Буренко В.И., доктор полит., наук
Сковиков А.К., кандидат полит., наук
П О Л И Т О Л О Г И Я
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Учебное пособие
Москва 2020
КНОРУС
Буренко В.И., Сковиков А.К.
Политология: конспект лекций: учебное пособие / В.И. Буренко, А.К. Сковиков. - М.: КНОРУС, 2020. – 223 с.
В конспекте лекций в сжатой форме рассмотрены основные понятия и проблемы курса «Политология», что позволяет успешно подготовиться к зачётам и экзаменам по этой дисциплине. Достоинством учебного пособия и его отличительной чертой является наличие материалов методического характера, которые дополняют и развивают его теоретическую часть и способствуют творческому усвоению и закреплению материала. Речь идёт о перечне основных понятий, контрольных вопросах и тестах к теме каждой лекции.
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, а также всех, кто интересуется проблемами теории современной политики.
Буренко Владимир Иванович
Лекции 1-7, 8 п.3, 10, 12,
|
|
Сковиков Алексей Константинович
Лекции 8 п.1,2, 9, 11, 13-18.
Политология: конспект лекций
©
©
Оглавление
Раздел 1. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Лекция 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания | |
1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность… | |
2. Предмет, методы и функции политической науки……….. | |
Лекция 2. Возникновение и развитие политической мысли……… | |
1. Политическая мысль Древнего мира………………………. | |
2. Политические идеи Средневековья и Возрождения……… | |
3. Политические идеи Нового времени………………………. | |
Лекция 3.Современная политология: основные концепции. | |
1. Политическая наука в Европе конца XIX–XX в.в...………. | |
2. Развитие политической науки в США……………………... | |
Лекция 4. Политические идеи и учения в России XI–XX вв | |
1. Возникновение и развитие политической мысли в XI–XVI вв… | |
2. Политические учения в России XVII – первой половины XIX вв… | |
3. Политические идеи в России второй половины XIX – первой половины XX вв……………………………………………………… |
Раздел II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Лекция 5. Политика и власть как общественные явления…… |
1. Власть: основные признаки и определения………… 2. Политика и политическая власть……………………. 3. Проблема легитимности политической власти……….. |
Лекция 6. Политическая система общества………………. |
1. Системный анализ политики: основные понятия……………... 2. Модель политической системы по Истону: структура и функции |
Лекция 7. Политические режимы современности…………… |
1. Демократический политический режим…………………… |
2. Тоталитаризм как политический режим…………………… |
3. Авторитаризм в ХХ веке……………………………………. |
4. Особенности современного политического режима в России… |
Лекция 8. Гражданское общество и государство……….......... |
1. Понятие и происхождение гражданского общества………. |
2. Характерные черты современного гражданского общества…. |
3. Государство всистеме общественных отношений…………… |
Лекция 9. Политические партии и партийные системы……. |
1. Партия как политический институт………………………… |
2. Типология политических партий…………………………… |
3. Сущность и разновидности партийных систем……………. |
4. Становление многопартийности в России…………………. |
5. Партии и выборы, избирательные системы……………….. |
Лекция 10. Группы интересов в политике……………………. |
1. Группы интересов как субъекты политики…………........... |
2. Лоббизм как политический институт………………………. |
Лекция 11. Политический процесс: изменения и развитие……… |
1. Понятие и типология политического процесса….. 2. Конфликты и политический процесс |
3. Политическое развитие и модернизация………….. |
4. Политическое развитие России……………… |
Лекция 12. Международные отношения и внешняя политика……….…………… |
1. Международные отношения как предмет теоретического анализа……………… |
2. Особенности современных международных отношений…. |
3. Геополитика как фактор современных международных отношений |
|
|
Раздел III. ЧЕЛОВЕК В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Лекция 13. Политическое участие……………………………... |
1. Понятие, формы и мотивы политического участия…......... |
2. Электоральное поведение…………………………………... |
3. Политическое участие в России……………………………. |
Лекция 14. Политические элиты………………………………. |
1. Классические теории элит………………………………….. |
2. Современные концепции элит……………………………… |
3. Типология, механизм формирования и функции политической элиты… |
4. Политические элиты современной России………………... |
Лекция 15. Политическое лидерство…………………….......... |
1. Природа политического лидерства………………………… |
2. Теории политического лидерства………………………….. |
3. Типология и функции политического лидерства……......... |
4. Особенности политического лидерства в современной России |
Лекция 16. Политическое сознание. Современные политические идеологии……………………………………... 1. Понятие и структура политического сознания. Политическая идеология…………………………………………………… 2. Современные политические идеологии…………………… |
Лекция 17. Политическая культура…………………………… |
1. Понятие политической культуры…………………………... |
2. Типология политической культуры………………………... |
3. Политическая культура современной России……….......... |
Лекция 18. Прикладная политология и политические технологии……………………………………………………… |
1. Прикладная политология………………………. |
2. Политические технологии………………………… |
3. Избирательная кампания………………………………… |
Литература…………………………………………………………… Ответы на тестовые вопросы……………………………. |
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ПОЛИТОЛОГИЯ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1. Политология как наука и учебная дисциплина:
история и современность
Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие произведения того времени. Речь идет о работах Платона «Государство», «Политик» и «Законы»; Аристотеля «Политика» и «Афинская полития»; Цицерона «О государстве», «О законах» и многих других. Предметом исследования в них являлись те многие проблемы, которые сегодня составляют сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука». Вот эти слова: «Однако скажем теперь о вопросах, …которые имеют значение для политической науки»[1]. Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и других знаний – это конец ХIХ–начало ХХ века.
|
|
Как учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине ХIХ века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата.
Важной вехой в истории политологии как науки и как учебной дисциплины стало образование в 1903 году в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). С 1950 г. регулярно (раз в три года) проводятся конгрессы МАПН. Летом 2012 года в Мадриде (Испания) проходил ХХII Всемирный конгресс политологов, в котором приняли участие более трёх тысяч учёных. Тема конгресса «Реорганизуя власть, меняя границы».
Исследование и преподавание политической проблематики в дореволюционной России осуществлялось в основном усилиями религиозных мыслителей, историков, философов, социологов, юристов[2].
В послереволюционное, советское время политология в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма. За этим фактом можно увидеть общую ситуацию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет ни условий, ни возможности для постоянного, углубленного исследования и более или менее систематического и всестороннего изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру дозволенного.
|
|
И лишь с конца 80–х годов ХХ века, тогда еще в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:
– вводится ученая степень кандидата и доктора политических наук;
– постепенно вводится преподавание политологии в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, начинают выходить учебники по политологии, подготовленные российскими авторами;
– начинают издаваться политологические журналы: («Полис» с 1991 г., «Власть» с 1993, «Полития» с 1997, «Политические науки. Вестник МГУ» с 1994, «Социология и политология. Вестник МГУ» с 1994 г. и др.).
– с 1998 г. регулярно проводятся Всероссийские конгрессы политологов. Осенью 2012 года состоялся Шестой Всероссийский конгресс политологов, в работе которого участвовало более 1300 учёных, представляющих 34 страны мира. Тема конгресса: «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия».
Следует отметить, что для этих качественных изменений некоторые предпосылки были созданы ранее. Так, ещё во времена хрущевской «оттепели» создается Советская ассоциация политических наук (САПН), преобразованная в конце 1991 года в Российскую ассоциацию политической науки. В 1979 году в Москве состоялся ХI конгресс МАПН.
В целом, можно отметить, что российская политология творчески осваивает мировой опыт исследований мира политики; активно включается в развитие мировой политической мысли, формирование российской школы политологии; выработка наиболее эффективных методов и методологии исследования политики.