Насколько g-moll-ная симфония сосредоточена в одном круге образов, настолько же многогранен образный мир последней, 41-й симфонии Моцарта. Она известна под названием «Юпитер». Не будучи авторским, это название, рождающее мифологические ассоциации, оказалось удачным: в музыке симфонии много величавой торжественности (грандиозные масштабы, оркестр с трубами и литаврами, тональность С-dur – в музыке XVIII века она часто символизировала солнечный свет, силу и величие).
I частьсонатноеallegro, C-dur
| Строится на развитии ярко контрастных образов. Торжественная героика гармонично сочетается с нежными лирическими «вздохами», драматическая патетика – с веселым миром опер buffa.
В главной теме два контрастных элемента:
I – волевой и энергичный (tutti, f, унисон, фигура тираты, которая ассоциируется с ударом молнии);
II – вопросительный и мягкий (p, аккордовое изложение, струнные). Подобная диалогическая структура – типично моцартовский прием, получивший развитие у Бетховена. Дальнейшее продолжение главной темы развивает фанфарные элементы, пунктирную ритмику, маршевость, активные T-D обороты в гармонии.
В связующей партии оба элемента главной темы даны без динамических контрастов и без тембрового противопоставления. Постепенно 2-й элемент становится все более утвердительным. Устремляясь вверх, он завершается героическим маршем.
Две другие темы (П.П. и З.П.) веселы и беззаботны (обе в G-dur). В лирической побочной – женственной и грациозной – больше ариозности; заключительная – откровенно-буффонная, «приплясывающая».
В сравнении с экспозицией (120 тактов!), разработка достаточно лаконична. Тем не менее, в ней задействован почти весь материал, кроме побочной темы (в этом – существенное различие с однотемными разработками симфонии g-moll). После яркого модуляционного сдвига (из G-dur в Es-dur), разработочное развитие сосредотачивается на теме заключительной партии. Ранее буффонная, она постепенно преображается в энергичную и волевую. Во втором разделе разработки на первый план выдвигаются героические элементы главной и связующей тем.
В репризе фактура обогащается небольшими имитациями, в оркестровке бόльшее участие принимают духовые инструменты.
|
II часть – Andante cantabile, сонатная форма,
F-dur
| Общее спокойное, безмятежное настроение дважды нарушается контрастным вторжением драматических эмоций (в экспозиции и в разработке). Носительницей драматизма выступает связующая тема (c-moll). Ее сумрачная минорная окраска, взволнованные возгласы, резкие перепады динамики, прерывистые, сбивчивые ритмы противопоставлены основным мажорным темам – спокойно-величавой главной (F-dur) и умиротворенной побочной (С-dur). В репризе же эта тема отсутствует.
|
Менуэт
сложная
3-ч.форма,
C-dur
| В музыке менуэта танцевальность сочетаетсяс лирической напевностью (основная тема родственна побочной партии первой части).
|
Финал
Сонатная форма,C-dur
| Характер празднично-триумфальный. Музыка пронизана светом, легкостью, энергией и радостью. Сонатная форма приближается к фуге: все темы даются сначала в гомофонном изложении, а затем по-разному полифонизируются.
На основе 1-й темы выстраивается фугато (см. стр.16), которое выполняет функцию связующей партии. 2-я, гаммообразная, главная тема многократно проводится в каноническом изложении. В эту полифоническую игру включаются и напевная побочная тема (G-dur). Полифоническое развитие захватывает разработку и репризу. Темы и их элементы контрапунктируют друг другу, возникают разнообразные имитации, стретты, обращения, перестановки голосов. В большой коде в одновременном полифоническом звучании объединяются все темы финала.
|