Отдел: Musci, Bryophyta – мхи

Занятие № 1. Тема: Семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем.

Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид проростка сосны. 2. Изучить и зарисовать семена и проростки однодольных и двудольных растений с запасанием питательных веществ в эндосперме и перисперме. Указать названия растений. 3. Изучить и зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения. 4. Изучить и зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.). 5. Изучить и зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани. 6. Изучить и зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы.

Вопросы для контрольной работы: 1. Основные понятия морфологии высших растений. Вегетативные и генеративные органы. 2. Корень, типы корней и корневых систем. Зоны корня. Метаморфозы корня. 3. Анатомическое строение корня. Его первичное и вторичное строение. 4. Развитие и строение семян. Типы семян с эндоспермом, без эндосперма, с периспермом.

 

Занятие № 2. Тема: Побег. Стебель. Типы анатомического строения стеблей: стволов хвойных и двудольных древесных растений.

Задания: 1. Изучить и зарисовать многообразие побегов по направлению роста. 2. Изучить и зарисовать укороченные и удлиненные побеги древесных растений. 3. Изучить и зарисовать типы ветвления побегов. 4. Изучить и зарисовать примеры верхушечных, пазушных и придаточных почек. 5. Изучить и зарисовать внутреннее строение вегетативной и генеративной почек. 6. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей древесных растений на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) и липы мелколистной (Tilia cordata). Обозначить ткани и годичные кольца.

Вопросы для контрольной работы: 1. Понятие о побеге. Элементы побега. Закономерности и типы листорасположения. 2. Стебель, строение и функции. Формы стеблей. 3. Анатомическое строение центрального цилиндра стебля и типы стел. Эволюция стел. 4. Строение стебля древесного растения на примере липы сердцелистной. 5. Строение стебля древесного растения на примере сосны обыкновенной.

Занятие № 3. Тема: Типы анатомического строения стеблей травянистых однодольных и двудольных растений.

Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей однодольных растений на примере ржи посевной (Secale cereale) и кукурузы (Zea majs). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений на примере льна (Linum sp.), подсолнечника однолетнего (Helianthus annuus) и кирказона (Aristolochia sipho). Обозначить ткани.

Вопросы для контрольной работы: 1.Анатомическое строение стебля. Особенности строения стеблей травянистых растений. 2. Строение стебля ржи посевной. 3. Строение стебля кукурузы. 4. Строение стебля льна. 5. Строение стебля подсолнечника однолетнего. 6. Строение стебля кирказона.

Занятие № 4. Тема: Лист и его строение. Морфологическое разнообразие листьев. Листорасположение. Анатомия листа разных экологических групп.

Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа однодольного растения на примере ириса (Iris sp.). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа двудольного растения на примере камелии японской (Camellia japonica). Обозначить ткани. 3. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа голосеменного растения на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Обозначить ткани. 4. Изучить и зарисовать примеры простых и сложных листьев.

Вопросы для контрольной работы: 1. Лист и его части. Листья простые и сложные. 2. Строение листа ириса. 3. Строение листа камелии японской. 4. Строение листа сосны обыкновенной.

Занятие № 5. Тема: Метаморфозы листа, корня, надземных и подземных побегов и их значение.

Задания: 1. Изучить и зарисовать метаморфозы листа: колючки кактуса опунции (Opuntia sp.), усики гороха посевного (Pisum sativum), ловчие аппараты растений-хищников росянки круглолистной (Drosera rotundifolia) и пузырчатки обыкновенной (Utricularia vulgaris). 2. Изучить и зарисовать метаморфозы (видоизменения) побега: клубень картофеля (Solanum tuberosum), луковицу лука репчатого (Allium cepa), клубнелуковицу лилии (Lilium sp.), корневища купены лекарственной (Polygonatum odoratum), шипы барбариса обыкновенного (Berberis vulgaris), усики тыквы (Cucurbita pepo). 3 Изучить и зарисовать макро- и микроскопическое строение «корнеплодов» моркови посевной (Daucus sativa), редиса (Rhaphanus raphanisrum) и свеклы обыкновенной (Beta vulgaris). Обозначить ткани. 4. Изучить и зарисовать метаморфозы корня: эндо- и эктотрофную микоризу на корне древесных и травянистых растений; бактериальные клубеньки на корнях бобовых; корни-подпорки; корни-пневматофоры; веламен.

Вопросы для контрольной работы: 1. Метаморфозы листьев и побегов, их разнообразие и значение. 2. Анатомическое строение корневищ. 3. Метаморфозы корней, их разнообразие и значение.

Занятие № 6. Итоговый тест по разделу «Анатомия и морфология растений».

Занятие № 7. Тема: надотдел мохообразные.

Систематическое положение изучаемых представителей:

Надотдел: Bryomorphae – мохообразные

Отдел: Hepaticae, Marchantiophyta – печеночники

Класс: Marchantiopsida – маршанциевые

Порядок: Marchantiales – маршанциевые

Семейство: Marchantiaceae – маршанциевые

Вид: Marchantia polymorpha – маршанция многообразная

Отдел: Musci, Bryophyta – мхи

Класс: Sphagnopsida – сфагновые мхи

Порядок: Sphagnales – сфагновые

Семейство: Sphagnaceae– сфагновые

Вид: Sphagnum sp. – сфагнум

Класс: Polytrichopsida – политриховые

Порядок: Polytrichales – политриховые

Семейство: Polytrichaceae– политриховые

Вид: Polytrichum commune – кукушкин лен обыкновенный

Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид мужского и женского гаметофитов маршанции, с подставками, поперечные срезы подставок, коробочку. 2. Составить схему жизненного цикла маршанции, отметив для каждой стадии плоидность ядер. 3. Изучить и зарисовать внешний вид верхней части женского гаметофита сфагнума с коробочками, продольный разрез коробочки, строение листа, отметив гиалиновые клетки. 4. Изучить и зарисовать внешний вид мужского и женского гаметофитов кукушкина льна, верхнюю часть гаметофитов с антеридиями и архегониями, продольный разрез коробочки. 5. Составить схему жизненного цикла кукушкина льна, отметив плоидность ядер на каждой стадии. 6. Ознакомиться с гербарием и выписать латинские и русские названия представителей мхов, встречающихся во флоре Республики Мордовия.

Вопросы для контрольной работы: 1. Мохообразные, особенности их строения и размножения. 2. Многообразие и классификация мохообразных, важнейшие представители, распространение и значение. 3. Жизненный цикл мохообразных на примере кукушкина льна.

                                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: