Что из приведенного ниже не является сетевым адресом (URL)?

а) www.ecdl.lv

б) http://www.inbox.lv

в) janis@inbox.lv

г) www.google.com

 

31. Web-сайт представляет собой:

а) электронный документ

б) страница целого документа

в) программа из Интернета

 

32. Электронная почта обеспечивает передачу данных в режиме:

а) on-line

б) как в режиме on-line, так и в режиме off-line

в) off-line

г) по желанию отправителя

д) зависит от настроек почтовой программы

 

Тема 2. Представление об информационном обществе. Информационное пространство

Задание 1. Из предложенных вариантов выбрать тему творческой работы. Оформить ее в виде электронной презентации по требованиям, приведенным ниже:

1. Эволюция информационных технологий, этапы их развития.

2. История развития операционных систем.

3. Геоинформационные системы: назначение, общая характеристика.

4. Системы управления базами данных: назначение, основные операции, примеры.

5. Электронный офис. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.

6. Применение табличных процессоров в управленческой деятельности.

7. Системы электронного документооборота, назначение, общая характеристика.

8. Особенности построения и использования автоматизированных рабочих мест (АРМ).

9. Мультимедиа технологии. Основы создания мультимедийных презентаций.

10. Электронная коммерция. Общие понятия, назначение.

11. Платежные системы электронной коммерции.

12. Использование цифровой подписи в электронных документах.

13. Справочно-правовая система «Гарант». Назначение, общая характеристика.

14. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Назначение, общая характеристика.

15. Справочно-правовая система «Кодекс». Назначение, общая характеристика.

16. История развития глобальной сети Интернет.

17. Развитие Интернет в России.

18. Веб-сайт предприятия как инструмент маркетинга.

19. Службы Интернета: Электронная почта (E-mail).

20. Службы Интернета: World Wide Web.

21. Службы Интернета: Телеконференции (Usenet).

22. Службы Интернета: Системы общения в реальном времени (Chat, ICQ).

23. Поисковые системы. Организация поиска информации в сети Интернет.

24. Информационный бизнес. Бизнес в Интернет.

25. Фрилансинг и удаленная работа через Интернет.

26. Правонарушения с использованием сетевых ресурсов. Интернет-мошенничество.

27. Защита информации и информационная безопасность в компьютерных сетях.

28. Компьютерные вирусы.

29. Применение информационных технологий и систем в деятельности МВД.

30. Применение информационных технологий и систем в деятельности УИС.

31. Системы искусственного интеллекта, экспертные системы.

32. Системы поддержки принятия решений: понятие, состав.

Требования к оформлению электронной презентаций

1. Количество слайдов: не менее 12 шт.

2. Размещение информации на слайдах презентации: титульный слайд (тема, ФИО, группа), слайд-оглавление (наличие гиперссылок на слайды с информацией), слайды с информацией. На слайдах с информацией необходимо учесть размещение следующих объектов: диаграмма (если необходимо), таблица, структурная схема, рисунки из файла или коллекции WordArt, текст по колонкам или с использованием маркеров и других элементов.

3. Оформление презентации осуществляется на ваш вкус (использование шаблонов оформления, цветовых схем, и т.д.).

4. В презентации должна быть настроена смена слайдов (использование разнообразных эффектов: «шашки», «наплыв», и т.д.).

5. В презентации на каждом слайде должна быть сделана настройка анимации для объектов, расположенных на слайде (текст, графика, и т.д.). Анимация объектов делается по щелчку мыши.

Отправить готовую работу на электронный адрес.

 

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность

Задание 1. Сформулировать ответы на вопросы, соответствующие своему варианту (предлагается преподавателем согласно списка). Объем ответа на один вопрос – 5-7 страниц формата А4. Проиллюстрируйте свой ответ несколькими рисунками, разместив их в тексте.

Отредактируйте набранный текст, исправив возникшие в процессе ввода ошибки.

Отформатируйте готовый текст следующим образом:

- заголовок (шрифт – Times New Roman, размер – 16 пт, полужирный);

- пустая строка между заголовком и текстом

- остальной текст (шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт, начертание обычное, междустрочный интервал – 1.5, красная строка – отступ 1,25 см)

 

Вопросы

1. Основные понятия информационной безопасности.

2. Направления обеспечения защиты информации.

3. Понятие угрозы информационной безопасности. Классификация угроз информационной безопасности.

4. Понятие угрозы информационной безопасности. Случайные угрозы.

5. Понятие угрозы информационной безопасности. Преднамеренные угрозы.

6. Методы защиты информации от случайных угроз.

7. Технологии защиты информации от случайных угроз. Методы дублирования информации.

8. Технологии защиты информации от случайных угроз. RAID-технологии.

9. Технологии защиты информации от случайных угроз. Повышение надежности компьютерных систем.

10. Технологии защиты информации от случайных угроз. Создание отказоустойчивых компьютерных систем.

11. Технологии защиты информации от случайных угроз. Помехоустойчивое кодирование.

12. Технологии защиты информации от случайных угроз. Создание адаптивных программ.

13. Технологии защиты информации от случайных угроз. Блокировка ошибочных операций.

14. Технологии защиты информации от случайных угроз. Оптимизация взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала.

15. Технологии защиты информации от случайных угроз. Способы минимализации ущерба от аварий и стихийных бедствий.

16. Вредительские программы. Компьютерные вирусы.

17. Компьютерные вирусы. Классификация компьютерных вирусов по степени опасности для информационных ресурсов.

18. Методы и средства борьбы с компьютерными вирусами.

19. Методы обнаружения компьютерных вирусов. Порядок действий пользователей при обнаружении заражения компьютерными вирусами.

20. Основные принципы защиты информации в распределенных компьютерных сетях и их особенности.

21. Использование защищенных компьютерных сетей. Защита информации в каналах связи.

22. Использование защищенных компьютерных сетей. Межсетевое экранирование.

23. Использование защищенных компьютерных сетей. Подтверждение подлинности информации, полученной по коммуникационной подсети.

24. Матричный и полномочный методы организации разграничения доступа.

25. Методы, затрудняющие копирование информации и препятствующие ее использованию.

26. Защита компьютерных систем от исследования.

27. Методы, препятствующие дизассемблированию информации.

28. Криптографические методы защиты информация. Классификация методов криптографического преобразования информации.

29. Криптографические методы защиты информация. Шифрование информации.

30. Криптографические методы защиты информация. Стеганография информации.

31. Криптографические методы защиты информация. Кодирование информации.

32. Криптографические методы защиты информация. Сжатие информации.

33. Концепция создания комплексных систем защиты информации.

34. Этапы создания комплексных систем защиты информации.

35. Научно-исследовательская разработка комплексных систем защиты информации.

36. Моделирование комплексных систем защиты информации.

37. Особенности защиты информации в базах данных.

38. Законодательный уровень информационной безопасности (на конкретных примерах законодательства РФ).

39. Стандарты и спецификации в области информационной безопасности (на конкретных примерах).

40. Политика РФ в области безопасности информационных технологий.

 

 

Задание 2. Облачные технологии. Работа в сервисе Google Диск.

Изучить особенности анкетирования и информацию о платформах для организации и проведения сетевого анкетирования на примере следующих бесплатных сервисов:

- VirtualExS.ru

- MoyOpros.ru

- SurveyMonkey.com (https://ru.surveymonkey.com/mp/take-atour/?ut_
source=header)

- Сервис Webanketa

- Сервис Vorbeo

- Сервис Опроси!iPoll.ru

- Сервис Urtak.com

- Сервис 99 polls

 

Задание 3. Разработать и создать анкету с помощью сервиса Google Диск.

Требования к анкете:

1. Тема опроса может быть выбрана самостоятельно.

2. Анкета должна содержать не менее 12 вопросов.

3. Все вопросы должны быть обязательными.

4. Все вопросы должны быть разного типа (текстовый ответ, один из многих, многие из многих, шкала и т.д.).

5. Анкета должна обязательно содержать вопросы возраст и пол.

6. Анкета должна быть опубликована для совместного доступа.

7. На анкету должны ответить не менее 3-х человек.

8. Ответы должны быть сохранены в виде файла формата xls.

 

Задание 4. Ответить на контрольные вопросы:

1. В чем особенность метода анкетирования?

2. Когда применяется данный метод?

3. В чем преимущества сетевых анкет?

4. Какие сервисы для организации сетевого анкетирования Вы знаете?

5. Какие возможности по организации сетевого анкетирования предлагают бесплатные сервисы?

6. Какие виды вопросов можно включить в анкету в сервисе Google Диск?

7. Какие способы размещения анкеты и как можно реализовать в сервисе Google Диск?

8. Какие возможности представления и обработки результатов анкетирования предлагает сервис Google?

9. Перечислите рекомендации по составлению анкеты.

 

Задание 5. Зайти на официальный сайт компании «Доктор Веб», скачать лечащую утилиту Dr.Web CureIt!, запустить сохраненный файл на исполнение. Дождаться окончания сканирования и изучить отчет о проверке.

 

Задание 6. Открыть ярлык антивирусной программы, установленной на компьютере, изучить состояние защиты на вашем ПК, проверить ПК с помощью инструмента «Сканирование ПК».

 

Задание 7. Подключить к ПК ваш носитель (например, флеш-карту) и проверить его на отсутствие компьютерных вирусов. Изучить отчет опроверке.

 

Задание 8.Разместить графический объект (фото), видео или документ на «Облако@mail.ru».

Задание 9. Создать презентацию из пяти слайдов по теме «Возможности использования облачных технологий», используя веб-сервис Prezi.com.

 

Тема 4. Место информационных технологий в работе психолога

Задание 1. Изучить указанные разделы учебников, кратко законспектировать:

а) Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

раздел «Публикация веб-документов»;

б) Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

раздел «Интернет. Создание WEB-страниц»;

в) Информатика и информационные технологии: учебник / под ред.
Ю.Д. Романовой. – М.: ЭКСМО, 2011. – 704 с.

раздел «Сетевые технологии обработки информации».

 

Задание 2. Самостоятельно изучить следующие вопросы с помощью Интернет-ресурсов, составить отчет в электронном виде (указать тему, перечислить электронные источники, кратко изложить суть ответа на вопрос).

а) Интеллектуальные карты.

б) Информационные технологии и психодиагностика: конструкторы тестов, автоматизированная обработка, составление заключений, компьютерная диагностика.

в) Возможности информационных технологий для психологического консультирования и психотерапии.

г) Информационные технологии и реализации письменных практик психического развития и самосовершенствования.

д) Психологическое просвещение через сетевые технологии.

е) Сетевое взаимодействие: установка и поддержание профессиональных контактов с использованием информационных технологий (skype, мессенджеры, форумы, блоги, проф. сети).

ж) Присутствие профессионала в глобальной сети. Профессиональные социальные сети. Базы психологов.

 

Тема 5. Информационные технологии в образовании и науке

Задание 1. Изучить указанные разделы учебников, кратко законспектировать:

а) Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

раздел «Средства автоматизации научно-исследовательских работ».

 

Задание 2. Выбрать текстовый документ (например, вашу научную работу) и проверить его с помощью сервиса «Антиплагиат».

а) Подготовить отчет по результатам проверки, вставить скрин-шот экрана с данными о проценте заимствований в работе.

б) Добиться 70% уникальности текста. Также подготовить отчет о проверке отредактированного документа и сохранить его.

 

Задание 3. Ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое система Антиплагиат и для чего она предназначена?

2. Какие существуют системы Антиплагиата и чем они отличаются?

3. Как проверить текст на уникальность?

4. Как узнать, из каких источников заимствован материал?

5. Какие существуют способы повышения уникальности текста?

6. Возможна ли ситуация: после изменения текста система показывает меньший процент уникальности? С чем это может быть связано?

7. Система показывает 100% уникальности, хотя текст был скопирован полностью из электронного ресурса. С чем это может быть связано?

 

Задание 4. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, в инструменте Навигатор,
Авторский указатель найти информацию о вашей публикационной активности (для зарегистрированных в системе авторов). Изучить показатели (количество публикаций в РИНЦ, индекс Хирша, индекс цитирования).

 

Задание 5. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, в инструменте Навигатор,
Авторский указатель найти информацию о вашей публикационной активности (для зарегистрированных в системе авторов). Выбрать конкретную публикацию, изучить её реквизиты, просмотреть саму публикацию.

 

Задание 6. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, для конкретного автора посмотреть список непривязанных публикаций, которые могут принадлежать данному автору. Привязать новые публикации.

 

Задание 7. Выбрать из предложенных вариантов тему и подготовить по ней краткий и содержательный доклад на 10-15 минут. Доклад представить в письменном виде.

Темы докладов:

а) Internet/Intranet-технологии поиска информации (психологические базы, базы методик, программный инструментарий для проведения исследований, аналитическая информация и т.п.), необходимой в профессиональной деятельности психолога (электронные библиотеки, списки

рассылки, информационные порталы и т.п.).

б) Internet/Intranet-технологии взаимодействия и общения электронная почта, форумы, телеконференции, вебинары и т.п.).

в) Системы «Антиплагиат»: назначение, функционал, обзор систем (http://text.ru/, http://www.antiplagiat.ru и др). Плюсы и минусы систем подобного рода. Проблемы применения.

 

Тема 6. Информатизация и автоматизация деятельности психолога

Задание 1. Изучить указанные разделы учебников, кратко законспектировать:

а) Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

разделы «Создание простых текстовых документов», «Создание комплексных текстовых документов», «Обработка данных средствами электронных таблиц», «Работа с базами данных», «Автоматизация обработки документов»;

б) Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

разделы «Средства автоматизации и коллективной работы с документами WORD», «Презентации POWERPOINT», «Типы данных в ячейках электронной таблицы. Форматирование данных. Средства коллективной работы. Создание и редактирование диаграмм», «Анализ и обработка данных электронной таблицы. Работа с электронной таблицей как с базой данных», «Сводные таблицы. Средства условного анализа. Защита документа».

 

Задание 2. Рассмотреть и проанализировать программные продукты и ресурсы образовательного назначения, которые могут быть использованы в деятельности психолога.

Результаты работы оформите в виде таблицы

Название продукта Адрес ресурса Назначение и структура продукта Возможности Преимущества Недостатки Область применения в деятельности психолога
             

 

Список ресурсов:

1) Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных, On-line психологическое тестирование

http://www.psy-files.ru/

2) Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных, Сайт ВСЕТЕСТЫ.RU

http://vsetesti.ru/

3) Психологическое консультирование, «Психологическая помощь из первых рук»

http://flogiston.ru/

4)Электронная версия журнала «Психология»

http://wday.ru/psychologies/

5) Психологическое консультирование, журнал «Вопросы психологии»

http://www.voppsy.ru/news.htm

6) «Психологическая наука и образование»

http://www.psyedu.ru/

7) В помощь психологу, PsyCas e – Портфель психолога

http://psycase.narod.ru/index.htm

8) Информационная поддержка деятельности педагога-психолога. Российская психология. Информационно-аналитический портал

www.rospsy.ru

9) Сайт «Мир психологии»

http://psychology.net.ru/

10) Информационная поддержка деятельности педагога-психолога, Психологическая лаборатория

http://vch.narod.ru/

11) Сайт «Практическая психология»

http://psynet.narod.ru/main.htm

12) Электронные психологические библиотеки

http://www.psylib.kiev.ua/

http://azps.ru/

http://psychoanalyst.ru/

13) «Служба практической психологии образования РФ»

http://psyinfo.ru/

14) Институт практической психологии Иматон www.imaton.ru.

 

Задание 3. Электронные таблицы MS Excel.

а) Сформировать таблицу по образцу

Преступления против собственности Абсолютное число Из них крупного размера
Присвоение, растрата 17442 2720
Мошенничество 18231 6001
Всего:    

В строчке «Всего:» посчитать с помощью встроенной функции итоговые суммы по столбцам.

б) Построить и оформить диаграммы: 1) абсолютное число преступлений против собственности; 2) число преступлений крупного размера.

в) Таблицу и диаграммы вставить в текстовый документ, сохранить.

 

Задание 4. Электронные таблицы MS Excel.

а) Сформировать таблицу по образцу

Преступления в сфере экономической деятельности

Виды преступлений Абсолютное число Доля, %
Лжепредпринимательство 1253  
Незаконное получение кредита 16  
Подделка денег 3228  
Контрабанда 1479  
Всего:    

В строчке «Всего:» посчитать с помощью встроенной функции итоговые суммы по столбцам. В столбце «Доля» найти процент каждого вида преступлений от общего числа.

 

Задание 5. Выбрать из предложенных вариантов тему и подготовить по ней краткий и содержательный доклад на 10-15 минут. Доклад представить в письменном виде.

Темы докладов:

1. Типология Internet-ресурсов для психологов.

2. Особенности компьютерной технологии проведения

исследования.

3. Качественный и количественный эффект компьютеризации

психодиагностических методик.

4. Адаптивное, игровое тестирование.

5. Дистанционное психологическое консультирование (on-line, offline).

6. Компьютерные психодиагностические системы (КПС).

7. Обзор прикладных программных средств обработки психологических данных.

8. Компьютерные технологии конструирования психодиагностических тестов.

9. Этапы компьютерного конструирования психодиагностического теста.

10. Программное обеспечение для коррекционно-развивающей деятельности.

11. Компьютерная игра как инструмент психолога.

12. Виртуальные сообщества психологов.

13. Компьютерные развивающие игры.

14. Мультстудии как инструмент психолога.

15. Компьютерные технологии в психологическом просвещении и психопрофилактике.

16. Комплексы игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления.

17. Сетевые социально-психологические проекты для детей и их родителей.

18. Средства разработки презентационных материалов.

19. Коллекции презентационных и видеоматериалов для психологического просвещения и психопрофилактики.

20. Электронные психологические журналы.

 

 


МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Дать понятие информации. Указать виды информации, единицы измерения информации, формы оперирования информацией, роль информации в деятельности психолога.

2. Дать понятие информационных технологий, указать историю развития. Назвать возможные классификации информационных технологий.

3. Дать понятие информатизации, информационного общества. Перечислить признаки современного информационного общества.

4. Указать современные проблемы информатизации и их влияние на стиль и методологию работы психолога.

5. Дать понятие информационного ресурса. Перечислить основные классы информационных ресурсов.

6. Дать классификацию компьютеров по назначению и поколениям. Ввести понятия архитектуры ПК, платформы ПК.

7. Перечислить аппаратное обеспечение компьютера. Назвать основные принципы работы компьютера.

8. Перечислить стандартные устройства ввода и вывода информации, указатьих классификацию. Охарактеризовать внешние запоминающие устройства, современные устройства для обмена информацией.

9. Охарактеризовать дополнительные устройства, расширяющие возможности персонального компьютера.

10. Дать понятие программного обеспечения. Перечислить структуру программного обеспечения.

11. Дать понятие прикладного программного обеспечения, используемого в деятельности психолога.

12. Охарактеризовать программные средства и программные продукты для психолога.

13. Дать понятие системного программного обеспечения. Указать классификацию операционных систем. Рассказать об эволюции операционных систем семейства Windows.

14. Дать понятие файловой системы. Перечислить функции файловых систем. Дать понятия: файл, каталог, маршрут.

15. Дать определение сервисного программного обеспечения, указать его классификацию. Перечислить встроенные утилиты ОС Windows.

16. Дать понятие прикладного программного обеспечения. Охарактеризовать назначение и возможности текстовых процессоров.

17. Дать понятие прикладного программного обеспечения. Охарактеризовать назначение и возможности табличных процессоров.

18. Описать основные методы обработки и анализа данных психологических исследований.

19. Дать понятия базы данных, системы управления базами данных (СУБД). Охарактеризовать назначение и возможности СУБД.

20. Дать понятие информационно-правовых систем. Указать их историю развития. Охарактеризовать организацию поиска документов в справочно-правовых системах. Указать особенности и инструменты поиска в СПС.

21. Дать понятие компьютерной сети, абонента, сервера, клиента, рабочей станции сети. Назвать классификацию локальных сетей. Дать понятие топологии сети. Перечислить аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.

22. Дать понятие глобальной сети. Указать характеристики и историю развития сети Internet. Перечислить службы и протоколы сети Internet.

23. Дать понятие компьютерной преступности, компьютерного вируса, антивирусной программы. Перечислить методы и средства защиты информации. Охарактеризовать организацию защиты информации в автоматизированных информационных системах.

24. Раскрыть сущность явления зависимости от Интернета, зависимости от компьютерных игр.

25. Дать понятие облачных технологий. Привести примеры современных облачных сервисов. Охарактеризовать применение облачных сервисов в образовательной деятельности.

26. Указать место информационных технологий в работе психолога, компьютерной психодиагностики. Перечислить возможности ИТ и недостатки для психологического консультирования и психотерапии.

27. Охарактеризовать сетевое взаимодействие в процессе установки и поддержания профессиональных контактов (skype, мессенджеры, форумы, блоги, проф. сети).

28. Охарактеризовать профессиональные социальные сети, блоги, страницы, базы психологов. Рассказать о персональной странице психолога.

29. Назвать назначение и основные функции автоматизированного рабочего места психолога.

30. Охарактеризовать информационные ресурсы, продукты и услуги для дистанционного образования.

31. Описать процесс поиска актуальной научной информации в сети Интернет. Дать понятие электронной библиотеки и библиографической системы, привести примеры.

32. Дать понятие электронной индексируемой системы цитирования. Охарактеризовать область поиска системы «Антиплагиат».

 

Примерные тестовые задания к зачету

1. Что подразумевается под понятием «информация», согласно ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и защите информации»?

а) сведения, содержащиеся в книге, журнале или газете

б) сообщение по радио

в) отражение разнообразия, существующего в материальном мире

г) сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

д) осведомление, сообщение о чем-либо, о каком-либо факте, событии, разъяснение чего– либо








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: