Бухгалтерская отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих выполнение плана экономического и социального развития организации, результаты работы хозяйства за отчетный период, рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета.
Периодическая бухгалтерская отчетность составляется организациями за месяц и квартал по утвержденным формам. В состав месячной бухгалтерской отчетности входят «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), а в состав квартальной кроме баланса - «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет об изменении капитала»(ф. № 3), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4) и «Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф. №5).
Основной формой периодической бухгалтерской отчетности является «Бухгалтерский баланс».
Балансовые статьи заполняют по данным синтетических счетов Главной книги, субсчетов, данным аналитических счетов, отраженных в журналах-ордерах, ведомостях. По данным Главной книги заполняются статьи: основные средства, запасы, касса, расчетный счет и др.
|
|
Ряд статей баланса объединяет остатки нескольких синтетических счетов. Так, статья «Незавершенное производство» объединяет остатки по счетам 20, 23, 29. Отдельные статьи заполняются по данным субсчетов.
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) строится в соответствии с инструкциями по бухгалтерскому учету «Доходы организации», «Расходы организации», утвержденными постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181, 182, в которых доходы и расходы подразделяются на три группы: по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные.
Соответственно в отчете выделяются данные группы доходов и расходов и их составляющие, причем все суммы показываются как за отчетный период текущего года, так и для сравнения за аналогичный период прошлого года.
В форме № 3 «Отчет об изменении капитала» отражается движение уставного, резервного, добавочного фондов, а также фондов потребления и накопления, резервов, созданных в соответствии с учредительными документами. В «Отчете о движении денежных средств» (ф. № 4) указываются остаток, поступление и использование денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из следующих разделов:
1. Основные средства и нематериальные активы (отражается движение основных средств и нематериальных активов) с указанием наличия на начало года, поступило, выбыло и наличие на конец. В разделе «Справочно» отражаются сумма амортизации основных средств и нематериальных активов на начало и конец года, источники финансирования инвестиционных расходов (амортизационные фонды, бюджетное финансирование, средства инновационных фондов, прибыль и заемные средства));
|
|
. Незавершенные вложения во внеоборотные активы (отражается сумма источников финансирования, поступивших и использованных в отчетном году, а также сумма затрат в незаконченные вложения во внеоборотные активы на конец года);
. Доходные вложения в активы (организации, представляющие имущество в лизинг и по договору проката, отражают наличие таких доходов на начало и конец года);
. Финансовые вложения (отражается информация о видах финансовых вложений на конец года);
. Дебиторская задолженность (отражаются суммы долго- и краткосрочной дебиторской задолженности на начало и конец года с выделением просроченной задолженности);
. Кредиторская задолженность (отражается кредиторская задолженность по видам с выделением просроченной долго- и краткосрочной задолженности на начало и конец года);
. Полученные кредиты и займы(отражаются суммы задолженности по кратко- и долгосрочным кредитам и займам, процентам по ним на начало и конец года, полученным, погашенным и задолженность на конец года).
Годовая бухгалтерская отчетность является наиболее полной. Сведения, содержащиеся в годовой бухгалтерской отчетности, дают возможность проводить квалифицированный экономический анализ работы субъекта хозяйствования, вскрывать внутренние резервы, квалифицированно оценивать наметившиеся тенденции в его развитии. На основании годовой отчетности разрабатываются мероприятия по дальнейшему совершенствованию деятельности организации.
Составлению годового отчета предшествует подготовительная работа. Прежде всего проводят годовую инвентаризацию имущества и обязательств. По выявленным в результате инвентаризации расхождениям бухгалтерских данных с данными инвентаризации составляются соответственные бухгалтерские записи. В результате данные бухгалтерского учета приводятся в полное соответствие с выявленными по инвентаризации фактическими данными.
Выявленные при недостаче излишки подлежат оприходованию бухгалтерскими записями: по дебету счетов 01, 04, 10, 11, 41 и кредиту субсчета 92-1.
Выявленные недостачи по результатам инвентаризации относятся по дебету счета 94 и кредиту счетов 01-11, 02-8, 10, 11, 41, 43 на сумму по учетной стоимости (по основным средствам и нематериальным активам остаточная стоимость недостающих средств).
Стоимость недостачи, порчи или утраты имущества в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства по направлениям использования недостающих материальных ценностей бухгалтерскими записями по дебету счетов 25, 26, 20, 10, 44, 90, 91 и кредиту счета 94. Недостачи материальных ценностей и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на счета виновных лиц по рыночным ценам. Недостача ценностей сверх норм естественной убыли является объектом налогообложения НДС и отражается бухгалтерской записью по дебету счета 94 и кредиту счета 68.
После закрытия счетов бухгалтерского учета приступают к заполнению форм годового отчета. В состав годовой бухгалтерской отчетности входят: бухгалтерский баланс (ф. №1);отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет об изменении капитала(ф. №3); отчет о движении денежных средств(ф. №4); приложение к бухгалтерскому балансу(ф. № 5); отчет о целевом использовании полученных средств организации (ф. № 6).
. Кроме того, обслуживающие организации представляют формы: № 33 АПК «Реализация товаров, продукции, работ и услуг организаций по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому снабжению»; № 34- АПК «Доходы и расходы по автоперевозкам»; № 35-АПК «Выполнение работ организациями по агрохимическому и мелиоративному обслуживанию сельского хозяйства»;
|
|
. Организации всех отраслей представляют формы: № 4-АПК «Недостачи, хищения и порча товарно-материальных и других ценностей», «Основные показатели по жилищно-коммунальному хозяйству и социальному развитию», № 1- мехучет «Отчет о механизации, автоматизации бухгалтерского учета и составе бухгалтерских кадров».
Информацию по движению топлива в отчетности СУП «Агросервис-ССК» можно просмотреть в Отчете о финансово-хозяйственной деятельности малой организации за 2011 год, который состоит из 12 разделов.
. Списочная численность работников по территории
. Труд и заработная плата
. Автомобильный транспорт
. Финансовые результаты
. Состояние расчетов на 1 января года, следующего за отчетным
. Основные средства и оборотные активы
. Расход и остатки отдельных видов топлива
. Инвестиции в основной капитал и строительство
. Затраты на инновации и объем отгруженной инновационной продукции (работ услуг)
. Сведения о деятельности организации по видам экономической деятельности
. Производство промышленной продукции в натуральном выражении
. Сведения об организации учета хозяйственных операций.
Согласно разделу 7 с начала отчетного года было израсходовано 53 тонны автомобильного бензина, 568 тонн дизельного топлива и 214 тонн биодизельного топлива, остатки на конец отчетного года, включая остатки в цехах составили: 1 тонна автомобильного бензина, 13 тонн дизельного топлива, 0 тонн биодизельного топлива.