· Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.
· Власть - это политическое господство над людьми.
· Власть - это система государственных органов.
· Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.
Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.
К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
· поддержание общественного порядка и стабильности;
· выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
· достижение общественного согласия (консенсуса);
· принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
· управление делами общества.
· управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
· функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
· обеспечение стабильности в стране.
Концепции природы власти:
· Теологическую, обосновывающую происхождение власти как власти, данной от Бога. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
· Институциональную, в рамках которой основная причина возникновения властных отношений связывается с появлением в обществе институтов (в том числе и, прежде всего, государства).
· Системную, рассматривающую власть как безличный атрибут, подобно деньгам в экономике, упорядочивающий отношения между людьми в обществе.
· Ролевую, определяющую власть как реализацию социального положения (социальной роли), обусловливающего контроль одного субъекта над другими.
· Рыночную, оценивающую властные отношения по аналогии с рыночными отношениями (как сферу услуг, конкуренцию различных интересов в обществе, как рынок, где идеи и люди борются за «покупателя»).
· Обмена ресурсов, согласно которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, людских, интеллектуальных) и поэтому обладание редким ресурсом дает власть (путем обмена ресурсами).
· Психологическую, объясняющую власть как природное свойство человека господствовать или подчиняться (для того чтобы выжить).
· Классовую, сводящую власть к воле класса, господству экономически более сильного класса над другими.
· Силовую, связывающую власть с использованием принуждения, силы (у кого сила — у того и власть).
Существуют и другие концепции власти:
биологическая (как средство обуздания природной агрессивности человека);
бихевиористская или поведенческая (трактует власть как «волю к власти») и др.
В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются:
· политическая власть,
· экономическая власть,
· социальная власть,
· духовная власть.
Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы:
государственную и общественно-политическую.
· Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.
· В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.
Выделяются шесть источников власти:
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли
власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.
3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
4. Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.