Музыка для фортепиано

19 сонат, 15 вариационных циклов, 4 фантазии, а также небольшие пьесы (отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги).

Самым значительным фортепианным сочинением Моцарта является Фантазия c-moll, объединенная с Сонатой в той же тональности (№ 14). Фантазия играет роль вступления (подобно тому, как это было в полифонических циклах Баха). О традициях Баха говорит не только жанр, но и близость к трагедийным образам баховских сочинений (например, «Хроматической фантазии и фуги» d-moll).

   Драматургия фантазии основана на постоянном противопоставлении контрастных образов.

  Схема фантазии

I раздел Adagio, c-moll Скорбный, трагедийный. В теме два контрастных элемента: мрачный, «роковой» и жалобно молящий. Преобладает развитие 1-го элемента.
II раздел Adagio, D-dur Светло-мечтательный, лирический. Сопоставляется с музыкой 1-го раздела как ПП с ГП.
III раздел Allegro, a-moll →B-dur Порывистый, возбужденный. Подобен сонатной разработке, где сопоставляются 2 контрастные темы, причем 1-я сама по себе содержит внутренний контраст.
IV раздел Andantino, B-dur Возвышенный и поэтичный. Это светлая кульминация всей фантазии, обрывающаяся неожиданным вторжением следующего раздела.
V раздел Piu Allegro, g-moll Драматический и напряженный. Вместо ясно оформленной мелодии – бурные пассажи, арпеджио. Воспринимается как крушение надежд.
Rp I-го раздела Adagio, c-moll Придавая всей композиции закругленность и завершенность, возвращение начального образа выражает идею «замкнутого круга». Её смысл глубоко трагичен: стремление преодолеть скорбь, обрести душевный покой и гармонию безрезультатно.

Минорные разделы фантазии (1, 3, 5) тонально неустойчивы, незамкнуты, подчеркнуто импровизационны, полны внутренних контрастов. Мажорные разделы отличаются лирической напевностью, тональной и структурной определенностью, использованием приемов варьирования.

  К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11. От всех прочих она отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы. Далее следует рыцарственно-галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «alla turca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю[2].

  Все 3 части связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.

Реквием

Реквием это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы она отличается отсутствием таких частей, как «Gloria» и «Credo», вместо которых включаются особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема канонический. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы («Domine Jesu» – Господи Иисусе и «Hostia» – Жертвы тебе) подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, и следовали обычные части мессы – «Sanctus» и «Agnus Dei».

   В Реквиеме Моцарта 4 раздела:

I раздел – № 1

II раздел – №№ 2–7

III раздел – № 8 и № 9,

IV раздел – №№ 10–12 (его музыка в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы).

В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 – «Sanctus» и № 11 – «Benedictus») и заключением (№ 12 – «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 5, 11) звучат в исполнении квартета солистов.

Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта – трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера – 1, 2, 7 и 12.

Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).

Исполнительский состав:

4-х голосный хор, квартет солистов, орган, большой оркестр:

обычный состав струнных, в группе деревянных духовых отсутствуют                 флейты и гобои, зато введены бассетгорны (разновидность                 кларнета с несколько сумрачным тембром); в группе медных нет валторн, только трубы с тромбонами; литавры. Таким образом, оркестровка несколько темная, сумрачная, но вместе с тем, обладающая большой мощью.

Содержание реквиема предопределено самим жанром траурной мессы. Оно перекликается с содержанием пассионов. Реквием пронизывает мысль о смерти, ее трагической неотвратимости. При этом тон моцартовского Реквиема очень далек от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки.

№ 1 состоит из двух частей, соотношение которых напоминает строение полифонических циклов Баха. Первая, трагически-скорбная медленная часть («Requiem») играет роль вступления ко второй, быстрой («Kyrie eleison»). Это стремительная двойная фуга (т.е. фуга на две темы). Музыка фуги стремится неудержимым потоком почти до самого конца (лишь в последних тактах возникает неожиданная остановка).

Музыка № 2 («Dies irae») рисует картину Страшного суда.  Хоровые голоса соединяются в обрывочные аккордовые фразы. Широкие скачки верхнего голоса подобны возгласам отчаяния. На долю оркестра приходится отображение внешних ужасов (тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр делают картину особенно зловещей, усиливают впечатление смертельного страха, леденящего ужаса). Развитие музыки идет на «одном дыхании». Лишь в самом конце хор впервые делится на две группы: звучит своеобразный диалог между грозными восклицаниями басов и стонущими, полными смятения, ответными интонациями женских голосов и теноров.

После этого неистового возбуждения в № 3 («Tuba mirum» – Труба чудесная ,разнося клич по гробницам всех стран) наступает тишина. Хор уступает место солистам. Торжественный сигнал тромбона возвещает начало Божьего суда. Инструментальную мелодию подхватывает солирующий бас, затем поочередно тенор, альт и сопрано.

№ 6 («Confutatis» – Сокрушив отверженных, приговоренных гореть в огне) – своим драматизмом перекликается с № 2. На фоне бурлящего сопровождения канонически вступают басы и тенора. Им противопоставляются молящие фразы высоких голосов («Voca me» – Призови меня).

№ 7 («Lacrimosa» – Слезный будет тот день) – лирический центр произведения, выражение чистой, возвышенной скорби. На смену страшным угрозам и гневу приходят предельно искренние, благодатные слезы. После краткого вступления (без басов), основанного на интонациях вздоха, вступает проникновенная мелодия в вальсообразном ритме на 12/8. Все хоровые партии объединяются в стройный квартет голосов. Выделяется верхний – самый песенный голос. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении.

Среди последующих номеров Реквиема есть и умиротворенные, просветленные, и торжественно-ликующие.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Фугато (фугообразно) – полифоническая форма, являющаяся частью более крупного целого.

 


[1] В 12 лет, в Вене, он написал оперу-buffa  «Мнимая простушка» и зингшпиль «Бастьен и Бастьена». Позже, в Италии, были созданы оперы-seria «Митридат, царь Понтийский» и «Луций Сулла», а в «зальцбургский» период – «Мнимая садовница» и «Идоменей».

[2] Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: