Тотальная слепота – резко сниженная способность человека получать информацию с помощью зрения, невозможность различать предметы и их свойства по визуальным признакам, при этом части детей доступно только светоощущение.
Слабовидение – это снижение остроты зрения, при котором значения остроты зрения находятся в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Дети могут использовать зрение при решении каждодневных задач. При слабовидении речь идет о существенном снижении остроты зрения. Хотя у детей имеются остаточные возможности зрения, ребенок все же ограничен в восприятии мира через зрительный анализатор, так как значительно уменьшается скорость зрительного восприятия, наблюдаются узость обзора, недостаточность четкости и яркости восприятия, искажаются образы предметов.
Косоглазие у детей. Термин «косоглазие» объединяет различные поражения зрительной и глазодвигательной систем, которые вызывают отклонение (периодическое или постоянное) глазного яблока от обычной его локализации, то есть от совместной точки фиксации, и связанное с этим нарушение функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху или книзу. Косоглазие приводит к нарушению бинокулярного зрения, а также к другим трудностям зрительного восприятия. Дети затрудняются в выделении частей объекта, у них недостаточно развиты умения соотносить части предмета, особенно разрозненные, в одно целое. Дети с трудностями выполняют те действия, в которых требуется произвести анализ формы и величины предметов, а также пространственных отношений.
|
|
Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях оно может привести к амоврозу (полной слепоте).
Специфичность ориентации слепых проявилась в трудностях формирования навыков практической ориентировки на своем теле. У значительной части детей выявлена несформированность системы представлений о своем теле, нет связи со словесными обозначениями пространства или они очень слабы, неустойчивы. Значительные трудности вызывало также ориентирование в пространстве вокруг себя. При этом у тех детей, которые слабо справляются с заданиями определения основных направлений в пространстве, отсутствовали четкие знания о пространственной характеристике частей своего тела, как точки отсчета направлений в пространстве вокруг себя.
|
|
Уже к 5 - 6 месяцам у слепых детей сформирована первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение.
В этот период большую роль играет повторение путей и установление связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звуковую характеристику объектов как их сигнальный признак. Выполнение детьми этого возраста движений руками, головой, туловищем также способствует развитию ориентировки.
Дальнейшая стадия развития ориентации связана с формированием активного самостоятельного передвижения в пространстве и его познанием, что способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Важнейшим фактором в структуре ориентировочной деятельности становится также пассивная и активная речь. Связь речи с движением, предметной деятельностью способствует ориентации в пространстве.
Учащиеся начальной класса школы для слепых испытывают значительно большие трудности в определении направлений в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали относительно собственного тела и особенно относительно другого человека, что свидетельствует о том, что:
а) они недостаточно владеют схемой тела;
б) не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направления движений, и ясных представлений о направлении движений.
Ошибки пространственной ориентировки у слепых детей связаны также с несформированностью мыслительной деятельности. Об этом свидетельствуют ошибки при поворотах тела. Повороты кругом при ориентировке на какой-либо предмет или на учителя большинство учащихся выполняли нечетко, с полуоборота, с переступанием. Они испытывали серьезные затруднения при характеристике собственного положения в пространстве по отношению к предметам при поворотах и при различении пространственных отношений между самими предметами.
Боязнь пространства и страх передвижения, столкновения с незнакомыми объектами тормозят у слепых детей формирование двигательной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности ориентирования. У слепых детей наблюдаются трудности и замедленность формирования сложных двигательных актов, новых предметных действий.
Дети с косоглазием и амблиопией испытывают большие трудности в сохранении направления движения, часто его меняли из-за осуществления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом.
Работа детей с разборными игрушками выявила большие трудности в выделении и соотнесении деталей игрушек, в их правильном расположении относительно друг друга вследствие монокулярности зрения. При выполнении моделирования предметно-пространственного построения по образцу проявилась зависимость результативности решения задания от точки отсчета, выбранной ребенком.
Особенно следует выделить ошибки в определении удаленности и местоположения предметов относительно учащихся. Например, они затрудняются в локализации положения предметов относительно собственного тела (дальше, ближе, там, тут). У детей этой группы отмечаются недостатки в ориентировке при выполнении основных локомоторных действий. Трудности в ходьбе усугубляются малой подвижностью, что затрудняет формирование представлений об удаленности предметов, мерилом чего для слепого является ходьба и время движения.