Этапы принятия управленческого решения:
1. Постановка проблемы или задачи. На этом этапе необходимо выяснить, действительно ли существует такая проблема. Если проблема существует, ее надо точно сформулировать. Если проблема очень сложная, то имеет смысл разделить ее на ряд мелких проблем, решить которые будет легче.
2. Сбор информации о проблеме. После того как проблема сформулирована, необходимо собрать всю касающуюся ее информацию. Этот этап очень важен для принятия решения, поэтому, чем полнее собранная информация, тем обоснованнее решение. Эта информация включает в себя сведения: об источнике данной проблемы, о реальной ситуации, о сроках решения проблемы, о возможных исполнителях и ответственных за ее решение и др.
3. Подготовка решения. На этом этапе происходит поиск возможных вариантов решения проблемы, описание последствий каждого решения и оценка возможности (реальности) решений. Необходимо отыскать все возможные решения данной проблемы, в противном случае возрастает риск принятия неверного или неоптимального решения.
4. Выбор оптимального решения. На данном этапе из всех имеющихся вариантов решения конкретной проблемы нужно выбрать единственный, который должен быть наилучшим (оптимальным). Критериями оптимальности того или иного варианта служат полнота решения проблемы, реальность реализации, минимальность затрат, а также отсутствие или минимальность вредных последствий для фирмы.
5. Выбор исполнителей и назначение ответственных за реализацию решения. Это очень важный этап, поскольку именно исполнители занимаются непосредственным воплощением принятого решения в жизнь. Выбор ответственных также важен, так как они осуществляют оперативное руководство и от них зависит правильность работы исполнителей. Критериями выбора в обоих случаях являются: опыт работы, знания в данной сфере, высокая работоспособность.
6. Контроль за исполнением. После начала реализации принятого решения руководитель обязан постоянно контролировать ход работ. Для этого ответственные за реализацию решения должны предоставлять руководителю ежедневные отчеты о ходе работ. При наличии отклонений от нормального хода реализации решения проводится анализ причин. Вначале проверяется оптимальность принятого решения, а затем правильность выбора исполнителей и ответственных. Затем вносятся необходимые коррективы. Без этого ситуация может выйти из-под контроля, что отрицательно скажется на положении дел.
7. Анализ результатов. После реализации решения руководитель должен проанализировать полученные результаты. При неполном решении проблемы необходимо проанализировать допущенные ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Кроме того, производится оценка работы и взаимодействия исполнителей и ответственных.
Основные формы реализации управленческих решений:1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.