Партии и выборы, избирательные системы

    В большинстве современных государств источником политической власти является народ. Принцип народовластия является основополагающим для представительных органов власти, которые формируются посредством проведения свободных демократических выборов. Выборы являют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. Процедура выборов – важнейший компонент современной политики, обеспечивающий обновление государственной власти на всех уровнях: федеральном, региональном, местном, в соответствии с интересами общества.

    Основная задача выборов – признание легитимности избранных политических институтов. За многовековую историю эволюции демократии, в различных странах выработались определенные стандарты организации и проведения выборов в представительные органы власти, соблюдение которых позволяет утверждать, что результаты выборов отражают волю электората, который пришел и проголосовал за того или иного кандидата или политическую партию.

В общемировой практике известно более ста разновидностей избирательных систем, которые различают, прежде всего, по способам определения результатов выборов. Избирательные системы – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных органов политической власти. Но, если исходить из принципиальных различий, то можно выделить главные типы системы – мажоритарную и пропорциональную, а также смешанную, соединяющую обе эти системы, поскольку часть депутатов избирается по мажоритарной    системе, а часть - по пропорциональной.

Мажоритарная система (от франц. слова «majorite» – большинство) представляет собой избирательную систему, в соответствии с которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей. При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное, относительное. В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная система относительного большинства представляет собой самую простую систему, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е., больше голосов, чем любой из его соперников. При мажоритарной системе относительного большинства обязательный минимум участии избирателей, как правило, не устанавливается. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. Данная система несправедлива к политическим партиям, особенно к средним и малым. Это связано с определением результатов выборов. Кандидат в представительный орган власти избирается относительным большинством, но часто относительное большинство является абсолютным меньшинством от всего корпуса избирателей.

Недостатком данной системы является то, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропадают. Вместе с тем, она результативна, а также исключает обременительный для избирателей и дорогостоящий для налогоплательщиков второй тур выборов, дает неплохие результаты при двухпартийной системе, например, в США, но когда кандидатов много, а интересы избирателей разнообразны, эта система искажает волю избирательного корпуса.

Мажоритарная система относительного большинства имеет большое количество сторонников, так как обычно обеспечивает партии-победительнице большинство в высшем законодательном органе страны, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания депутатом абсолютного большинства голосующих избирателей, минимум 50% плюс один голос. Обычно при этой системе устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, и если он не будет достигнут, выборы признаются несостоявшимися. Нижний порог может составлять половину зарегистрированных избирателей, но нередко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составлять 25% плюс один голос избирательного корпуса. Преодолеть на практике процентный рубеж, когда в выборах принимает участие много кандидатов, довольно сложно. Поэтому, в условиях данной системы часто бывает второй тур.

Достоинством данной системы, в отличие от системы относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей.

Мажоритарная система квалифицированного большинства устанавливает определенный процент голосования за кандидата (или список кандидатов) для положительного результата. При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается федеральным законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редко применялась в мировой политической практике (Чили, Италия и др.), поскольку она еще мене результативна, чем система абсолютного большинства.

К числу достоинств мажоритарной системы в целом относится то, что в ней заложены возможности формирования стабильного и эффективно работающего правительства. Мажоритарная система позволяет крупным, организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Основным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти.

Согласно пропорциональной избирательной системы каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В этом ее преимущественное отличие от других избирательных систем. В частности, в отличие от мажоритарной избирательной системы, которая не учитывает интересы меньшинства. Пропорциональная система позволяет получить парламентское представительство политическим партиям, которые не доминируют в какой-либо части страны, но суммарно собирают в различных регионах определенное число голосов. Таким образом, в парламенте удается более точно отразить соотношение политических сил в стране.

С целью укрепления партийных фракций в парламенте, а также с целью избежать проникновения в представительные органы власти конфликтующих между собой мелких группировок и политических партий, избирательные законы устанавливают заградительный пункт, часто выгодный крупным и средним политическим партиям. Принципы пропорциональной избирательной системы используются при выборах парламентов в Италии, ФРГ, Израиле, в Российской Федерации в 2007 г. и 2011 гг. и др. странах.

Выдвижение кандидатов, согласно пропорциональной системе производиться путем составления партийных списков, практически исключается выдвижение независимых кандидатов. Юридически беспартийный кандидат должен обратиться с заявлением в партию, которая примет решение о включении/ не включении гражданина в партийные списки. Избиратели голосуют за список, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу, как это происходит при мажоритарной системе.

К достоинствам пропорциональной системы можно также отнести и то, что в сформированных представительных органах власти представлена реальная картина политической жизни общества и отражена расстановка политических сил, которая обеспечивает обратную связь между государством и активными субъектами гражданского общества, что способствует развитию политического плюрализма, формированию толерантности среди электората и становлению многопартийности. Основным недостаткам пропорциональной системы является сложность при распределении «портфелей» в законодательном органе страны, формировании правительства и т.п.

    В связи с тем, что мажоритарная и пропорциональная системы имеют свои достоинства и недостатки в общемировой политической практике с конца ХХ века наметилась тенденция, при организации и проведении выборов в представительные органы власти, объединять данные системы: часть представительного органа формируются по одной системе, а часть по другой. Примером данной системы является формирование нижней палаты российского парламента до 2007 года. Предполагается, что выборы в Государственную Думу в 2016 году пройдут также по смешанной системе.

        

Основные понятия темы: партия, «железный закон олигархизации», типология партий, «левые» и «правые партии», либеральные, демократические, социалистические партии, реформистские и революционные, кадровые и массовые партии, партийная система, типы партийных систем, бипартизм.

 

Контрольные вопросы:

1. Рассмотрите основные подходы к определению политических партий, покажите существенное отличие партий от других общественных объединений?

2. Какова структура политической партии?

3. Раскройте основные функции политических партий.

4. Рассмотрите основные подходы к типологии политических партий.

5. Что такое партийная система? Назовите основные типы партийных систем?

6. Дайте характеристику двухпартийной (бипартизм) и многопартийной политических систем.

7. Раскройте процесс развития партийной системы в современной России.

8. Каковы особенности основных избирательных систем. Партии и выборы в России?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: