Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе

Введение

 

Актуальность темы работы состоит в том, что активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика в нашей стране и за рубежом, второе обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни. Исходя из это­го, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения.

Цель работы состоит в характеристике педагогики джентльменского воспитания

.   Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической концепции джентльменского воспитания (на примере Дж.Локка и Ф.Честерфилда)

.   Отразить специфику его системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

.   Определить возможности применения педагогической концепции джентльменского воспитания в условиях современной педагогической системы.

Предмет исследования - содержание системы воспитания джентльмена в период Нового времени. Объект исследования - основные направления воспитания джентльмена.

Основные источники исследования - "Педагогические сочинения" Дж.Локка и переписка графа Ф.Честерфилда с сыном. В цикл, условно названный "Педагогические сочинения", входят два произведения Локка: "Некоторые мысли о воспитании" и "О пользовании разумом", которые стали рамками воспитательно-образовательной традиции XVIII - XX веков. Чтобы воспитать рабочих, считал Д. Локк, нужны рабочие школы и обучение рабочим навыкам. Чтобы воспитать джентльмена, нужно воспитывать джентльмена. Причем по Локку, если воспитание рабочих происходит коллективно, то воспитание джентльмена - индивидуально. Ингредиенты воспитания джентльмена по Локку: выработка твердой воли, обучение хорошим манерам, умение человека управлять собой. А как без этого управлять? Джентльмен - высокообразованный и деловой человек. В набор дисциплин Локк включил латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла, садоводство, путешествия (!), музыку, хорошие манеры. Умение управлять собой - одно из главных для джентльмена. Локк дословно пишет: "Чтобы уметь управлять собой, будь то в частной жизни или на государственном поприще, ничто так не поможет джентльмену, как знание людей. Хотя это последнее приобретается прежде всего из опыта, а затем и из здравого понимания истории, есть еще и книги, помогающие проникнуть в человеческую природу. Таковы книги о страстях и о том, что вызывает их, например, небольшое по объему, но достойное восхищения повествование Аристотеля во второй книге "Риторики".

Не меньший интерес представляют "Письма" Ф.Честерфилда, но их изучение затруднено тем, что это, в отличие от специальных работ Локка, действительно переписка, переработанная затем в книгу.



Глава I. Педагогические идеи по вопросу воспитания английского джентльмена

Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе

педагогический джентельменский воспитание нравственный

Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, - это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого распространилось так широко в обществе, где он возник, и за его пределами, преодолевая классовые и национальные барьеры. Экспорт угля не так возвысил престиж Англии, как явление джентльменства.

В современном словаре иностранных слов можно прочитать: "Джентльмен - в английском буржуазном обществе - "вполне порядочный человек", т. е. человек, строго следующий светским правилам поведения (первоначально - человек, относящийся к привилегированным слоям общества, а также корректный, воспитанный, благородный человек)".

В XII столетии шутливое двустишие гласило: "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльменом?" Слово "джентльмен" в данном случае употребляется для обозначения человека, который не работает - во всяком случае, руками.

В XV веке слово "джентльмен" означало "благороднорожденный". Оно, таким образом, еще не обозначало принадлежность к определенной группе людей. Позднее джентльменами стали называть конкретную социальную категорию - младших сыновей, не получавших титула и наследства в силу обычая единонаследия, не желая, обижать их принимали за свободных землевладельцев "дворянского происхождения, которые стояли ниже на иерархической лестнице.

Различались джентльмены по происхождению и джентльмены по воспитанию и образованию. К XVIII веку тенденция придавать происхождению меньшее значение, чем личным достоинствам, возросла. В литературе того времени можно найти немало доказательств того, что благородство определяется почтительно добродетелями человека. Уважение к образованности, отношение к женщине отличает мещанина от джентльмена. Что касается ученых познаний, то ими в XIII веке обдали духовные особы: они были благородны, умны, разумны гораздо более, чем неученые принцы, короли; ведь из книг они узнавали, как следует и как следует поступать. Люди, занимавшиеся философией, как правило, были бедны, обременены долгами, к ним не относились с почтением, хотя все признавали их благородство.

В 1531 г. в Англии появляется классическое сочинение Томаса Элиота "Наставник", посвященное Генриху VIII и дающее представление об образце джентльмена благородного происхождения.

В раннем детстве джентльмен должен быть окружен исключительно женщинами, подобранными крайне старательно. На седьмом году жизни ребенок переходит в полное ведение мужчины-воспитателя, обязательно мужчины, чтобы не вводить мальчика в соблазн. Учение следует начинать с латинского языка, которым джентльмен должен владеть свободно в беседе и на письме; по-гречески достаточно уметь читать. Красота изложения важнее грамматики. Ученика нельзя заставлять, всегда лучше поощрять, чем наказывать.

В 14 лет надлежит изучать риторику, не забывая об истории с элементами политики и экономики. Знакомство с правом и философией венчает обучение.

В числе авторов, рекомендуемых к изучению, античные писатели, чтение книг которых должно сопровождаться знакомством с греческой и римской историей.

Юный джентльмен должен спать не более 8 часов. Свободное от занятий время можно посвятить музыке, живописи или ваянию, не отдаваясь, однако, сверх меры этим занятиям. Каждое движение в танце можно использовать для совершенствования себя. Занятия спортом необходимы из соображений гигиены - верховая езда, игра в мяч, плавание, охота.

Черты античных героев можно найти среди добродетелей истинного джентльмена. Таким образом подчеркивается, что своим благородным званием человек обязан своим личным достоинствам, а не древности рода, обширным поместьям или изрядным доходам. Чем дольше сохраняются добродетели в семье, тем большего восхищения эта семья заслуживает.

Англичане делятся на четыре разряда:

·   джентльмены;

·   граждане и горожане;

·   йомены, т. е. мелкие землевладельцы;

·   ремесленники и крестьяне.

В разряд джентльменов входит высшее дворянство, включающее всех членов высшей палаты парламента, от герцогов до баронов, а также дворянство не столь знатного происхождения. Это также рыцари, посвященные в это звание и обладающие правом именоваться "сэр"; сквайры, имеющие герб, а также джентльмены из прочих семей, издавна отличающихся богатством или же храбростью своих представителей. О них говорится: "Тот, кто отправляет государственное правосудие, учится в университете, изучает свободные искусства, т. е. может жить, не трудясь и не занимаясь занятиями, требующими физического труда, кто принимает на себя обязанность джентльмена, отличаясь при этом джентльменским поведением и манерами, тот должен быть назван джентльменом".

Итак: джентльмен отличается отвагой и щедростью. Его одежда и доспехи должны соответствовать его положению; от него требуется также большая образованность. Он должен содержать прислугу, обслуживающую исключительно его особу, хотя последнее говорит в пользу праздности. Джентльмен обязан безвозмездно отправлять высшие общественные должности.

Спор о том, кого можно, а кого нельзя считать джентльменом, продолжался столетиями. Дискуссии велась по многим вопросам.

.   Можно ли считать джентльменом человека никакого происхождения, но достигшего почетного положения благодаря личным заслугам?

.   Можно ли считать внебрачных сыновей благородных порожденными?

.   Может ли бедность сочетаться с дворянством?

.   Можно ли утратить дворянство из-за недостойного поведения?

Вплоть до середины XIX века в Англии хирургов и дантисток не принимали в обществе из-за того, что они работали руками. Купцы тоже вызывали сомнение, хотя все признавали, что они приносили несомненную пользу своей стране. Безусловно, исключались из числа джентльменов и все те, кто зарабатывает себе на жизнь искусством: актеры, скрипачи, художники, фокусники и т. д. В глазах человека эпохи Ренессанса искусство занимает очень высокое положение: музыка облагораживает, а поэзия способна управлять всеми отраслями жизни. Аристократ, однако, этим заниматься не должен.

Джентльмен должен быть сдержанным и заботиться о своей репутации, без которой даже самые ценные его достоинства теряют блеск, как алмаз без шлифовки.

Приведем цитату из газеты 1713 г.: "Под совершенным джентльменом мы понимаем человека, который способен одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением". По духу ему присущи достоинство и величие, которыми только может обладать человек, а также ясный ум, свободный от предубеждений, и обширные познания.

Возможность распоряжаться своим временем входит непременной составной частью в понятие джентльмен. Наряду со стремлением избежать клейма профессионализма об этой черте джентльмена упоминается постоянно, но не всегда с одобрением. Понятие "человек чести" синонимично понятию "джентльмен". Представление о чести сочетается в Англии со специфическим джентльменским кодексом поведения. В XVIII веке честь считалась исключительным достоянием высшего класса, прерогативой дворянства. Считалось, что ею обладает тот,

·   кто пользуется признанием, уважением, почетом и славой;

·   кто наделен духовным благородством (имелась в виду совокупность черт характера);

·   кто с дамами учтив и заботится об их репутации.

Можно сказать, что джентльмен - это человек, который твердо стоит на своем, свободен от неумеренных страстей, чувствителен, полон сочувствия и доброжелательности. Что касается его манер, то он должен быть скромным, но не приниженным, искренним, но без панибратства, готовым помочь, но неугодливым, невозмутимым и неунывающим. Для обозначения соглашения, основанного на доверии, широко использовался термин "джентльменское соглашение".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: