Вклад психоаналитика в результат психоанализа

Результат психоанализа зависит не только от умения быть психоаналитиком для пациента, но и от возможности быть психоаналитиком для самого себя. Поэтому психоаналитик должен сам пройти психоанализ. Это важно не только для познания технологий изнутри, не только для закрепления теоретических положений психоанализа внутренним опытом, полученным благодаря анализу собственного бессознательного, но главным образом для того, чтобы его собственные проблемы не исказили анализ бессознательного пациента.

По этому поводу Р. Гринсон пишет, что искусность пси­хоаналитика является производной от психологических про­цессов, которые формируют его личность и характер (Гринсон, 1994). Степень разрешения невротических конфликтов зависит от знаний, интеллекта, мотивации психоаналитика, которые привели его в область психоанализа. Прежде чем кандидат в психоаналитики возьмет пациента для лечения, он должен сам пройти эффективный личностный анализ, а также семинары по ментальному развитию, структуре и значению сновидений, психоаналитической теории неврозов, базисной метапсихоло-гии и основам психоаналитической техники. Только после того, как кандидат в течение нескольких лет пройдет личностный анализ и приобретет знания психоаналитической теории, он будет должным образом подготовлен к тому, чтобы начать применять психоаналитическую технику самостоятельно.

Очень важным вкладом психоаналитика является обес­печение атмосферы эмоциональной вовлеченности и сотруд­ничества, а также конфиденциальности для хороших рабочих отношений с пациентом. В рабочем альянсе нет ни автори­тарности, ни строгости, ни робости, ни самодовольства, ни холодности, ни экстравагантности, но есть откровенность, самообладание, естественность, сочувствие, целеустремлен­ность, терапевтическое намерение, инсайт и соблюдение правил, к которым должен привыкнуть пациент, при этом чувствуя себя свободно. Например, правило «зеркало» требует от аналитика твердости в отношении своих ценностей, норм и принципов, но не бездушности и холодности. Правило «абстиненции» требует, чтобы аналитик не потакал невро­тическим и инфантильным желаниям пациента, при этом фрустрация этих желаний должна реализоваться без унижения и психологических травм.

Аналитик должен считаться с тем, что пациенту необходи­мо ощущать чувство собственного достоинства и самоуважения во время анализа. Кроме того, надо иметь в виду, что некоторые пациенты скрывают испытываемые ими чувства страха, уни­жения, раздражения. Аналитик должен оказывать поддержку пациенту, неизбежно испытывающему страдания во время сеанса. Он должен уметь налагать ограничения и выказывать участие своему пациенту, добиваться компромисса между болью от своей интерпретации и успокаивающим тоном своего голоса. Эмпатия, конгруэнтность, интуиция должны быть условиями работы аналитика при безусловно позитивном его отношении к пациенту. Итогом анализа для пациента должны стать дове­рие, инсайт, понимание, успокоение вместо беспомощности, затруднений и проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая краткое изложение теории психоанализа, умест­но сослаться на речь 3. Фрейда на V Психоаналитическом конгрессе в Будапеште в 1918 году, где он уточнил задачу психоанализа. Она заключается в том, чтобы дать невроти­ческому больному возможность осознать имеющиеся у него бессознательные вытесненные душевные движения и с этой целью вскрыть сопротивления, противодействующие такому расширению знания о собственной личности. Невротический больной приходит к психоаналитику с разорванной, разодран­ной сопротивлениями на части душевной жизнью. Психоанализ устраняет сопротивления, что приводит к тому, что душевная жизнь человека становится единым целым. Вследствие этого единое «Я» вбирает в себя все те влечения, которые до того были отщеплены' и связаны вне его.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Для каждого из шести вопросов выберите только один правильный, на ваш взгляд, ответ. 1. Бессознательное — это:

а) содержание психической жизни, о наличии которого человек ничего не подозревает в данный момент;

б) содержание психической жизни, о котором человек не знает длительное время;

в) все вытесненное содержание;

г) представление, которое в данный момент сознательно, но в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при опреде­ленных условиях;

д) все ответы верны.

2. Инстанция Эго — это:

а) подструктура душевной жизни, выступающая посред­ником между Ид и Супер-Эго;

б) то, что выполняет функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему;

в) то, что стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Ид и Супер-Эго;

г) то, что превращает волю Ид в действие, как будто бы это было его собственной волей;

д) измененная под влиянием внешнего мира и при по­средстве сознания часть Ид;

е) олицетворение разума, рассудительности, в противопо­ложность Ид, содержащему страсти;

ж) все ответы верны.

3. Супер-Эго — это:

а) высшая инстанция в структуре душевной жизни, игра­ющая роль цензора;

б) то, что остается бессознательным;

в) часть Эго, не так прочно связанная с сознанием;

г) то, что стремится вытеснить Эдипов комплекс;

д) то, что строго властвует над Эго как совесть или чув­ство вины;

е) все ответы верны.

4. Замещение — это:

а) совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить Эго от угроз со стороны реальности:

б) бессознательный процесс, благодаря которому ребенок ведет себя, думает и чувствует, как это делали бы его отец или мать;

в) один из механизмов перевода бессознательных, непри­емлемых для Эго желаний в приемлемые формы;

г) все ответы верны.

5. Ошибочное действие — это:

а) результат столкновения противоречащих друг другу на­мерений, одно из которых человек старается скрыть;

б) сохранившееся в памяти воспоминание о событиях пер­вых 5—6 лет жизни, отличающееся особенной яркостью и кажущейся незначительностью;

в) проекция детских установок и желаний в отношении родителей на другое лицо;

г) все ответы неверны. 6. Смещение — это:

а) механизм искажения бессознательных мыслей, за­ключающийся в перенесении акцента с главного на второстепенное;

б) неосознаваемый механизм слияния различных пред­ставлений в одно целое;

в) бессознательный механизм, заключающийся в перегруп­пировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое;

г) все ответы неверны. 7. Сопротивление — это:

а) стремление не допустить в сознание вытесненные бес­сознательные желания;

б) отказ пациента сообщить приходящие в голову мысли на основании того, что они совершенно неважны;

в) критика врача;

г) все ответы верны.

 

Правильные ответы: 1д, 2ж, Зе, 4в, 5а, 6а, 7г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.

2. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

3. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.

Список литературы

55

4. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

5. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

6. Фрейд 3. Сновидения. М.: Водолей, 1991.

7. Фрейд 3. Толкование сновидений. Обнинск: Титул, 1992.

8. Freud A. Normality and Pathology in Childhood Assessments of Development. New York, 1965.

Глава 2 ПСИХОСИНТЕЗ

ВВЕДЕНИЕ

Много веков тому назад Будда говорил: «Мы — это то, что мы думаем... Нашими мыслями мы создаем мир...» Эти слова представляют основу трансперсональной психологии, разновидностью которой является психосинтез.

Трансперсональная психология, по определению Э. Сутича, первого редактора журнала «Трансперсональная психология», занимается исследованием предельных способностей и воз­можностей человека.

А. Маслоу говорил о гуманистическом направлении в психологии как о третьей силе в психологии, противопостав­ляющей себя бихевиоризму и классическому психоанализу. Он считал гуманистическую психологию подготовительной к еще более высокой — четвертой силе в психологии, транспер­сональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на личных человеческих интересах и потребностях.

Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание, и «logos», то есть слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona»,то есть «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем взгляда с новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости (Руффлер, 1998).

Трансперсональный опыт — это «перешагивание» через семантические поля сознания, за границами которых отсутствует

система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел этот иллюзорный мир.

Согласно современному определению, трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития созна­ния, связывающей психологические и духовные дисциплины (Федорова, Бажурина, 1999).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: