Этапы формирования взглядов П. Сорокина

 

Питирим Александрович Сорокин - один из тех ученых-социологов, чье научное наследие с огромной силой повлияло на науку. Изучая его творчество и научную биографию, можно пронаблюдать отчетливо три этапа в становлении его социологических взглядов - становление, кризис и «новый синтез».

Изначально на взгляды молодого Сорокина повлияла первая русская революция, во времена которой ученый изучает различные теории и доктрины, дабы дать объяснение всего происходящего [8, с.34].

Сам ученый отождествляет свои теоретические воззрения как «разновидность синтеза социологии эволюционного развития Конта-Спенсера, исправленной и дополненной теориями таких русских ученых как Михайловский, Лавров, Де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, и теориями Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Штаммлера, Парето, Маркса и других западных ученых...»[9, с.17].

Чтобы понять его научные взгляды, которые, в конце концов, определили развитие и формирование его теоретической системы, нужно обратиться к той научной традиции, в которой он сформировался как ученый. Поэтому было бы логично обратиться к трудам непосредственных предшественников и учителей Сорокина - Е.В. Де Роберти (у которого он учился и специализировался в Психо-Неврологическом институте), М.М. Ковалевского (личным секретарем которого он был с 1912 г. до 1916 г.) и Л.И. Петражицкого (лекции которого по праву в Петербургском университете оказали значительное влияние на его социологические взгляды).

Первый этап формирования его взглядов становится более ясным если рассмотреть их через призму народничества. Так, на Сорокина оказали большое влияние такие народники как Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П.А. Кропоткин. Это влияние прослеживается в стремлении объяснять социальные механизмы с помощью теории факторов, особом внимании к биологическому фактору, роли личности в истории. «У народничества, - писал в этой связи Сорокин, - как известно была своя "теория факторов", глубоко отличная от теории марксизма. Данная в основных чертах в ряде работ П.Л. Лаврова, Н.К.Михайловского, эта теория получила отчетливое и систематическое выражение в работах В.М. Чернова... По существу, она признавала и признает множественность факторов. Каждое общественное явление для нее представляет равнодействующую многих сил и условий, совокупности которых оно и обязано своим возникновением»[10, с.4].

Так же Л.Н. Толстой и П.А. Кропоткин оказали влияние на его мировоззрение о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторов социального развития. Сорокин принял, в частности, «закон взаимной помощи», суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления [11, с.75].

Во время революции взгляды ученого претерпевают кардинальные перемены, сам Сорокин именует этот период кризисом, заставивший пересмотреть собственные теоретические взгляды в науке. По окончании революции Сорокин пытался создать единую теорию в социологии и синтезировать предыдущие исследования общества. В основе теории был принцип многофакторной природы общества. «Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых»[8, с.36].

Все явления, происходящие в обществе, Сорокин отождествлял с химическими элементами, а поиск формулы, объясняющей систему их взаимодействий, считал задачей социологии как науки. Сорокин формирует о свою точку зрения по поводу закономерностей в истории. Он говорит что, если есть повторения событий, то возникает возможность появления функциональных отношений в человеческом поведении и обществе. Так формируются некие теории в социологии, или законы. Здесь присутствует некоторая неоднозначность в объяснении понятия закона. Нужно отметить субъективизм в трактовке понятия «закон», (здесь имеется в виду взаимосвязь вещей или предметов, замечаемая человеком из-за неоднократного повторения этих взаимосвязей).

В 1914 году взгляды Сорокина сформировалось в интегральную и универсальную систему, это было единство позитивизма с достижениями социологической мысли О. Конта, Г. Спенсера, Г. Тарда, Э Дюркгейма, Г. Зиммеля. М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парсто, Н Михайловского, П. Аавропа, Б. ДеРоберти, М. Ковалевского, А. Петражицкого, П. Кропоткина. М. Ростовцева и других. Если посмотреть с политической стороны, то это была вариация социалистической идеологии, на базе которой лежала уясненная в детстве этика солидарности, взаимной помощи и свободы. По мнению самого Сорокина, его мировоззрение представляло собой вполне оптимистическое видение мира, похожее на то, что было у многих русских и зарубежных мыслители начала XX века [3, с. 47].

Главным этапом социологического синтеза Сорокина была разработка интегрализма, основанием которого было понимание об исторической эволюции, как замена разных типов культур. Центральной проблемой для ученого здесь представляется кризисное состояние в обществе. Кризис рассматривается здесь как с исторической, так и с логической точки зрения. Кризис - это логический этап эволюции любого типа общества, поэтому Сорокин изучает его проявления в разных эпохах, когда происходит замена культур. Сущность происходящего кризиса в мире, по сорокиновской концепции, есть в распад главенствующего вида европо-американской культуры. Любая культура израсходует свои созидательные возможности, и тогда приходит распад этой культуры. Такое время в истории становится поворотным моментом, и сопровождаются преобразованием всех частей культуры, их нацеливание на новую культуру. Характерным проявлением кризиса у Сорокина является кризис самой науки, который так же проявляется и в социологической науке, так как, по мнению ученого, она впала в эмпиризм. Поэтому известно отрицательное отношение Сорокина к чересчур частому использованию математических методов и тестирований в социологии. Это заставило ученого прибежать к исследованию путей выхода общества из состояния кризиса. Пути выхода Сорокин видел в конвергенции разных общественных систем, не принимая в условиях настоящей угрозы другой выбор. Достижение этого возможно только при вводе общественного контроля над элитой, который способен не допустить неправильных решений. «Все великие философские и религиозные системы прошлого, - считает он, - есть не что иное, как порождение кризисов цивилизации и попытки объяснения их»[10, с.3-4].

Итак, были изучены три этапа становления социологической теории Питирима Александровича Сорокина. Каждый из этапов был определенным шагом при объяснении быстро меняющихся социальных реальностей, во времена которых и жил ученый. Исследование социологических воззрений ученого на всех этапах позволяет констатировать определенную преемственность в их развитии. В дальнейшем теория Сорокина развивалась представителями русской социологии XIX - начала XX вв.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: