Группы интересов как субъекты политики

Существенную роль в политических процессах играют группы интересов (или иначе заинтересованные группы, общественные группы). Они выступают как наиболее распространенные инструменты аккумуляции социальной и гражданской активности людей.
В зависимости от направленности интересов многие из общественных групп являются важными субъектами политики. Как отмечалось в предыдущих главах, под субъектами политики понимаются отдельный человек и различные социальные общности, которые оказывают определенное влияние на политический процесс. Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т.п. Это социальные субъекты политики, которые возникают и проявляют себя в результате естественно-исторического процесса в этнонациональных, социальных, демографических и других отношениях. Роль социальных субъектов политики особенно заметна в периоды бурных общественно-политических преобразований, а также в ходе массовых выступлений в защиту своих интересов (митинги, забастовки, демонстрации). Институциональные субъекты политики — это целесообразно создаваемые, более или менее организованные объединения, такие как общественные объединения и движения политической направленности, группы давления и др.

Среди институциональных субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком своих интересов.

Группы интересов — это определенным образом организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды и т.п.), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Как отмечал американский исследователь теории групп А. Бентли (1870—1957): «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют»[70].

Среди групп интересов необходимо выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является веберовское понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть. Таким образом, к неполитическим группам интересов относятся такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти, влиянием на неё. Их природа обусловлена особенностями интересов, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (например, на основе многообразия любительских интересов возникают спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т. п).

Неполитические группы интересов исследуются не только социологами, но и политологами. Они привлекают внимание политической науки в трех аспектах.

Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, активно вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс в ходе избирательных и других политических кампаний с целью привлечения сторонников и голосов в ходе выборов.

Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены, особенно в периоды кризисов в обществе, вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих любительских или профессиональных интересов. К примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения. Польский профсоюз «Солидарность», активно вторгшийся в политику в конце 1980-х — начале 1990-х гг., обеспечил победу на президентских выборах своему лидеру — Леху Валенсе. Французские профсоюзы в сентябре-октябре 2010 г. организовали массовые выступления против государственной пенсионной реформы, согласно которой должен быть увеличен возраст выхода на пенсию.

И, в-третьих, массовость и эффективность функционирования неполитических групп интересов является важным показателем уровня развития гражданского общества.

Группы интересов порождают особые способы демократического взаимодействия гражданского общества и власти, представляют собой важный канал обратной связи между ними.

К важнейшим функциям групп интересов относятся следующие:

артикуляция (от лат. articulare — ясно, членораздельно произносить) интересов — преобразование смутных и расплывчатых массовых требований в конкретные и четкие формулировки;

агрегация, или согласование, интересов — сведение множества частных (индивидуальных и групповых) интересов к более обобщенному и особо значимому для данной группы интересу;

представительство (репрезентация) и продвижение групповых интересов в структурах власти;

мобилизация, т.е. вовлечение граждан и их различных объединений в процессы защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

социализация, т.е. усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

политическое рекрутирование, т.е. формирование и выдвижение политических лидеров из среды активных и влиятельных представителей групп интересов.

В мировой практике накопился определенный опыт правового регулирования деятельности групп интересов. В Конституции Российской Федерации также закреплены права граждан создавать общественные объединения (ст. 30); участвовать в управлении делами государства (ст. 32); обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Кроме того, механизм реализации конституционных прав граждан на создание общественных объединений конкретизирован и закреплен в ряде федеральных законов: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О политических партиях» и др.

Так, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, за исключением партий, религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), деятельность которых регулируется особыми законами.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» подчеркивается, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном указанным Федеральным законом и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного само-
управления и общественных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном российским законодательством.

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставом и иными учредительными документами.

Следует отметить, что в России еще не сложились достаточно эффективные формы взаимодействия общественности и власти. Поиск различных форм диалога осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Среди таких новых форм диалога можно назвать регулярно проводимые Общероссийские и региональные гражданские форумы; функционирующая с 2006 общественная палата Российской Федерации и созданные региональные общественные палаты. Уже несколько лет работает молодёжный парламент при Государственной думе РФ и сеть региональных молодёжных парламентов




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: