декораций.

В современном театре сцена-коробка имеет три этажа. Первый этаж скрыт под планшетом (полом) сцены, туда ведут люки, имеющиеся в планшете.

Второй этаж - собственно сценическая площадка, на которой происходит действие. Она образуется планшетом сцены, зеркалом сцены, одеждой сцены. По бокам, за пределами сцены-коробки располагаются карманы сцены.

Часть сцены-коробки от «потолка» из падуг и до настоящего потолка - третий этаж сцены. Обычно в театральных зданиях расстояние от падуг до потолка в 1,5 - 2 раза превышает высоту от планшета сцены до падуг. В этом случае декорации полностью скрыты от зрителей, сидящих в зале.

Основные планы планшета сцены-коробки

Планшет сцены-коробки делится на несколько планов.

Авансцена – передний открытый участок сцены-коробки, расположенный в зрительном зале перед порталом (между антрактным занавесом и рампой).

Рампа – низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. Иногда рампой называют и сами эти приборы.

Нулевой план – условная зона, пролегающая по всей ширине сцены. Передней границей нулевого плана сцены служит красная линия сцены.

Красная линия – черта, проходящая непосредственно за порталом и обозначающая начало сцены. По красной линии проходит антрактный занавес, а на больших сценах еще и пожарный – железный занавес.

Первый план сцены – пространство от красной линии сцены до первой пары кулис. Первый план большую свободу движений и больший объем композиции, чем на авансцене. Если в постановке работает основной занавес или супер и по пожарным условиям декорация не может заходить за красную линию, режиссер, чтобы не слишком «вырывать» актера из декорации, ограничивает пользование просцениумом, первый план становиться основной плоскостью движения персонажей.

Второй (сценический) план сцены – поперечная доля сценической площадки, расположенная между первым планом и третьим планом. Второй сценический план позволяет воспринимать человеческую фигуру целиком.

Третий – один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, располагающаяся в глубине за вторым сценическим планом. Третий план соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза – зеркало души актера – тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зрителя охватывает все или большую часть сценического пространства. Третий план – раздолье для художника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены. Это план массовки.

Арьерсцена – пространство, примыкающее к задней части основной сцены. Перекрывается от зрительного зала горизонтом или задником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: