Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей

Представления — это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений.Нарушения функций зрения, исключают возможность зрительного восприятия отражатся на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.Характерной особенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения зрительных образов

Особенности представлений- они фрагментарны, схематичны, имеют низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм.

1 Фрагментарность зрительных представлений частично-зрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта отсутствуют многие существенные детали. В результате образ лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту.Фрагментарность представлений проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, отсутствуют важные и существенные детали.Фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете, что ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков.В основе фрагментарности образов лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

2 Схематизм, как и фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и слабо дифференцированных.Но организовывая процесс восприятия, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм представлений и способствовать более полному и точному отражению объективной действительности.

3 Недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию общих представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предмета.

4. Вербализм. Полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.

Эти особенности преодолеваются в процессе обучения. Дети приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий возможность ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.

Представления сенсорной сферы за счет полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своем развитии и сохранении те же фазы, что и в норме. Процесс формирования представлений при слепоте и слабовидении имеют; свои характерные особенности и отличается от нормы своей замедленностью и затрудненностью межфазовых переходов.

По темпу продвижения слепые и слабовидящие отстают от нормально видящих— процесс формирования представлений протекает замедленно. Среди слепых и слабовидящих в свою очередь имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Однако эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2и в процессе восприятия, является критической. Проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах.Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти.

Сохранность представлений зависит от возраста потери зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных образов в деятельности.

1 У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные эмоциональные переживания предметы и явления.

2 При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений обширнее.Увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, так как включение их в этот период в учебную деятельность существенно расширяет сферу чувственного познания.

3 У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих.

Круг представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего, и т. д.

Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздражений лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений, что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем.

Однако прочность представлений относительна, без подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Угасание зрительных представлений ослепших является одним из проявлений процессов памяти — забывания -и подчиняется его закономерностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: