| № | Наименование темы | Количество часов | |||||
| Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Сокращен форма обучения | |||||
| Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
| 1. | Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.). | 2 | |||||
| 2. | Русь в X – XIII вв. | 2 | |||||
| 3. | Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв. | 2 | 2 | ||||
| 4. | Древняя Русь в IX – начало XIII вв. | 2 | |||||
| 5. | Русь и Золотая Орда. Специфика формирования единого российского государства (XIV-XV вв.). | 2 | |||||
| 6. | Образование единого российского государства (XIV-XV вв.). | ||||||
| 7. | Особенности развития Московского государства в XVI в. | 2 | |||||
| 8. | Российское централизованное государство в XVI в. | 2 | 2 | ||||
| 9. | Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв. | 2 | 2 | ||||
| 10. | Развитие России в XVII в. | 2 | |||||
| 11. | Формирование российского абсолютизма в первой четверти XVIII в. | 2 | |||||
| 12. | Преобразования Петра I. | 2 | 2 | 2 | |||
| 13. | Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России. | 2 | |||||
| 14. | Россия во второй половине XVIII в. | 2 | |||||
| 15. | Россия в XVIII в. – 1917 г. | 2 | 2 | ||||
| 16. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. | 2 | |||||
| 17. | Россия в первой половине XIX в. | 2 | |||||
| 18. | Развитие России в пореформенное время. | 2 | |||||
| 19. | Российская демократическая революция и реформы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 года. | 2 | |||||
| 20. | Россия в начале XX в. | 2 | |||||
| 21. | Постмонархическая Россия между революциями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны. | 2 | |||||
| 22. | Попытки либерально-демокра-тической модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.). | 2 | 2 | ||||
| 23. | Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. | 2 | |||||
| 24. | СССР в 1922 – 1991 гг. | 2 | 2 | ||||
| 25. | Россия, СССР в 20-30-е годы. | 2 | 2 | ||||
| 26. | СССР во второй мировой, Великой Отечественной войне. Его послевоенное развитие. | 2 | |||||
| 27. | Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. | 2 | |||||
| 28. | Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР. | 2 | 2 | 2 | |||
| 29. | Лекц. 17. Модернизация России в конце XX – начале XXI вв. | 2 | |||||
| Итого: | 34 | 18 | 8 | 8 | 8 | 2 | |
| Самостоятельная работа | 52 | 88 | 94 | ||||
| Экзамен | |||||||
Программа курса
Введение
Предмет, актуальность, научные основы изучения отечественной истории. Методология, исследовательские методы. Задачи познания и теория исторической науки. Разновидности цивилизационного подхода.
Сущность, формы, функции научного исторического знания. История как социальная память народа и как наука, роль ее в формировании исторического сознания. Современный уровень исторического синтеза. Человек - творец истории, эволюция его менталитета, взаимодействия с природной средой. Исторические особенности менталитета человека в России.
Основные тенденции, этапы, итоги и последствия исторического развития, восхождения России по пути всемирно-исторического прогресса. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Понятие, классификация, характеристика исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Значение, задачи изучения учебной дисциплины «Отечественная история» в подготовке кадров специалистов для государственного и муниципального управления.
Восточные славяне, условия становления их цивилизации
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян. Мыслители прошлого, летописцы, современные ученые о древней истории славянства, взаимодействии славян и природы, быте, становлении духовного мира, культуры.
Совместный труд, общинная собственность, отсутствие эксплуатации, разнообразие древних славянских общин.
Рост производительности и общественного разделения труда. Ремесла. Развитие обмена, торговля. Путь «из варяг в греки». Возникновение частной собственности, имущественного неравенства внутри древних общин, социального антагонизма.
Особенности общественных отношений славян. Религиозные представления, верования, язычество.
Славяне и крушение античной цивилизации. Освоение восточными славянами восточно-европейской равнины. Их взаимосвязь с цивилизациями Запада и Востока, взаимоотношения с кочевыми ордами, Хазарским каганатом, варяжскими государственными образованиями.
Возникновение древнерусского государства (VIII-IХ вв.).
Основные этапы становления государственности. Возникновение территориальных племенных союзов. Догосударственные образования. Военная демократия.
Социально-экономическое, культурное развитие. Пестрота, различные уровни социальной организации, духовного мира.
Разнообразие типов, форм древних государственных славянских образований, их раннефеодальный характер.
Новгородское государственное образование. Предание о Гостомысле. Князья Новгородской Руси до 862 г.
Отражение в летописях процесса становления древнерусского государства, его литературные версии, научные теории (норманская, хазарская, завоевательная, классовая, цивилизационная, формационная и др.), их происхождение и толкование. Проблема типологии славянской государственности, образования древнерусского государства в исторической литературе. Празднование 1000-летия русского государства. Новгородский памятник «Тысячелетие России».
Эволюция древнерусской государственности. Объединение русских земель под властью Киева. Социально-экономические основы государственности, тип землевладения, характер общественных отношений, социальная структура общества, категории населения. Сущность, особенности раннесредневекового социального строя, элементы рабовладения в Древней Руси.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Роль неславянских этносов в становлении Руси. Византийско-древнерусские связи.






