Работа психоаналитика заключается в создании ситуации, которая максимально способствует проявлению у пациента различных реакций переноса и возникновению инсайта.
Кроме этого необходимо, чтобы пациент установил и поддерживал особый вид взаимоотношений с психоаналитиком — так называемый рабочий альянс. Рабочий альянс предполагает сознательную готовность пациента к кооперации с аналитиком, его способность-следовать инструкциям. При этом происходит сотрудничество между разумным наблюдающим, анализирующим Эго пациента и анализирующим Эго аналитика.
Условием формирования такого рабочего альянса является частичная идентификация пациента с аналитиком, когда тот пытается понять поведение пациента. Р. Гринсон убежден, что пациенты, которые не могут отделить разумное наблюдающее Эго, не будут способны поддерживать рабочие отношения, и наоборот (Гринсон, 1994). Рабочий альянс — это рациональный, десексуализированный, деагрессированный феномен переноса, к которому неспособны нарцисстические люди.
|
|
Пациент должен логично по порядку описывать свои чувства, мысли, поступки, стремясь сдерживать при этом свои действия. Он должен выражать свободные ассоциации, быть способным частично регрессировать, слушать и понимать аналитика, рефлексировать, размышлять и интроспектировать. Он должен также уметь обращаться к прошлому, наблюдать за собой тогда и теперь, фантазировать и связно рассказывать обо всем этом.
Многие психоаналитики считают, что сама по себе аналитическая ситуация (при которой пациент лежит на кушетке, визиты происходят достаточно часто, лечение длительно, а спокойствие и опытность аналитика дают возможность говорить на любые темы) и специфические аналитические процедуры помогают формированию рабочего альянса. Кроме этого, сенсорная изоляция, которой подвержен лежащий на кушетке пациент, вызывает у него чувства одиночества, фрустрации и желание объектных отношений. При этом в результате внимания со стороны психоаналитика к нуждам пациента происходит взаимодействие с воспоминаниями о близости между матерью и ребенком. Психоаналитическое лечение является длительным — пациенту обычно требуется от 3 до 5 лет работы.
Рабочая ситуация, возникающая в психоанализе, состоит, как правило, из трех элементов: пациент, аналитик и окружающая среда.
От особенностей пациента зависит множество нюансов анализа. Например, 3. Фрейд считал, что нарцисстический невроз, в отличие от невроза переноса, не излечивается. В соответствии с воззрениями психоаналитиков, психоаналитическая терапия может быть применима при тревожной истерии, конверсионной истерии, обсессивно-компульсивном неврозе, психоневротических депрессиях, неврозах характера и психосоматических заболеваниях. Психоанализ противопоказан при различных формах шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. При импульсивных неврозах, перверсиях, пагубных привычках, правонарушениях и пограничных случаях вопрос о применении психоанализа должен решаться индивидуально. Каждый человек имеет различные ресурсы, и именно их запас является определяющим фактором при назначении терапии.
|
|
В центре терапии должна быть личность в целом, а не ее патологии. Не менее важна готовность клиента к специфическим требованиям психоаналитической терапии, так как она бывает не только длительной, но и дорогой и болезненной. Иначе говоря, у самого пациента, а не у его близких, должна быть сильная мотивация. Конфликты, переживаемые пациентом, должны вызывать достаточно сильные страдания, чтобы желание избавиться от них помогло ему выдержать все трудности лечения. Поэтому людям, испытывающим мазохистские импульсы, психоанализ тоже не рекомендуется, так как они могут привязаться к боли, причиняемой анализом.
Решение пройти курс психоанализа не должно быть связанным с профессиональным развитием, исследованием или удовлетворением познавательного интереса — в этих случаях человек будет сопротивляться анализу. Глубоко проанализировать можно только того, кто ощущает себя пациентом. Он будет стремиться войти в психоаналитическую ситуацию и работать в ней, принимать все отношения, возникающие между ним и аналитиком, вызывающие эмоции и чувства, и реагировать здесь и сейчас на все интенсивно, гневно, яростно, но при этом не разрушая ни себя, ни ситуацию в целом. Только тогда все чувства, сопротивления и защиты станут предметом анализа. Иначе говоря, депривация, фрустрация, депрессия, тревога, через которые проходит пациент в психоанализе, — это нормально для психоаналитической ситуации.
Специфика анализа состоит в том, что пациент по просьбе аналитика должен регрессировать и прогрессировать, быть пассивным и активным, снимать контроль и поддерживать его, отказываться от реальности и сохранять контакт с ней. Выполнение таких противоположных действий требует от пациента пластичности Эго, чтобы принимать во внимание свои ограничения, расширяя тем самым границы Эго (Гринсон, 1994; Фрейд 3., 1989). Пациент должен понимать аналитика, быть способным к эмпатии и уметь контролировать себя после сеанса. Он должен быть честным и способным рассказывать о различных эмоциях. Импульсивные люди, не способные противостоять фрустрациям и болезненным аффектам, — плохие пациенты для психоанализа (Гринсон, 1994).
Пациент должен рефлексировать не только во время сеанса, но и после него, до следующего сеанса. Он должен быть искренним и одновременно наблюдать за собой, не превращая свою жизнь в бесконечный аналитический сеанс и существенно не меняя своей реальности до конца анализа.
Для успешного анализа большое значение имеют и внешние факторы. Недопустимо, чтобы клиент страдал от тяжелой болезни, находился в кризисной ситуации или на пике любви. Также желательно, чтобы анализу не мешали назойливые родственники, родители или супруги пациентов. И кроме того, необходимы деньги и время.
Ввиду достаточно большого количества ограничений для анализа, проще определить противопоказания, чем показания. Поэтому, по мнению 3. Фрейда (1989), необходим «пробный анализ», проводимый в течение нескольких недель для «зондирования» ситуации. Р. Гринсон (1994) предлагает следующую стратегию:
1)сказать пациенту о том, что психоанализ— лучшее лечение для него, выслушать его реакцию и подождать его решения;
|
|
2) объяснить ему роль свободных ассоциаций и предложить поработать этим методом;
3) помочь ему осознать необходимость выбора психоанализа после некоторой совместной работы.
АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Между сопротивлением, защитой, функциями Эго и объектными отношениями существует тесная взаимосвязь.
Под анализом сопротивления подразумевают четыре различные процедуры — интерпретацию, конфронтацию, прояснение и проработку.
Интерпретация — исключительно важный инструмент психоаналитической техники. Интерпретировать — значит делать подсознательные и предсознательные психические проявления сознательными. С помощью интерпретации пациент осознает источник, форму, причину и значение любого психического события. Для этого необходимо соблюдение главного условия — то, что интерпретируется, должно быть сначала прояснено и продемонстрировано. С этой целью аналитик использует свои знания, эмпатию, интуицию, фантазию.
Таким образом, конфронтация и прояснение — необходимые дополнения к интерпретации. Иногда пациент не нуждается в психоаналитике для конфронтации и прояснения, потому что способен сделать это сам.
Тщательная проработка — это регулярные интерпретации, ведущие пациента от первоначального понимания частного явления к последующим изменениям в поведении, которые завершают аналитическую работу.
Резюмируя, зафиксируем все шаги анализа сопротивления:
1) осознать сопротивление;
2) продемонстрировать сопротивление пациенту — то есть способствовать тому, чтобы сопротивление стало демонстрируемым;
3) прояснить мотивы и формы сопротивления: а) какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться; б) какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в, данный момент; в) какие конкретные форму и метод пациент использует для выражения своего сопротивления;
4) интерпретировать сопротивление: а) какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений, которые стоят за сопротивлением; б) как история и бессознательные объекты этих аффектов и побуждений связаны с сопротивлением во время анализа, вне анализа и в прошлом;
|
|
5) интерпретировать форму сопротивления: а) как сопротивление влияет на деятельность во время анализа и вне его; б) как развивалось сопротивление и какие цели оно преследовало в настоящем и прошлом пациента;
6) тщательно проработать и повторить шаги 4а, 46, 5а, 56. Психоаналитик должен знать и всегда удерживать в уме проявления пациента, противостоящие процедурам анализа. Эти проявления классифицированы Р. Гринсоном (1994) следующим образом:
1) защитные маневры бессознательного Эго;
2) страх изменений и необходимость безопасности, которые побуждают инфантильное Эго не изменять привычные невротические структуры;
3) необходимость страданий, которую испытывает иррациональное Супер-Эго, чтобы искупить бессознательную вину;
4) враждебный перенос, мотивирующий пациента мешать планам психоаналитика;
5) сексуальный и романтический переносы, которые ведут к ревности и фрустрации, а потом и к враждебному переносу;
6) мазохистские и садистские импульсы, которые толкают пациента на различные болезненные удовольствия;
7) импульсивность, которая побуждает пациента быстро достигать удовлетворения;
8) вторичные выгоды от невротического заболевания, которые заставляют пациента «привязываться» к неврозу.
ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В книге «Введение в психоанализ» 3. Фрейд (1989) выделяет три группы ошибочных действий человека. К первой группе он относит: оговорки (когда человек вместо одного слова употребляет другое); описки (когда человек вместо одного слова пишет другое, что может быть им замечено или нет); очитки (когда человек читает не то, что написано или напечатано); ослышки (когда человек, не имеющий нарушения слуха, слышит не то, что говорится).
Во вторую группу ошибочных действий входят: временное забывание (когда человек не может вдруг вспомнить то, что хорошо знает, и потом обычно неожиданно вспоминает, например, имя знакомого); невыполнение намерений в определенное время.
В третью группу входят запрятывания (когда человек убирает куда-то предмет так, что его потом невозможно найти); затеривания (когда какая-либо вещь просто вдруг исчезает, чем вызывает удивление ее владельца); ошибки-заблуждения (когда человек верит чему-то, что, как он знает на самом деле, не соответствует действительности).
Все эти действия на первый взгляд весьма несущественны. Однако, как доказал психоанализ, они не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты. Эти акты имеют действительный несомненный и очевидный смысл и дают интереснейший и ценный материал для понимания глубинных процессов в душе человека. Так, например, оговорка специалиста-медика, что в городе с миллионным населением врачей, разбирающихся в анатомии носовой полости, можно сосчитать по одному пальцу, означает фактически, что есть только один человек, который в этом разбирается. Этот человек — он сам. Или слова дамы, что ее муж «может есть и пить все, что я захочу», имеют смысл — «Как он смеет хотеть? Он может хотеть съесть и выпить только то, что ему предложу я сама» (Фрейд 3., 1989).
Как доказал 3. Фрейд, эти ошибочные действия возникают вследствие противодействия двух различных взаимовлияющих намерений, мешающих проявиться одному из них— истинному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не говорилось.
Второй вывод состоит в том, что проявления физической среды не оказывают влияния на ошибочное действие; это сугубо психический процесс, содержание и смысл которого определяет скрытое намерение.
В ошибочных действиях всегда есть нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг с другом. Ошибочное действие возникает из содержания нарушенного намерения либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к мыслям, которые занимали человека до того, или ассоциативно связано с двумя намерениями.
3. Фрейд обнаружил, что в зависимости от специфики намерений все ошибочные действия можно разделить на три группы. К первой группе он отнес ошибочные действия, при которых человеку известно нарушающее намерение, и он чувствует его непосредственно перед ошибочным действием. Ко второй группе относятся ошибочные действия, при которых человек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно активизировалось перед ошибочным действием. К третьей группе относятся ошибочные действия, при которых человек энергично отвергает присутствие нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо.
Основной вывод: подавление намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, 3. Фрейд утверждает, что ошибочные действия можно рассматривать как компромисс между нарушающей и нарушенной тенденциями. Эти действия — психические акты, которые возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений вытесняется. Но поскольку вытесненное намерение продолжает существовать в бессознательном, где ждет возможности послать в сознание своего «заместителя», то как результат оно проявляется в нарушении другого намерения.
Это вытесненное намерение может относиться к самому человеку, месту, времени, неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать, или к чему-либо другому. Психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-другому. Для этого надо спросить человека, почему он, например, сделал именно эту оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос пациент даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая мысль с точки зрения психоанализа не произвольна, а обусловлена важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и его результат и есть, по мнению 3. Фрейда, психоанализ. Особенность техники психоанализа состоит в том, чтобы получить решение загадок и проблем от самого человека.