Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы

Введение

Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы

Организация деятельности культурно-развлекательного центра ОАО «Горизонт»   

Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы (на примере ОАО «Горизонт»)

Совершенствование деятельности ОАО «Горизонт»

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Одной из главных задач реализации государственной политики в общественной жизни России является сохранение и развитие духовного потенциала общества на основе рационального взаимодействия структурных составляющих социально-культурной сферы.

Социально-культурная сфера находится в процессе постоянного развития. В ней рождаются новые организационно-правовые структуры, связи между ними трансформируются и усложняются. Но по мере усложнения взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, структурными составляющими социально-культурной сферы растет и неопределенность перспектив развития, повышаются риски утраты духовности, доминирования массовой культуры, идет поиск новой ориентации развития культуры в условиях рынка.

Наличие и совершенствование рыночных механизмов в производственной сфере вызывают необходимость углубленного исследования социально-культурной сферы, рационализации ее экономических механизмов кардинального пересмотра ранее сложившихся подходов к созданию механизмов социально-культурного развития.

Социально-культурная сфера как, способ трансляции культуры в обществе, в современных условиях приобретает первостепенное значение в силу того, что является одним из основных факторов сохранения самой культуры, передачи грядущим поколениям ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей и идеалов. Эффективная система взаимодействия структурных составляющих социально-культурной сферы, использующая новые технические средства, опирающаяся на богатейшие национально-культурные традиции России, может и должна расширять культурное пространство, обеспечивающее гражданам духовное, художественное и культурное развитие.

социальный культурный организация



Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы

 

На данном этапе социально-экономического развития в России наметился формальный подход к формированию механизма развития социально-культурной сферы, особенно на региональном уровне. В настоящее время отсутствует концепция создания рационального механизма перспективного и стратегического развития социально-культурной сферы, нет модели специализации и кооперирования организационно-правовых структур социально-культурной сферы, позволяющей повысить эффективность функционирования ее субъектов хозяйствования. Отдельные проблемы функционирования объектов социально-культурной сферы, изучения жанров и видов социокультурной продукции, услуг, а также исследования потребительского спроса нашли некоторое отражение в отечественной научной литературе. Накоплен определенный опыт прогнозирования, создания и реализации целевых программ, разработаны социологические методы оценки функционирования хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы и целевой ориентации государства на достижение необходимых результатов в области культуры. Однако, несмотря на научно-практическую ценность имеющихся результатов социально-культурного развития, они далеко не исчерпывают проблем исследуемой темы. Теория и практика испытывает острую потребность в формировании основных методологических и методических положений, направленных на повышение эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы.

Субъектами информационно-методического обеспечения СКД являются все, кто осуществляет методическое обеспечение деятельности СКД, это могут быть информационно-методические службы различных видов:

· Службы при районных дома хкультуры;

·   Районные (городские) организационно (информационно, координационно)-методические центры;

·   Методические кабинеты;

·   Организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.

Объектом информационно-методического обеспечения СКД являются учреждения сферы СКД и организуемые ими мероприятия.

Механизм информационно-методического обеспечения - это форма и процесс его осуществления; методическая служба может существовать в следующих формах:

· как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);

·   как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;

·   как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) СКД или органа управления культурой.

Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

В совершенствовании структуры, в создании рационального механизма развития социально-культурной сферы, в повышении эффективности ее функционирования заинтересованы и потребители услуг, продукции.

Услуга, как правило, не имеет вещественной формы, процесс её оказания и потребления совпадают по времени. Услуга обладает рядом особенностей - её нельзя запасать, (концерты, спектакли невозможно хранить на складе), нельзя перемещать (спектакль, сыгранный на разных сценах и разными актёрами является всякий раз отдельным продуктом).

Но услуга в СКС может носить и материальный характер (реставрация, видеозапись) и отличается от нематериальной тем, что время оказания и потребления не совпадают. Нематериальные услуги по своим функциональным особенностям можно разделить на две группы: выполняющие непосредственную культурную функцию (услуги актёров, музыкантов, певцов в процессе спектакля, концерта, шоу) и передаточную функцию (выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах).

Целесообразность подобного подхода к классификации нематериальных услуг обусловлена, во-первых, их неравноценной культурной значимостью в глазах общества и конкретных потребителей (можно предположить, что для услуг первой группы она несравненно выше и соответственно должна выше оцениваться), во-вторых, разной степенью квалификации и мастерства кадров, их представляющих.

Такие различия результатов культурной деятельности по материально-вещественному ее воплощению, по нашему мнению, имеют важное значение для организации их производства и реализации, режима работы учреждений и организаций социально-культурной сферы.

В этой связи следует отметить, что результаты культурной деятельности, принимающие предметно-вещественную форму, обращаются как обычные товары. Услуга же в силу ее специальных особенностей требует особого режима воспроизводства.

Характеристики результата культурной деятельности, выступающей в форме услуги, состоят в: неотделимости от создания источника; совпадении производства и потребления; неосязаемости; несохраняемости и ненакапливаемости; непостоянства качества, его зависимости от исполнителя; уникальности; повышенном значении условий их оказания (комфортность).

Предлагая данную типологию продуктов учреждений и организаций культуры, искусства, необходимо заметить то, что в сфере культуры виды материальных и духовных продуктов сложно рассматривать изолированно друг от друга. Достижения современных технологий позволили отделить нематериальные культурные ценности от их непосредственных производителей и потребителей, соединив с материальными носителями (предметами-посредниками).

Предметы культуры сами по себе не могут выполнять свои функции, если не будут тесно связаны с группой услуг, выполняющих функцию передаточного механизма (их нужно выставлять, продавать, сдавать в прокат). Продукты учреждений и организаций СКС могут обусловливать друг друга. Так, потребительский эффект одного продукта (например, литературный роман) может вызвать необходимость другого продукта (экранизацию) и наоборот, при наличии видеопроката значительно уменьшило потребности населения в услугах кинотеатров.

Услуги социально-культурной сферы специфичны, экономический и социальный результат их потребления сложно оценить. Однако для занятия определенного места на рынке социально-культурных услуг предприятия (учреждения, организации) данной сферы должны быть конкурентоспособны и предлагать продукт, востребованный потребителем.

Социально-культурная деятельность при этом может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих социокультурных благ.

Среди таких эффектов (результатов) - рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Например, наличие объекта культуры (развлекательного центра, музея, архитектурного памятника, театра), привлекающего внимание жителей данного региона, способствует росту доходов хозяйствующих субъектов расположенных по соседству (кафе, магазинов, банков).

Кроме того, деятельность предприятий социально-культурной сферы обеспечивает соответствующие результаты и для социальных общностей в целом. Это могут быть, например, экономические эффекты. Широта социально-культурных благ становится важным фактором, влияющим на выбор места жительства и работы. А активная культурная жизнь конкретного региона и наличие в нем историко-культурных памятников повышает его привлекательность для туристов и инвесторов. Следовательно, социально-культурная деятельность способствует экономическому развитию территории и росту производимого дохода.

Внешними результатами социально-культурной деятельности являются и социально значимые эффекты. Они связаны с сохранением исторической памяти общества, с представлением людей о принципах деятельности и нормах поведения. Наличие таких результатов (эффектов) сближает культурную и образовательную деятельность. Однако культурная деятельность специфична тем, что формирует представления людей о мире и правила их поведения, опосредованные образным восприятием, эмоциональным переживанием. Поэтому такая деятельность, как нам представляется, ограниченно взаимозаменяема с другими видами деятельности, способствующими укреплению социальных общностей.

Наличие внешних результатов (эффектов) свидетельствует о государственной поддержке в социально-культурной сфере. Государство выступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых результатов (укрепление существующей власти). Следовательно, государство заинтересовано в их увеличении. Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство выделяет предоставление отдельных видов социально-культурных благ в качестве приоритетных объектов в своей финансовой, правовой и иной поддержке. Приоритетными, на наш взгляд, являются те виды деятельности, которые представляются наиболее результативными в достижении политических целей. Так, кинематограф, радио, пресса, книгоиздание, кинотеатры с большими залами для просмотра кинофильмов и проведения массовых мероприятий были приоритетными направлениями государственного финансирования в социально-культурной сфере, затем эта приоритетность была отдана телевидению.

Воздействие социально-культурной сферы, на наш взгляд, специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты (эффекты) от осуществленных затрат проявляются иногда через два-три поколения людей.

Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с множеством иных факторов, свидетельствует о воздействии на такие основные сферы его жизнедеятельности, как труд, досуг, семейные отношения. Эти воздействия проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности.

Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между трудовой активностью человека и его приобщенностью к социально культурным ценностям. Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект СКД к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производительную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предприимчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в повышении производительности труда, в эффективном использовании хозяйственных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: