По специальности менеджмент организации

Наименование темы

Количество часов

Очная форма

обучения

Заочная

форма

обучения

Сокращен

форма обучения

Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
1. Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.). 2          
2. Русь в X – XIII вв. 2          
3. Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.     2   2  
4. Древняя Русь в IX – начало XIII вв.   2        
5. Русь и Золотая Орда. Специфика формирова­ния единого российского государства (XIV-XV вв.). 2          
6. Образование единого российского государ­ства (XIV-XV вв.).            
7. Особенности развития Московского государ­ства в XVI в. 2          
8. Российское централизованное государство в XVI в.   2   2    
9. Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв.     2   2  
10. Развитие России в XVII в. 2          
11. Формирование россий­ского абсолютизма в первой четверти XVIII в. 2          
12. Преобразования Петра I.   2   2   2
13. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России. 2          
14. Россия во второй половине XVIII в.   2        
15. Россия в XVIII в. – 1917 г.       2   2  
16. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. 2          
17. Россия в первой половине XIX в.   2        
18. Развитие России в пореформенное время. 2          
19. Российская демократическая революция и ре­формы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 года. 2          
20. Россия в начале XX в.   2        
21. Постмонархическая Россия между револю­циями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны. 2          
22. Попытки либерально-демокра-тической модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.).   2   2    
23. Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. 2          
24. СССР в 1922 – 1991 гг.     2   2  
25. Россия, СССР в 20-30-е годы. 2 2        
26. СССР во второй мировой, Великой Отечест­венной войне. Его послевоенное развитие. 2          
27. Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. 2          
28. Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР. 2 2   2    
29. Лекц. 17. Модернизация России в конце XX – начале XXI вв. 2          

Итого:

34 18 8 8 8 2

Самостоятельная работа

52

88

94

Экзамен

 



Программа курса

Введение

Предмет, актуальность, научные основы изучения отечественной истории. Методология, исследовательские методы. Задачи познания и теория исторической науки. Разновидности цивилизационного подхода.

Сущность, формы, функции научного исторического знания. История как социальная память народа и как наука, роль ее в формировании исто­рического сознания. Современный уровень исторического синтеза. Чело­век - творец истории, эволюция его менталитета, взаимодействия с при­родной средой. Исторические особенности менталитета человека в России.

Основные тенденции, этапы, итоги и последствия исторического раз­вития, восхождения России по пути всемирно-исторического прогресса. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Понятие, классификация, характеристика исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особен­ное.

Значение, задачи изучения учебной дисциплины «Отечественная ис­тория» в подготовке кадров специалистов для государственного и муници­пального управления.

Восточные славяне, условия становления их цивилизации

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

Проблема этногенеза восточных славян. Мыслители прошлого, летописцы, современные ученые о древней истории славянства, взаимодействии славян и природы, быте, становлении духовного мира, культуры.

Совместный труд, общинная собственность, отсутствие эксплуатации, разнообразие древних славянских общин.

Рост производительности и общественного разделения труда. Ремесла. Развитие обмена, торговля. Путь «из варяг в греки». Возникновение частной собственности, имущественного неравенства внутри древних общин, социального антагонизма.

Особенности общественных отношений славян. Религиозные представления, верования, язычество.

Славяне и крушение античной цивилизации. Освоение восточными славянами восточно-европейской равнины. Их взаимосвязь с цивилизациями Запада и Востока, взаимоотношения с кочевыми ордами, Хазарским каганатом, варяжскими государственными образованиями.

Возникновение древнерусского государства (VIII-IХ вв.).

Основные этапы становления государственности. Возникновение территориальных племенных союзов. Догосударственные образования. Военная демократия.

Социально-экономическое, культурное развитие. Пестрота, различные уровни социальной организации, духовного мира.

Разнообразие типов, форм древних государственных славянских образований, их раннефеодальный характер.

Новгородское государственное образование. Предание о Гостомысле. Князья Новгородской Руси до 862 г.

Отражение в летописях процесса становления древнерусского государства, его литературные версии, научные теории (норманская, хазарская, завоевательная, классовая, цивилизационная, формационная и др.), их про­исхождение и толкование. Проблема типологии славянской государственности, образования древнерусского государства в исторической литературе. Празднование 1000-летия русского государства. Новгородский памятник «Тысячелетие России».

Эволюция древнерусской государственности. Объединение русских земель под властью Киева. Социально-экономические основы государственности, тип землевладения, характер общественных отношений, социальная структура общества, категории населения. Сущность, особенности раннесредневекового социального строя, элементы рабовладения в Древней Руси.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Роль неславянских этносов в становлении Руси. Византийско-древнерусские связи.




double arrow
Сейчас читают про: