Зачем необходимо создавать резервные копии файлов?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА.. 5

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии. 5

Тема 2. Представление об информационном обществе. Информационное пространство. 7

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.. 12

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность. 12

Тема 4. Место информационных технологий в работе психолога. 17

Тема 5. Информационные технологии в образовании и науке. 26

Тема 6. Информатизация и автоматизация деятельности психолога. 28

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 38

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии. 39

Тема 2. Представление об информационном обществе. Информационное пространство. 44

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность. 44

Тема 4. Место информационных технологий в работе психолога. 49

Тема 5. Информационные технологии в образовании и науке. 50

Тема 6. Информатизация и автоматизация деятельности психолога. 51

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 54

Примерный перечень вопросов к зачету. 54

Примерные тестовые задания к зачету. 55

Примерные практические задания к зачету. 59


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой курса «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» (заочная форма обучения, магистратура) и имеют целью оказание практической помощи магистрантам при подготовке к занятиям по дисциплине.

Целью изучения курса «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» является формирование:

– способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

– готовности модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий;

– способности и готовности к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекционные, практические занятия, а также самостоятельная работа обучающихся. Промежуточной аттестацией является зачет.

Курс «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» предусматривает использование активных и интерактивных форм обучения в виде практических занятий, проводимых с использованием информационных технологий; предусмотрено выполнение заданий на компьютере, решение практических задач, работа с нормативно-правовыми актами. Самостоятельная работа обучающихся подразумевает подготовку к практическим занятиям на основании методических материалов, работу под руководством преподавателя (консультации и помощь при подготовке к занятиям), самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины, подготовку к зачету.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Лекция – направляющее и организующее начало. Вбирая в себя основные положения темы, она показывает, в каком направлении следует изучать вопросы; помогает правильно оценить научный труд или пособие; спланировать работу, подготовиться к практическим занятиям и зачету. Обязательным условием овладения глубокими знаниями является умение сосредоточенно, внимательно слушать лекцию; творчески, активно воспринимать и умело записывать ее. Обучающийся должен готовиться к ней: просмотреть записи предыдущей лекции; восстановить в памяти ее содержание; познакомиться с программой, чтобы представить, в каком направлении будут излагаться вопросы новой темы, каково их содержание и объем. Это облегчит восприятие и усвоение материала лекции.

В рамках изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» на лекционных занятиях рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии.

Тема 2. Представление об информационном обществе. Информационное пространство.

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность.

 

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии

Учебные вопросы:

1. Введение.

2. Информация.

3. Информационные технологии.

 

Основные термины и понятия:

Информация, виды и свойства информации, представление и кодирование информации, данные. Информационные процессы, ресурсы. Информационные технологии, коммуникационные технологии.

 

Основные сведения по теме:

1. Введение.

Цель и задачи изучения дисциплины, профессиональной деятельности, компетенции, содержание, объем дисциплины, виды контрольных мероприятий, рекомендуемая литература, нормативно-правовые акты (смотреть рабочую программу по дисциплине).

2. Информация.

Понятие информации (базовое понятие, отсутствие определения, три научных подхода к определению понятия информации – антропометрический, техноцентрический, недетерминированный; связь с сообщением, данными, знаниями, сведениями).

Виды информации, свойства информации, единицы измерения, правовая информация, специфика информации в психологии, формы представления (кодирование, системы счисления, формат) и оперирования.

Информационные процессы (сбор, хранение, передача, обработка). Информационные ресурсы, их классификация.

Коммуникация (понятие, модель, классификация).

3. Информационные технологии (ИТ).

Понятие, компоненты ИТ (внутренние и внешние источники информации), направления развития ИТ (глобализация, конвергенция), история развития, информационные революции, классификация ИТ, основные направления развития современных ИТ (ГИС, системы искусственного интеллекта, системы виртуальной реальности, гипертекстовые технологии, технологии мультимедиа). Значение и применение ИТ, т.е. роль компьютерных технологий в контексте современного общества и в практической деятельности психолога.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные нормативно-правовые акты, связанные с информацией.

2. Назовите различные точки зрения понимания информации. Перечислите её виды и свойства.

3. Как связаны с понятием информации понятия данные, знания?

4. В чем состоит различие между терминами «информация» и «информационные ресурсы»?

5. Назовите информационные процессы.

6. Что такое конфиденциальность, целостность и доступность информации?

7. Что является источником опасностей и угроз информации? Классифицируйте информационные опасности и угрозы.

8.  В чем состоит понимание информации как объекта права? Когда возникают информационные отношения? Какие отрасли права они затрагивают?

9. Какие виды информации выделяются в соответствии с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»?

10. Что понимается под информационными технологиями?

11.  Назовите направления развития ИТ.

12. Какие виды ИТ можно выделить в психологии?

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / под редакцией В.П. Корячко,
М.И. Купцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016 // URL: http://93/187
/152/186/marc/bookbase.pdf

4. Федотова, Е.Л. Информационные технологии и системы: курс лекций / Е. Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА– М, 2015. – 480 с., ил.

5. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

6. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

7. Информатика и информационные технологии: учебник / под ред. Ю.Д. Романовой. – М.: ЭКСМО, 2011. – 704 с.

8. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=book
search&code==информатика для юристов.

 

Тема 2. Представление об информационном обществе. Информационное пространство

Учебные вопросы:

1. Понятие информационного общества.

2. Информационное пространство.

3. Аппаратное и программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий.

Основные термины и понятия:

Информатизация, информационное общество, информационные процессы. Информационное пространство. Персональный компьютер, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, интерфейс, операционная система.

Основные сведения по теме:

1. Понятие информационного общества.

Информатизация общества, предпосылки информатизации, информационное общество. Государственная политика РФ в области информатизации («Стратегия развития информационного общества», «Концепция правовой информатизации России», Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», этапы информатизации). Этические и социальные проблемы информатизации.

2. Информационное пространство.

Глобальное и локальное информационное пространство. Компоненты информационного пространства. «Концепция управления государственными информационными ресурсами». Формирование единого мирового информационного пространства. «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов».

3. Аппаратное и программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий.

Аппаратно-технические средства ИТ (компьютеры, средства коммуникации, оргтехника). Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров. Базовая аппаратная классификация компьютера (системный блок, устройства хранения данных, накопители информации, периферийные устройства).

Программное обеспечение ИТ. Основные понятия (алгоритм, программа, ПО, программные продукты), классификация ПО (системное, прикладное). Операционные системы (понятие, виды, характеристики).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под информационным обществом?

2. Каковы предпосылки информатизации современного общества?

3. В чем состоит государственная политика РФ в области информатизации? Перечислите основные НПА.

4. Проявление каких этических и социальных проблем информатизации наблюдается сегодня в мире, в российском обществе?

5. Что понимается под информационным пространством? Перечислите его компоненты.

6. Перечислите важнейшие компоненты современных ИТ?

7. Что относится к аппаратно-техническому обеспечению ИТ?

8. Назовите основные характеристики ПК?

9. Что понимается под программным обеспечением ИТ? Классифицируйте программное обеспечение.

10. Какие задачи выполняет операционная система?

 

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / под редакцией В.П. Корячко, М.И. Купцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016 // URL: http://93/187/
152/186/marc/bookbase.pdf

4. Федотова, Е.Л. Информационные технологии и системы: курс лекций / Е. Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА– М, 2015. – 480 с., ил.

5. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

6. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

7. Информатика и информационные технологии: учебник / под ред. Ю.Д. Романовой. – М.: ЭКСМО, 2011. – 704 с.

8. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=book
search&code==информатика для юристов.

 

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность

Учебные вопросы:

1. Компьютерные сети.

2. Информационная безопасность.

 

Основные термины и понятия:

Компьютерная сеть, локальная и глобальная сети, узел сети, рабочая станция, клиент, сервер. Сетевое администрирование, сетевая безопасность. Топология, протокол сети, домен, доменное имя компьютера, IP-адрес компьютера. Интернет. Облачные технологии. Облачные технологии (сервисы).

Информационная безопасность, защита информации. Конфиденциальность, целостность, доступность информации. Информационные опасности и угрозы. Политика безопасности. Идентификация, аутентификация, шифрование, электронная подпись. Компьютерный вирус, вредоносная программа. Антивирусная программа. Компьютерная преступность. Несанкционированный доступ, модификация информации. Киберпреступность, кибертерроризм. Спам, фишинг. Хакерство.

Основные сведения по теме:

1. Компьютерные сети.

Компьютерная сеть, понятие, виды, состав (рабочая станция, сервер, терминал, клиент, узел сети), классификации, топологии. Аппаратное и программное обеспечение сети.

Интернет, понятие и характеристики. История развития Интернета. Особенности информационных правоотношений в Интернете. Интернет-технологии. Компьютерные преступления и Интернет. Службы, сервисы и передача данных в сети Интернет. Протоколы. Виды доступа к Интернету. Адресация в сети (IP-адрес компьютера, доменное имя).

Облачные технологии. Облачные технологии (сервисы). Web-сервер. Обзор современных облачных сервисов. Google Диск. Облачные сервисы в образовательной деятельности.

2. Информационная безопасность.

Актуальность защиты информации. Основные законодательные и нормативно-правовые документы. Информация как объект права. Информация, информационный процесс, информационная безопасность, несанкционированный доступ, защита информации. Опасности и угрозы защиты информации. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства. Информация как объект права. Регулирующие органы.

Комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности. Законодательные (правовые) меры, УК РФ (ст. 272, 273, 274), меры ограничительной и созидательной направленности. Административные меры, политика безопасности. Процедурный уровень, управление персоналом, физическая защита, поддержание работоспособности, принципы разделения обязанностей и минимизации привилегий, планирование восстановительных работ. Организационные мероприятия. Технические мероприятия. Программные методы защиты информации. Криптографические средства. Электронная подпись.

Вредоносные программы. Понятие компьютерного вируса. Направления воздействия компьютерных вирусов. Внешние проявления компьютерных вирусов. Классификация методов защиты от компьютерных вирусов. Методы обнаружения вирусов. Условия безопасной работы компьютерной сети. Пути заражения, методы лечения. Антивирусные программы.

Понятие компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект преступления. Классификация компьютерных преступлений. Уголовное законодательство и компьютерная преступность. Предотвращение и раскрытие компьютерных преступлений. Управление К МВД России, киберпатруль, киберпреступность. Хакеры и хакерство. Интернет-мошенничества. Организация защиты информации в автоматизированных информационных системах.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется компьютерной сетью?

2. Чем отличаются рабочая станция, сервер, клиент сети?

3. Как классифицируются компьютерные сети?

4. Перечислите аппаратное и программное обеспечение сети.

5. Назовите основные характеристики Интернета.

6. Какие сервисы и службы имеются в Интернете?

7. Что такое адресация компьютеров в сети? Как осуществляется передача данных в сети?

8. Дайте понятие протокола сети? Приведите примеры.

9. Приведите примеры облачных технологий. Назовите Интернет-технологии.

10. Что понимают под термином «информационная безопасность»? Есть ли отличие от понятия «защита информации»?

11. Назовите информационные опасности и угрозы.

12. Что понимают под комплексным подходом к защиты информации?

13. Назовите причины, затрудняющие обеспечение надежной ЗИ.

14. Чем определяется вредоносность программ? Что понимается под антивирусом?

15. В чем выражается гибридность современных вредоносных программ?

16. Какой ущерб информации могут нанести вредоносные программы?

17. Назовите пути заражения, методы профилактики и лечения от вирусов?

18. Что понимают под компьютерным преступлением? Что такое Интернет-преступления?

19. Перечислите виды информационных преступлений в интеллектуальной сфере, приведите примеры.

20. Назовите виды информационных преступлений, связанных с нарушением прав личности на информационную безопасность.

21. Перечислите органы государственной власти, регулирующие вопросы информационной безопасности. Что такое Управление «К»? Чем оно занимается?

 

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / под редакцией В.П. Корячко, М.И. Купцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016 // URL: http://93/187/
152/186/marc/bookbase.pdf

4. Федотова, Е.Л. Информационные технологии и системы: курс лекций / Е. Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА– М, 2015. – 480 с., ил.

5. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

6. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

7. Информатика и информационные технологии: учебник / под ред.
Ю.Д. Романовой. – М.: ЭКСМО, 2011. – 704 с.

8. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=book
search&code==информатика для юристов.

9. Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. − 322 с.

URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=763644.

10. Гафнер, В. В. Информационная безопасность: учебное пособие /
В. В. Гафнер. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. − 324 с.

11. Мельников, В. П. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. − 4-е изд., стер. − М.: Академия, 2009. − 336 с.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для углубленного изучения тем проводятся практические занятия, на которых ставятся главные задачи – сформировать у обучающихся навык аналитической работы с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, нормативными правовыми актами, сформировать навык применения теоретических знаний для решения конкретных практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателем. Практические занятия призваны углубить, расширить, детализировать теоретические знания, полученные на лекции, способствовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление, речь обучающегося, позволяют проверить их знания.

Практические занятия организованы с применением компьютерной техники. Проведению практического занятия предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение обучающимися учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. При подготовке к практическому занятию по теме обучающемуся необходимо выучить теоретический материал, необходимый для решения задач, внимательно изучить примеры решения задач из лекции и учебных пособий, попробовать самостоятельно решить аналогичные задания и сформулировать вопросы, требующие разъяснения преподавателя.

При изучении дисциплины широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (выполнение заданий на компьютере, совместное обсуждение материала) и информационные технологии (работа на компьютере, в локальных и глобальных сетях, использование справочно-правовых систем и др.).

Практикоориентированность материала раскрывается при изучении методов защиты информации, приемов работы в глобальных и локальных сетях, программ психологической диагностики и тестирования. На практических занятиях происходит деление на подгруппы, необходим для работы компьютерный класс.

В рамках данного курса практические занятия предусмотрены по следующим темам:

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность.

Тема 4. Место информационных технологий в работе психолога.

Тема 5. Информационные технологии в образовании и науке.

Тема 6. Информатизация и автоматизация деятельности психолога.

Рассмотрим особенности изучения практического материала по каждой теме данного курса.

 

Тема 3. Глобальные и локальные компьютерные сети. Информационная безопасность

Облачные технологии (сервисы). Google Диск. Облачные сервисы в деятельности психолога. Инструментальные средства организации и проведения сетевого анкетирования.

 

Учебные вопросы:

1. Анкетирование как метод исследования в психологии, платформа для организации и проведения сетевого анкетирования, рекомендации по составлению анкет.

2. Создание сетевой анкеты и использование результатов её обработки на примере Google сервиса.

 

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал.

Свойства анкетирования:

– получение высокого уровня массовости исследования с наименьшими затратами,

– анонимность,

– возможность выяснить мнение людей по каким-то вопросам,

– возможность охватить большое число людей за короткий срок,

– возможность выявлять индивидуально-психологические особенности личности.

В настоящее время удобно проводить различные опросы в сети Интернет. При помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее. Появилось огромное количество сайтов, позволяющих быстро и качественно создавать и обрабатывать сетевые опросники.

Методическим средством для получения первичной информации анкетного опроса является анкета. Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан центральной задачей исследования. Построение анкеты является составной и ответственной процедурой. Анкета должна обеспечивать получение таких ответов, которые являются истинными. Анкета строится на основе теоретических представлений о сущности предмета исследования, соответственно для этого выбираются шкалы оценок, типы вопросов, определяется количество и порядок вопросов. Также в каждом конкретном исследовании выбирается наиболее адекватная процедура реализации анкетирования с учетом всех условий. Анкетирование предусматривает как ситуацию исследования, так и средства обработки и анализа полученных данных.

Рекомендации по созданию анкет

Хорошую анкету составить и просто и сложно одновременно. Для составления анкеты необходимо:

1) выявить цель анкетирования (определите, где можно применить результаты анкетирования, перечень необходимых вопросов),

2) подобрать целевую аудиторию,

3) сформулировать вопросы кратко и четко,

4) подобрать варианты ответов,

5) определить тип каждого вопроса в анкете (открытый, закрытый и т.д.),

6) соблюдать баланс при размещении вопросов анкеты на странице,

7) сделать благодарственную страницу,

8) в случае возможности делиться с респондентами результатами исследования, сделать ссылку на текущие результаты анкетирования,

9) протестировать анкету несколько раз,

10) опубликовать анкету на сайте, повторно протестировать.

 

Сервис Google Форма – сервис, который бесплатно позволяет создавать неограниченное количество опросов, анкет, тестов и приглашать неограниченное количество респондентов. Для создания опросов пользователю обязательно необходим аккаунт Google. Позволяет создавать форму с различными элементами или типами вопросов (всего представлено семь типов). Любой вопрос можно сделать обязательным для ответа. В процессе создания формы можно легко изменять порядок вопросов. Для каждой созданной формы можно выбрать дизайн для её оформления. Ссылка на форму генерируется автоматически после её создания.

Для каждого опроса автоматически создается таблица результатов в формате Excel в Google Docs. Все полученные ответы тут же отображаются в ней. Таблицу можно экспортировать в различные форматы: pdf, xls, txt, но в таблице ответов нельзя фильтровать результаты. Пользователю, создавшему опрос или анкету в любой момент доступна сводка опроса с диаграммами по каждому вопросу.

Анкету в данном сервисе называют формой. Создать форму можно из списка документов или из любой таблицы.

 

Задание.

1) Создать анкету в сервисе Google Диск, заполнить девятью вопросами различного типа.

2) Разместить созданную анкету в сети Интернет.

3) Самостоятельно пройти анкетирование. Просмотреть результаты анкетирования.

4) Настроить доступ Google Формы для прохождения анкетирования.

 

Указания по выполнению задания.

1) Для работы с сетевым офисом Google, необходимо зайти в приложение Документы Google https://www.google.ru/, на странице выбрать Приложения Google, Диск. Зайти под своим паролем либо зарегистрироваться.

 

На диске Google в хранилище выбрать команду Создать, тип документа Форма. Задать имя анкеты – Анкета маркетингового исследования. Заполнить анкету вопросами:

Вопрос Тип вопроса Варианты ответа
1. Скажите, пожалуйста, как часто Вы путешествуете Один из списка 1. Один раз и более в год 2. Один раз в год 3. Один раз в два года 4. Один раз в 2 – 5 лет 5. Затрудняюсь ответить
2. Какие туры Вы предпочитаете   Несколько из списка 1. Туры по России 2. Туры по странам ближнего зарубежья 3. Туры по странам дальнего зарубежья 4. Все в равной мере 5. Затрудняюсь ответить
3. В какое время года Вы чаще всего предпочитаете путешествовать   Несколько из списка 1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью 5. В любое время – в равной степени 6. Затрудняюсь ответить
4. Какой способ передвижения Вам наиболее удобен при заказе тура Несколько из списка 1. Железнодорожный тур 2. Автомобильный тур 3. Авиа перелет 4. Морские и речные круизы 5. Предпочитаю пользоваться личным автомобилем 6. Затрудняюсь ответить
5. Какой тур по способу организации Вы чаще всего заказываете Раскрывающийся список 1. Индивидуальный (семейный) 2. Групповой (корпоративный) 2. Один и другой в равной степени 3. Затрудняюсь ответить
6. Скажите, пожалуйста, насколько для Вас важны данные характеристики при заказе тура   Сетка Заголовок строки: 1. Условия проживания 2. Тип питания 3. Услуга «Все включено» 4. Наличие русскоговорящего персонала 5. Транспортное обслуживание 6. Наличие условия для проживания с детьми 7. Наличие экскурсий 8. Наличие в отеле дополнительных услуг (развлекательные программы, спортзал, бассейн)   Заголовок столбца: 1. Очень важно 2. Достаточно важно 3. Отчасти важно, отчасти – нет 4. Не важно 5. Совсем не важно
7. Какой вид туризма вы предпочитаете Несколько из списка 1. Оздоровительный 2. Экскурсионный 3. Другое (кнопка Добавить вариант Другое)
8. Оцените по шкале, насколько для Вас удобны такие услуги, как «Горящий» тур и туры «выходного дня» Шкала Значение шкалы от 1 до 10. В поле 1 – Не удобно В поле 10 – Очень удобно  
9. Что обычно влияет на ваше решение при выборе того или иного тура Несколько из списка 1. Реклама 2. Мнение друзей 3. Информация в СМИ 4. Предыдущий опыт 5. Другое

 

2) Работа с готовой анкетой (Google Формой). Просмотр Google Формы в сети Интернет.

Просмотреть созданную анкету в сети Интернет (на верхней панели выбрать пункт Открыть форму).

3) Самостоятельно пройти анкетирование.

Просмотреть результаты анкетирования Интернет (на верхней панели выбрать пункт Ответы).

Все ответы участников анкетирования будут автоматически помещены в таблицу, которая доступна из Документов Google. Текущее количество ответов фиксируется на панели Меню. Чтобы просмотреть ответы всех участников анкетирования, сделайте следующее: перейдите на панель Меню и выберите пункт Просмотреть ответы.

После нажатия на кнопку Создать перед Вами откроется таблица Google с результатами ответов. Для того, чтобы просмотреть сводку ответов, необходимо в Меню выбрать пункт Ответы и в выпадающем списке выбрать пункт Сводка ответов. Появится страница Сводка ответов в виде диаграммы, где можно легко и просто проанализировать ответы участников анкетирования.

4) Настройте доступ Google Формы для прохождения анкетирования.

Для того, чтобы анкета(Google Форма) распространялась повсеместно, необходимо для нее открыть доступ в форме ссылки. Для этого: вернитесь к документу Google Форма; в правом верхнем углу нажмите кнопку Отправить.

В появившемся окне можно: ввести в поле Отправить форму по электронной почте электронные адреса тех, кому необходимо пройти анкетирование; встроить форму на сайт или блог, нажав кнопку Встроить, тогда все, у кого будет эта ссылка, смогут ответить на вопросы анкеты.

Скопируйте полученную ссылку: в папке Общий обмен создайте файл с именем «ФИО-анкета.docx». В этот файл вставьте скопированную ссылку на Вашу анкету. На каждую анкету должны ответить несколько человек.

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

4. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

5. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=book
search&code==информатика для юристов.

6. Крутин, В.Ю. Информационные технологии в психологии [Электронный ресурс]. URL: ttp://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/14177/1/Krutin_Inf_tehnolg
_psih_2016.pdf (дата обращения: 25.12.2017).

Тема 4. Место информационных технологий в работе психолога

Сетевое взаимодействие. Присутствие профессионала в глобальной сети. Профессиональная страничка или блог психолога (хостинг, движок, фтп-доступ).

 

Учебные вопросы:

1. Понятие, элементы и характеристика сайта.

2. Создание сайта.

 

Современный сайт, как правило, содержит интерактивные элементы. Это уже не набор статичных картинок и кусков текста, так, его посетители могут оставить свои пожелания, вопросы, что-то прокомментировать, а потом вернуться и посмотреть, что другие думают по этому поводу. Сайту нужно иметь динамичность. Он должен иметь сдержанное оформление, которое не мешает работе с содержимым.

Сайт основан на содержании сайта, движке и оформлении. Еще важными элементами являются сервер и специальное программное обеспечение, составляющие хостинг. Содержание определяется тематикой сайта и может быть разным: от текстов и фотографий до каталога товаров и игр.

Хостинг – это место, где физически лежат файлы, благодаря которым функционирует сайт. У хостера есть некое пространство, куда записаны файлы сайта, как файлы на вашем домашнем компьютере.

Движок (в контексте сайта) – это специально написанная программа, используемая для управления содержимым сайта (чтобы для вставки одной фотографии вам не пришлось лезть в программный код). Движком называется «Систе́ма управле́ния содержи́мым (конте́нтом)».

Оформление сайта не ограничивается его дизайном. Он подразумевает и юзабилити, и продуманную структуру страниц. Не следует пренебрегать оформлением. Итак, на хостинг устанавливается движок, добавляются данные, а сверху все добавляется дизайн, и получается сайт uCoz— это современный вариант оптимального совмещения всех перечисленных составляющих.

После регистрации в системе вы получаете: имя для сайта в интернете, которое выбираете сами; место для сайта; систему управления содержимым; готовые дизайны для сайта с возможностью управлять ими; uNet профиль.

 

Задание 1. Создайте веб-страницу в соответствии с указаниями:

1. Создайте для работы в личном каталоге папку WEB.

2. Запустите текстовый редактор Блокнот.

3. Введите следующий текст:

<HTML>

<HEAD>

<TITLE> Заголовок документа </TITLE>

</HEAD>

<BODY>

Содержание

документа

</BODY>

</HTML>

4. Сохраните этот документ под именем first.htm (необходимо ввести расширение) в папке WEB.

5. Запустите программу Internet Explorer (Пуск ► Программы ► Internet Explorer).

6. Дайте команду Файл ► Открыть. Щелкните на кнопке Обзор и откройте файл first.htm из своей папки.

Задание 2. Создайте веб-страницу с таблицей в соответствии с указаниями:

1. Запустите текстовый редактор Блокнот.

2. Введите следующий документ:

<HTML>

<HEAD>

      <TITLE> Работа с таблицами </TITLE>

</HEAD>

<BODY>

<TABLE BORDER=5>

<CAPTION ALIGN=bottom> Таблица №1 </CAPTION>

<TR>

<TD ROWSPAN=2></TD>

<TH COLSPAN=2> Среднее значение </TH>

</TR>

<TR>

<TH> Рост </TH>

<TH> Вес </TH>

</TR>

<TR>

<TD>Мужчины</TD>

<TD ALIGN=center>174</TD>

<TD ALIGN=center>78</TD>

</TR>

<TR>

<TD>Женщины</TD>

<TD ALIGN=center>165</TD>

<TD ALIGN=center>56</TD>

</TR>

</TABLE>

</BODY>

</HTML>

3. Сохраните этот документ под именем table.htm в папке WEB.

4. Запустите программу Internet Explorer (Пуск ► Программы ► Internet Explorer).

5. Дайте команду Файл ► Открыть. Щелкните на кнопке Обзор и откройте файл table.htm из своей папки.

6. Посмотрите, как отображается этот файл, сравните вашу получившуюся таблицу с рисунком таблицы, который находится выше.

7. Внесите необходимые изменения в файл table.htm, открыв его через Блокнот, если это нужно.

Задание 3. Создайте веб-сайт из нескольких связанных между собой страниц в соответствии с указаниями:

1 страница

1. Создайте в своей папке папку под именем HTML.

2. Запустите текстовый редактор Блокнот.

3. Введите:

<HTML>

<HEAD>

<TITLE> Об Александре Македонском </TITLE>

</HEAD>

      <BODY>

      Этот небольшой сайт посвящен жизни Александра Македонского.

      </BODY>

</HTML>

4. Сохраните документ под именем index.htm в папке HTML, которая находится в вашей рабочей папке.

5. Запустите программу Internet Explorer (Пуск ► Программы ► Internet Explorer).

6. Дайте команду Файл ► Открыть. Щелкните на кнопке Обзор и откройте файл index.htm из папки HTML. Посмотрите, какая информация отобразилась на экране.

 

2 страница

1. Создайте копию файла index.htm в папке HTML.

2. Переименуйте скопированный файл в alexandr.htm.

3. Сделайте еще одну копию файла index.htm и назовите его campaign.htm.

4. Запустите Блокнот и откройте файл index.htm.

Примечание. По умолчанию в диалоговом окне Открыть, вызываемого по команде Файл/Открыть, отображаются только текстовые документы. Чтобы найти и открыть HTML-файл, в списке Тип файлов этого окна предварительно следует выбрать Все файлы (*.*).

 

5. Дополните документ ссылками на файлы alexandr.htm и campaign.htm. Для этого введите в тело документа <BODY> теги:

<a href="alexandr.htm">Краткая справка об Александре Македонском</a>

<a href=" campaign. htm">Походы Александра Македонского </a>

 

6. Теперь ваш документ должен выглядеть так:

<HTML>

<HEAD>

      <TITLE> Об Александре Македонском </TITLE>

</HEAD>

      <BODY>

      Этот небольшой сайт посвящен жизни Александра Македонского.

      <a href="alexandr.htm">Краткая справка об Александре Македонском</a>

      <a href=" campaign. htm">Походы Александра Македонского </a>

      </BODY>

</HTML>

7. Сохраните файл.

8. Откройте в Блокноте файл alexandr.htm.

9. Дополните его ссылкой на главную страницу (index.htm), вписав в тело следующий текст: (аналогично п.6)

<a href="index.htm">Вернуться на главную страницу</a>

10. Измените титул:

<TITLE>Краткая справка</TITLE>

11. Сохраните файл.

12. Повторите шаги 9–12 для файла campaign.htm. В качестве титула напишите: <TITLE> Походы </TITLE>

13. Откройте в Internet Explorer файл index.htm.

14. Щелкните ссылку Краткая справка об Александре Македонском. Проследите по титулу, что открылась нужная страница.

15. Щелкните ссылку Вернуться на главную страницу. Проследите по титулу, что вы вернулись на главную страницу (index.htm).

16. Аналогично проверьте работу ссылки Походы Александра Македонского.

 

Форматирование абзацев

1. Запустите Блокнот и откройте файл alexandr.htm.

2. Дополните тело документа заголовком, для чего введите соответствующий тег:

<h1>Александр Македонский</h1>

3. Теперь ваш документ должен выглядеть так:

<HTML>

 <HEAD>

       <TITLE> Краткая справка </TITLE>

 </HEAD>

 <BODY>

 Этот небольшой сайт посвящен жизни Александра Македонского.

 <h1> Александр Македонский</h1>

 <a href="index.htm">Вернуться на Главную страницу</a>

 </BODY>

</HTML>

4. Сохраните файл.

5. Проверьте, как теперь выглядит файл alexandr.htm в браузере.

6.  Вернитесь в Блокнот, не закрывая Internet Explorer. Вставьте между заголовком Александр Македонский и ссылкой Вернуться на главную страницу текст, используя для перевода строки тег <br>:

Александр Македонский (Alexandros ho Мegas) (июль 356 до н.э., Пелла — 13 июня 323 г. до н.э., Вавилон), царь Македонии с 336 г. до н.э., один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. <br>

Воспитателем Александра Македонского с 343 до н. э. был философ Аристотель. Военную подготовку он прошёл под руководством отца .<br>

7. Сохраните файл в Блокноте и проверьте, как он теперь выглядит, переключившись в браузер и щелкнув кнопку Обновить.

8. Откройте в Блокноте файл index.htm.

9. Добавьте теги перевода строки <br>.

<HTML>

 <HEAD>

       <TITLE>Об Александре Македонском</TITLE>

 </HEAD>

 <BODY>

Этот небольшой сайт посвящен жизни Александра Македонского.<br>

<a href="alexandr.htm">Краткая справка об Александре Македонском</a><br>

 <a href="campaign.htm">Походы Александра Македонского </a><br>

 </BODY>
</HTML>

 

10. Сохраните файл и проверьте, как он выглядит в Internet Explorer.

 

Задание 4. Создать собственный сайт на бесплатном хостинге www.ucoz.net.

Указания по выполнению задания.

1. Зарегистрироваться на сайте: зайти на сайт www.ucoz.ru, нажать на кнопку «Создать сайт», заполнить форму регистрации.

2. Нажать на кнопку «Приступить к созданию» для создания своего сайта. Задать имя сайта, нажать кнопку «Создать сайт».

3. Мастер настройки для создания сайта: сделать основные настройки – ввести название сайта, выбрать дизайн (дизайн #844) и язык сайта.

4. Выбрать модули для сайта: «Редактор страниц». Остальные необходимые модули можно подключить позже.

5. Просмотреть сайт, набрав в адресной строке браузера: http://ИМЯ_ВАШЕГО_САЙТА.ucoz.net.

 

Примечание. Для добавления и изменения информации на сайте, нужно сначала заходить по адресу http://ИМЯ_ВАШЕГО_САЙТА.ucoz.net/admin и для входа в админ сайта использовать пароль, который вы указали при регистрации сайта (второй пароль).

6. Изменить заголовок в шапке на ucoz.NET.

Убедиться в том, что вы выбрали дизайн #844 (Настройки, Общие настройки, Дизайн сайта). Зайти на главную страницу сайта, изменить заголовок «Мой сайт» на «Белый каталог сайтов»: Дизайн – Управление дизайном (шаблоны) (в этом разделе проводятся все работы по изменению дизайна сайта). Зайти в раздел «Верхняя часть сайта» и вместо заголовка «Мой сайт» напишите «Белый каталог сайтов», «Сохранить»: между тегами
<div id="logoBlock"><h1></h1></div> стоит нужный нам заголовок. Зайти на главную страницу сайта, заголовок в шапке сайта поменялся.

 

7. Добавить страницы.

Создать следующие пункты меню и страницы: Главная страница, Каталог сайтов, Как добавить сайт, Полезные советы, Правила каталога, Платные услуги, Полезные статьи, FAQ (вопрос/ответ), Обратная связь.

Удалить лишний пункт меню «Информация о сайте», который был создан автоматически при создании сайта (Дизайн – Конструктор меню): нажать на крестик справа от названия, после – на кнопку «Сохранить».

Создать раздел «Каталог сайтов», в котором будут описания всех сайтов, распределённых по категориям: в левом меню перейти во вкладку «Неактивные», выбрать модуль «Каталог сайтов», активировать модуль. В левой колонке автоматически появился пункт меню «Каталог сайтов».

Дать возможность всем посетителям сайта добавлять сайт в каталог без предварительной регистрации: Пользователи – Группы пользователей. Появится список групп пользователей, где вы можете им устанавливать права. Для того, чтобы дать возможность добавлять материалы на сайт всем посетителям, необходимо нажать на гаечный ключик напротив группы пользователей «Гости»; раскрыть список «+ Каталог сайтов»; поставить галочку напротив пункта «Добавлять материалы»; «Сохранить».

На странице «Каталог сайтов» в правом верхнем углу содержимого сайта появилась ссылка «Добавить сайт», нажав на которую посетитель сможет добавить информацию о своём сайте, которая будет опубликована после проверки модератора.

Попробовать добавить сайт webcaum.ru в данный каталог, чтобы понять весь процесс регистрации сайта. Нажать на ссылку «Добавить сайт», выбрать категорию «Интернет». Указать данные:

– Название сайта *: Как создать свой сайт.

– Ссылка на сайт *: http://webcaum.ru.

– Описание сайта: Добро пожаловать на блог сайтостроителя! В этом блоге Вы узнаете о разных способах создания и продвижения сайтов, а также о том, как заработать в Интернете с помощью сайта и без него.

– Указать своё имя, e-mail, проверочный код, нажать «Добавить».

– в админе подтвердить размещение информации о сайте: Каталог сайтов – Управление материалами.

На странице управления материалами нажать на гаечный ключик справа от заголовка. Данная кнопка позволит редактировать информацию о сайте, а также подтверждать или запрещать размещение сайта в каталоге. Нажать на кнопку «Войти через uID», ввести свой почтовый ящик, который вы указывали при регистрации сайта, и пароль. Данный пароль уже отличается от того пароля, который мы используем при входе в админку сайта. Чтобы информация о сайте показывалась в каталоге нужно снять галочку с пункта «Материал недоступен для просмотра» и нажать «Сохранить». Зайти на сайт и перейти по ссылке «Каталог сайтов» в левом меню, затем – в раздел Интернет. Описание сайта показывается в каталоге. Таким образом, каталог может автоматически наполняться контентом (информацией) другими пользователями. Остается проверять добавленную информацию и подтверждать размещение сайтов.

 

8. Создать четыре пункта меню: Как добавить сайт, Полезные советы, Правила каталога, Платные услуги.

Создать страницы, на которые они будут вести. Это будут простые страницы, где планируется размещение общей информации о каталоге и его услугах. Чтобы добавить страницу зайдите в админе в раздел: Редактор страниц – Управление страницами сайта.

Удалить лишние страницы «Информация о сайте» и «Обратная связь» (нажать красный крестик).

Нажать на кнопку «Добавить страницу» в правом верхнем углу.

Добавить страницу «Как добавить сайт». Название страницы укажите следующее: Как добавить сайт в каталог. В содержимое страницы написать:
«На данной странице будет инструкция по добавлению сайта в каталог». Опции и группы, имеющие доступ к странице оставить без изменений. Пункт «Добавить ссылку на страницу в главное меню сайта» означает, что в левом меню автоматически добавится пункт, который будет вести на создаваемую страницу. Нажать «Сохранить».

Аналогично создать страницы «Полезные советы», «Правила каталога», «Платные услуги».

Данные, которые нужно указать для страницы «Полезные советы»: Название страницы: Полезные советы по добавлению сайта в каталог. Содержимое страницы: На данной странице будут представлены полезные советы по добавлению сайта в каталог.

Данные, которые нужно указать для страницы «Правила каталога». Название страницы: Правила каталога. Содержимое страницы: На данной странице будут представлены правила каталога.

Данные, которые нужно указать для страницы «Платные услуги». Название страницы: Платные услуги каталога. Содержимое страницы: На данной странице будет представлено описание платных услуг каталога.

Зайти на главную страницу нашего сайта и посмотреть на автоматически созданные пункты меню, которые ведут на данные страницы.

 

9. Редактировать пункты меню.

Названия у некоторых страниц в левом меню сокращаются. Например, на страницу «Как добавить сайт в каталог» ведёт пункт меню «Как добавить сайт в...». Для редактирования пункта меню зайти в раздел: Дизайн – Конструктор меню, нажать карандашик справа от его названия. Сократить названия пунктов меню: Как добавить сайт, Полезные советы, Правила каталога, Платные услуги. Сохранить изменения.

Добавить страницу и пункт меню «Полезные статьи»: подключить модуль «Каталог статей» (Неактивные – Каталог статей – Активировать модуль). В левом меню появился пункт «Каталог статей».

Поменять название страницы и пункта меню на «Полезные статьи». Зайти в раздел админ: Каталог статей – Настройки модуля, в поле «Название модуля» вписать «Полезные статьи» и нажать «Сохранить».

Примечание к модулю «Каталог статей»: Редактирование и добавление статей осуществляется в разделе: Каталог статей – Управление материалами.

Добавить пункт меню и страницу «FAQ (вопрос/ответ)», где посетители каталога могут задать интересующие их вопросы и там же получить ответы на них: подключить модуль «FAQ (вопрос/ответ)», раздел: Неактивные – FAQ (вопрос/ответ) – Активировать модуль. Обновить главную страницу сайта.

Примечание к модулю «FAQ (вопрос/ответ)»: Редактирование и добавление вопросов-ответов осуществляется в разделе: FAQ (вопрос/ответ) – Управление материалами.

Добавить страницу «Обратная связь» и пункт меню для него: подключить модуль «Почтовые формы», зайдите в раздел: Неактивные – Почтовые формы, Активировать модуль.

Примечание к модулю «Почтовые формы»: Редактирование и изменение настроек формы обратной связи осуществляется в разделе: Почтовые формы – Управление почтовыми формами.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / под редакцией В.П. Корячко,
М.И. Купцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016 // URL: http://93/187/
152/186/marc/bookbase.pdf

4. Федотова, Е.Л. Информационные технологии и системы: курс лекций / Е. Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА– М, 2015. – 480 с., ил.

5. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие / В.Т. Безручко. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=429099.

6. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

7. Информатика и информационные технологии: учебник / под ред.
Ю.Д. Романовой. – М.: ЭКСМО, 2011. – 704 с.

8. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=book
search&code==информатика для юристов.

 

Тема 5. Информационные технологии в образовании и науке

Проверка и повышение уникальности текста работы в системе Антиплагиат.

 

Учебные вопросы:

1. Назначение и возможности различных систем антиплагиата, принципы работы системы Антиплагиат.

2. Использование системы Антиплагиат для определения уникальности текста работы.

3. Увеличение процента уникальности текста.

4. Электронные библиотечные системы, eLIBRARY.RU, база данных РИНЦ.

 

Система Антиплагиат (www.antiplagiat.ru) позволяет частями или полностью проверять документ на предмет заимствования текстов из открытых источников и из ряда закрытых.

Возможности систем Антиплагиата. Загруженная работа анализируется системой на наличие текста или его частей в базах бесплатных рефератов (прежде всего), некоторых статей, учебников, справочных изданий, которые выложены в открытом доступе, а также по подключенным базам готовых учебных работ, сданных студентами некоторых вузов (если вуз подключен к системе). По результату выдается процент уникальности работы (что не заимствовано из перечисленных выше источников) в пределах от 0 до 100 процентов.

Система имеет недостатки: она может показать высокий процент уникальности и для текстов, взятых из Интернета; за плагиат система считает названия книг (если они или хотя бы их названия выложены где-то в сети и проиндексированы системой), названия и тексты законов и иных нормативных актов, иногда и комментарии к законам, судебную практику, статистические данные (если Вы брали целиком таблицу, не изменяя в ней ничего), и даже поля форм отчетности или первичных документов (тот же баланс у вас вылезет как плагиат, даже если цифры в нем будут сугубо Вашими).

Примеры систем Антиплагиат. Помимо antiplagiat.ru есть и альтернативные системы проверки и выявления плагиата: eTXT-Антиплагиат (etxt.ru/antiplagiat/) и Advego Plagiatus (advego.ru/plagiatus/) – это системы антиплагиата которые устанавливаются на компьютер в виде программ. Принцип проверки у них другой: текст проверяется на предмет нахождения аналогичного текста поисковыми системами. Найденный поисковиком текст в работе выделяется соответствующим цветом, в итоге высчитывается процент оригинальности (и эта цифра может сильно отличаться от того, что посчитал antiplagiat.ru). Также существуют сайты аналогичные antiplagiat.ru, но для проверки они не требуют регистрации на сайте. Например: text.ru, content-watch.ru, prcy.ru.

Способы повышения уникальности текста

Есть несколько способов повысить уникальность текста при проверке:

1. Замена русских букв на похожие буквы английского алфавита. Таким образом, слова меняются, не меняясь внешне, и повышается процент уникальности. Но есть существенный недостаток: при просмотре работы в текстовом редакторе измененные таким образом слова будут подчеркиваться красным и вызывать подозрение.

2. Вставить вместо текста изображение с этим текстом. Так как Антиплагиат не проверяет картинки, он выдаст большой процент уникальности. Но при проверке в текстовом редакторе может выясниться, что текста просто нет.

3. Лучший способ повышения уникальности текста – это замена некоторых слов на их синонимы и перестроение фраз.

Если не получается подобрать достаточное количество синонимов из головы, то можно воспользоваться одним из множества сайтов под названием «синонимайзеры» (например, сайт seogenerator.ru/tools/synonym). Они автоматически заменяют слова на их синонимы и предоставляют возможность выбирать из нескольких синонимов. К сожалению, точность подбора синонимов не идеальна, так что придется внимательно редактировать текст после замены, чтобы он не потерял исходный смысл.

 

Задание 1. Проверить с помощью системы «Антиплагиат» текст на уникальность, повысьте процент уникальности до 50.

1) Зайти на сайт antiplagiat.ru. Зарегистрироваться на сайте antiplagiat.ru. Зайти в личный кабинет.

2) Загрузить документ для проверки (например, скачать из Интернета фрагмент текста, посвященного применению информационных и коммуникационных технологий в психологии). Отправить его на проверку.

3) Посмотреть отчет о проверке: с каких сайтов возможно был взят текст, дату размещения текста и процент уникальности.

4) Повысить уникальности текста.

Зайти на сайт seogenerator.ru/tools/synonym. Переработать текст. Для этого: вставить текст в раздел «Исходный текст», выбрать базу синонимов (большая и две маленьких), от которой будет зависеть количество замененных слов. Нажать «Обработать». После этого в разделе «Результат обработки» появится измененный текст с выделенными синонимами. Чтобы сменить синоним или оставить исходное слово нужно щелкнуть на нужное слово.

5) Проверить получившийся текст на уникальность. Довести процент до необходимо величины – 50%.

 

Задание 2. Выбрать самостоятельно текстовый документ или его фрагмент и проверить его на уникальность с помощью сервиса «Антиплагиат». Подготовить отчет по результатам проверки, вставить скрин-шот экрана с данными о проценте заимствований в работе.

Задание 3. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, в инструменте Навигатор,
Авторский указатель найти информацию о вашей публикационной активности (для зарегистрированных в системе авторов). Изучить показатели (количество публикаций в РИНЦ, индекс Хирша, индекс цитирования).

 

Задание 4. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, в инструменте Навигатор,
Авторский указатель найти информацию о вашей публикационной активности (для зарегистрированных в системе авторов). Выбрать конкретную публикацию, изучить её реквизиты, просмотреть саму публикацию.

 

Задание 5. Выйти на сайт eLIBRARY.RU, для конкретного автора посмотреть список непривязанных публикаций, которые могут принадлежать данному автору. Привязать новые публикации.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бабкин, А. А., Крюкова, Д.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: Учебное пособие для направления подготовки 37.04.01 Психология (квалификация выпускника – магистр, направленность (профиль): социальная психология). – Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2019. – 52 с.

2. Гаврилов, М. В., Климов, В. А. Информатика и информационные технологии: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – Саратов: Юрайт, 2015. – 383 с.

3. Крутин, В.Ю. Информационные технологии в психологии [Электронный ресурс]. URL: ttp://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/14177/1/Krutin_Inf_tehnolg_
psih_2016.pdf (дата обращения: 25.12.2017).

4. Арефьев П.Г. Публикационная активность российской науки: основные проблемы и возможности роста / П.Г. Арефьев // Science Index-2012: материалы науч.-практ. конф. – URL: http://elibrary.ru/ projects/science_index/conf/
2012/program.asp.

5. Еременко Г.О. Российский индекс научного цитирования и информационно-аналитическая система Science Index // Science Index-2012: материалы науч.– практ. конф. – URL: http:// elibrary.ru/projects/science_index/conf/2012/
program.asp.

6. Инструкция для авторов по работе в системе Science Index. URL: http://elibrary.ru/projects/science_index/author_tutorial.asp (дата обращения – 19.03.2017).

 

Тема 6. Информатизация и автоматизация деятельности психолога

6.1. Анализ ресурсов Интернет в сфере психологии

 

Учебные вопросы:

1. Анализ ресурсов Интернет в сфере психологии

 

Задание. Рассмотреть и проанализировать Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы в деятельности психолога.

Результаты работы оформите в виде таблицы

Название ресурса Адрес ресурса Назначение и структура ресурса Возможности ресурса Преимущества ресурса Недостатки ресурса Область применения в деятельности психолога
             

 

Список ресурсов:

1. Компьютерные технологии для психолога

URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200902404.

2. UniTest System – программное обеспечение для автоматизации компьютерного тестирования

URL: http://www.sight2k.com/rus/unitest/

3. Psychometric Expert – Автоматизированное рабо


<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: