Гражданский оборот товарный знак

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Сами средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как объекты гражданских прав, а равно и система их правовой охраны всегда являлись актуальным предметом исследования для юридической науки. Вместе с тем в советский период эта сфера научных знаний находилась в стороне от проблематики изобретательского права в его широком понимании, а на современном этапе развития системы правовой охраны средств индивидуализации, несмотря на обилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видам средств индивидуализации, она входит в проблематику права интеллектуальной собственности.

Расширение масштабов конкуренции, стремление производителей и продавцов привлечь к производимым и продаваемым товарам потенциальных потребителей и необходимость удержания существующих покупателей и клиентов значительно активизировало использование в предпринимательской деятельности товарных знаков, торговых марок и так называемых брэндов. Выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, т.е. основанным на характеристиках самого товара, а определяется его ассоциативным восприятием именно символа, через который строятся представления о товаре. Проведенные исследования показывают, что около 85 % принимаемых решений основывается на визуальной информации. В связи с чем основной функцией символа является индивидуализация товара и возможность его выделения (отличия) от других аналогичных товаров, донесение до потребителей информации, что именно этот товар является лучше других аналогичных товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания - явления относительно новые для России, поэтому далеко не все российские компании проверяют названия своих марок на юридическую чистоту и возможную принадлежность другому собственнику. Большая часть предпринимателей ограничиваются регистрацией фирменного наименования, а к юристам обращаются только в тот момент, когда сталкиваются с конкуренцией и другими претендентами на свою, казалось бы, незыблемую собственность.

Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов (например, музыкальных фрагментов), экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций. Для того чтобы уберечь бренд от имитаций, нужно регистрировать все значимые компоненты его имиджа.

Особо стоит отметить, меняющуюся законодательную базу, так с 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, вместе с тем работа содержит анализ действующего на сегодняшний день законодательства, в том числе таможенного, о товарных знаках и знаках обслуживания.

Существенными изменениями в таможенном регулировании продиктовано принятие важнейшего для внешнеэкономической деятельности России правового акта - Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который также затрагивает вопросы интеллектуальной собственности.

Всё это говорит о важности и злободневности проводимого исследования.

Степень научной разработанности проблематики исследования. Свои работы исследуемым вопросам посвятили такие авторы как Алексеева О.Л., Андронова Т.А., Белов В.В., Белов А.П., Бушев А.Ю., Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П., Данилина Е.А., Еременко В.И., Зверева Е.А., Золотарев Б.Ю., Зуйкова Л.П., Калятин В.О., Каширских В.В., Лабзин М.В., Мельников В.М., Петрова Т.Д., Петухов Б.В., Рабец А.П., Розен Я.С., Саленко Л.П., Сергеев А.П., Сергеев В.М., Серов С.И., Старженецкий В.В., Трунцевский Ю.В., Тыцкая Г.И., Успенская Н.В., Хасимова Л.Н., Шершеневич Г.Ф., Шестимиров А.А., Шпак Е.С. и другие авторы.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие по поводу правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания при перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Предметом исследования в работе стали нормы российского законодательства, регулирующие права на товарный знак и знак обслуживания при перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Задачами дипломного исследования являются:

Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;

Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в РФ;

Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;

Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;

Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;

Охарактеризовать особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам Таможенного Кодекса ТС.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе девять параграфов, заключения и списка используемых источников.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: