Структура расходов на перевозку пассажиров представлена в таблице 1.7 и на рис.2. и 3. Как видно из таблицы 1.7 и рис.2 и 3, наибольший удельный вес в структуре затрат на перевозку пассажиров занимают материальные затраты и расходы на оплату труда.
Таблица 1.7
Показатели | 2008 год | 2009 год | Отклонения (+,-) | |||
сумма, млн. руб. | удел. вес, % | сумма, млн. руб. | удел. вес, % | сумма, млн. руб. | удел. вес, % | |
1. Материальные затраты | 9493 | 31,0 | 9982 | 29,4 | 489 | -1,6 |
в том числе: | ||||||
Теплоэнергия | 157 | 0,5 | 199 | 0,6 | 42 | 0,1 |
Электроэнергия | 5155 | 16,9 | 6082 | 17,9 | 927 | 1,0 |
Вода | 95 | 0,3 | 117 | 0,3 | 22 | - |
Автошины | 319 | 1,0 | 268 | 0,8 | -51 | -0,2 |
Топливо | 490 | 1,6 | 494 | 1,5 | 4 | -0,1 |
Материалы | 1659 | 5,4 | 1193 | 3,5 | -466 | -1,9 |
НДС | 1521 | 5,0 | 1565 | 4,6 | 44 | -0,4 |
текущий ремонт | 97 | 0,3 | 64 | 0,2 | -33 | -0,1 |
2. Расходы на оплату труда | 11315 | 37,0 | 13670 | 40,3 | 2355 | 3,3 |
3. Отчисления в фонд соц. защиты | 4134 | 13,5 | 4903 | 14,5 | 769 | 1,0 |
4. Амортизация | 4664 | 15,2 | 4231 | 12,5 | -433 | -2,7 |
5. Прочие расходы | 987 | 3,2 | 1139 | 3,4 | 152 | 0,2 |
в том числе: | ||||||
налоги включаемые в себестоимость | 128 | 0,4 | 168 | 0,5 | 40 | 0,1 |
инновационный фонд | 60 | 0,2 | 69 | 0,2 | 9 | - |
другие расходы | 799 | 2,6 | 902 | 2,7 | 103 | 0,1 |
Всего расходов | 30593 | 100,0 | 33925 | 100,0 | 3332 | - |
|
|
Материальные затраты за 2008 года составили 9493 млн. руб., удельный вес в затратах на производство продукции 31,0%, за 2009 год - 9982 млн. руб., удельный вес в затратах - 29,4%.
При увеличении материальных затрат в стоимостном выражении за 2009 года по сравнению с 2008 годом на 489 млн. руб., в удельном весе они в общих затратах снизились на 1,6 %.
Изменение по статьям материальных затрат следующее:
Фактический расход электроэнергии на производственные нужды в анализируемом периоде снизился на 2835 тыс. кВт. час. за счет снижения расхода электроэнергии на движение троллейбусов и по депо, однако за счет индекса индексации сумм на рост валютного коэффициента затраты на электрическую энергию возросли на 18,0 %.
Рис. 2 Структура расходов на перевозку пассажиров по КУП "Горэлектротранспорт" за 2008 год, %
Рис. 3. Структура расходов на перевозку пассажиров по КУП "Горэлектротранспорт" за 2009 год, %
Снизился за 2009 год фактический расход тепловой энергии на 128 Гкал, однако рост тарифа за счет индексации сумм на рост валютного коэффициента привел к росту затрат на тепловую энергию на 26,8%, в результате чего фактические расходы на теплоэнергию за 2009 год возросли к 2008 году на 42 млн. руб.
За 2009 год увеличились фактические расходы к уровню прошлого года по питьевой воде на 1324,5 куб. м., однако снизились расходы по технической воде на 3518 куб. м., канализации - на 2233,5 куб. м.
В результате роста в отчетном периоде тарифов на воду и канализацию на 32,7% затраты по воде и канализации увеличились к 2008 году на 24 млн. руб. или на 23,2%.
|
|
Фактический расход топлива снизился за 2009 год по отношению к 2008 года на 31526 литра. Однако рост цен на топливо - на 4,8% привел к росту затрат на топливо к прошлому году на 0,6% или на 3 млн. руб.
В связи со значительными объемами реставрации запасных частей затраты на материалы и запасные части за 2009 год снизились по сравнению с 2008 года на 28,1%.
За 2009 год в затратах на перевозку пассажиров произошло увеличение расходов на оплату труда по сравнению с 2008 годом в абсолютном значении на 2355 млн. руб., в удельном весе расходы на оплату труда в общих затратах возросли на 3,3%.
Отчисления на социальные нужды в абсолютном значении возросли за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 769 млн. руб., в удельном весе в затратах отчисления на социальные нужды возросли на 1,0%.
Прочие расходы на перевозку пассажиров в 2009 году составили 1139 млн. руб. возросли к 2008 году на 152 млн. руб. или 15,4 %. Значительный рост прочих затрат связан с ростом затрат на оплату работ и услуг сторонних организаций и оплату процентов по кредитам банка.
За 2009 год предприятием выполнено задание по снижению затрат на перевозку пассажиров в сопоставимых условиях. При задании 4,0 %, фактическое снижение себестоимости перевозок составило - 4,8 %.