Глава 1. Проблема мышления в свете исторических концепций

Доклад

Тема «Основные синдромы и симптомы расстройств мышления»

 


Содержани е


Введение

Глава 1. Проблема мышления в свете исторических концепций

Глава 2. Классификации расстройств мышления

Глава 3. Описание основных видов нарушения мышления. Стадии развития бреда

Глава 4. Описание основных синдромов, включающих в себя нарушения мышления

Список использованных источников и литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры нарушения мышления

 



Введение

 

Приведём основания, по которым рассматриваемый вопрос можно считать актуальным.

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Психология мышления - одна из самых разработанных областей психологической науки, она являлась всегда центральной проблемой и именно в этой области психологии яснее всего обнаруживаются различия исходных теоретических позиций исследователей. Единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет; происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления, на различных философско- методологических положениях.

Как известно, симптомы являются основой диагностики, однако их ценность может значительно различаться. Большинство симптомов в психиатрии неспецифично. Есть некоторое количество специфических симптомов. Патогномонических же практически не существует. Таким образом, основное диагностическое значение симптомов реализуется через их синдромы.

При решении многих практических вопросов психиатрии правильно описанный синдром значит много больше, чем верно поставленный нозологический диагноз. Поскольку причины большинства психических расстройств пока не определены, а основные применяемые в психиатрии лекарственные средства не обладают нозологически специфичным действием, то назначение терапии в большинстве случаем ориентируется на ведущий синдром.

Объектом исследования данной работы является процесс мышления. Предметом являются нарушения и патологии процесса мышления.

Цель данной работы - рассмотреть основные классификации симптомов нарушения мышления, а так же описать основные синдромы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему мышления в свете исторических концепций.

2. Рассмотреть проблему нарушений и патологии мышления в историческом разрезе.

3. Выделить и раскрыть формы нарушения и патологии мышления.

бред синдром нарушение мышление

 



Глава 1. Проблема мышления в свете исторических концепций

 

Школа ассоциативной психологии. Психологи этой школы понимали познание как созерцание. Это неизбежно вело к отрыву объекта от субъекта. Лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума (нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях). Мышление у ассоцианистов состоит из “понятий”, “суждений” и “умозаключений”. Понятие тут - связь (ассоциация) имени с сохраненными в чувственном образе представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение как вывод, формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. Мышление сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности - творческого синтеза знаний. Мышление рассматривается как производная функция от других психических функций: памяти, внимания. Своего качества мышление не имело.

Эти положения ассоциативной психологии определили во многом исследования в области патологии мышления. Нарушения мышления выводились из нарушений других функций. Пытались показать, что в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания. Так, например, нарушение мыслительной деятельности больных эпилепсией объяснялось нарушением комбинаторных способностей, неустойчивостью внимания.

Вюрцбургская школа. Представители вюрцбургской школы выдвинули положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком. Выдвинув впервые понятие "цель", "задача", эта школа противопоставила механизм мышления чувственному познанию. Мышление было объявлено актом "чистой" мысли, не связанной ни с прошлым опытом, ни со знанием.

Нарушения мышления тут трактуются как вторичные, как проявление нарушений особой "активности", "интенции" психики. Например, у больного шизофренией мыслительные операции, направленные на практические действия, сохранены, память и внимание его не нарушены, однако он не в состоянии синтезировать отдельные, сами по себе правильные умозаключения.

Гештальт психология. Большое влияние на исследования мышления оказали работы школы гештальтпсихологии. В работах В. Келера, М. Вертхаймера, К. Дункера мышление рассматривается как внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями "понимание" ситуации. Деятельность мышления заключается, по их мнению, в том, что отдельные части ("конфигурация") проблемной ситуации переструктурируются; образуется новое "целое", новый "гештальт". Отдельные элементы проблемной ситуации воспринимаются в новых отношениях, в зависимости от нового "гештальта".

Само же переструктурирование происходит благодаря внезапному схватыванию - "инсайту". Несмотря на то что гештальт психологи в лице К. Дункера, Н. Майера ставили вопрос о продуктивности мышления, они не смогли раскрыть его специфики и анализировали его либо путем переноса принципов строения восприятия, либо выводили его из явлений сознания; для представителей гештальтпсихологии не существовало объекта вне сознания.

Бихевиоризм. Согласно этой концепции, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу “стимул - реакция”, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышлением.

Культурно-историческая концепция развития. Мышление является особой формой человеческой деятельности, рождающейся в практике, когда перед человеком встает необходимость разрешить какую-нибудь задачу. Психические свойства формируются в процессе онтогенетического развития. Всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом "про себя", "в уме". Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер.

Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задачи, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. Мышление - это обобщенное и опосредованное познание. Основные характеристики мышления в свете Культурно-исторической концепции развития:

. Мышление, как обобщение, проходит длинный путь развития.

. Мышление имеет социальную природу - обобщение есть всегда обобществление.

. Мышление рассматривается как деятельность, а это значит, что рассматривая его мы можем употреблять термины теории деятельности: мотив, цель, операции и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: