Питирим Александрович Сорокин - один из тех ученых-социологов, чье научное наследие с огромной силой повлияло на науку. Изучая его творчество и научную биографию, можно пронаблюдать отчетливо три этапа в становлении его социологических взглядов - становление, кризис и «новый синтез».
Изначально на взгляды молодого Сорокина повлияла первая русская революция, во времена которой ученый изучает различные теории и доктрины, дабы дать объяснение всего происходящего [8, с.34].
Сам ученый отождествляет свои теоретические воззрения как «разновидность синтеза социологии эволюционного развития Конта-Спенсера, исправленной и дополненной теориями таких русских ученых как Михайловский, Лавров, Де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, и теориями Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Штаммлера, Парето, Маркса и других западных ученых...»[9, с.17].
Чтобы понять его научные взгляды, которые, в конце концов, определили развитие и формирование его теоретической системы, нужно обратиться к той научной традиции, в которой он сформировался как ученый. Поэтому было бы логично обратиться к трудам непосредственных предшественников и учителей Сорокина - Е.В. Де Роберти (у которого он учился и специализировался в Психо-Неврологическом институте), М.М. Ковалевского (личным секретарем которого он был с 1912 г. до 1916 г.) и Л.И. Петражицкого (лекции которого по праву в Петербургском университете оказали значительное влияние на его социологические взгляды).
|
|
Первый этап формирования его взглядов становится более ясным если рассмотреть их через призму народничества. Так, на Сорокина оказали большое влияние такие народники как Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П.А. Кропоткин. Это влияние прослеживается в стремлении объяснять социальные механизмы с помощью теории факторов, особом внимании к биологическому фактору, роли личности в истории. «У народничества, - писал в этой связи Сорокин, - как известно была своя "теория факторов", глубоко отличная от теории марксизма. Данная в основных чертах в ряде работ П.Л. Лаврова, Н.К.Михайловского, эта теория получила отчетливое и систематическое выражение в работах В.М. Чернова... По существу, она признавала и признает множественность факторов. Каждое общественное явление для нее представляет равнодействующую многих сил и условий, совокупности которых оно и обязано своим возникновением»[10, с.4].
Так же Л.Н. Толстой и П.А. Кропоткин оказали влияние на его мировоззрение о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторов социального развития. Сорокин принял, в частности, «закон взаимной помощи», суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления [11, с.75].
|
|
Во время революции взгляды ученого претерпевают кардинальные перемены, сам Сорокин именует этот период кризисом, заставивший пересмотреть собственные теоретические взгляды в науке. По окончании революции Сорокин пытался создать единую теорию в социологии и синтезировать предыдущие исследования общества. В основе теории был принцип многофакторной природы общества. «Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых»[8, с.36].
Все явления, происходящие в обществе, Сорокин отождествлял с химическими элементами, а поиск формулы, объясняющей систему их взаимодействий, считал задачей социологии как науки. Сорокин формирует о свою точку зрения по поводу закономерностей в истории. Он говорит что, если есть повторения событий, то возникает возможность появления функциональных отношений в человеческом поведении и обществе. Так формируются некие теории в социологии, или законы. Здесь присутствует некоторая неоднозначность в объяснении понятия закона. Нужно отметить субъективизм в трактовке понятия «закон», (здесь имеется в виду взаимосвязь вещей или предметов, замечаемая человеком из-за неоднократного повторения этих взаимосвязей).
В 1914 году взгляды Сорокина сформировалось в интегральную и универсальную систему, это было единство позитивизма с достижениями социологической мысли О. Конта, Г. Спенсера, Г. Тарда, Э Дюркгейма, Г. Зиммеля. М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парсто, Н Михайловского, П. Аавропа, Б. ДеРоберти, М. Ковалевского, А. Петражицкого, П. Кропоткина. М. Ростовцева и других. Если посмотреть с политической стороны, то это была вариация социалистической идеологии, на базе которой лежала уясненная в детстве этика солидарности, взаимной помощи и свободы. По мнению самого Сорокина, его мировоззрение представляло собой вполне оптимистическое видение мира, похожее на то, что было у многих русских и зарубежных мыслители начала XX века [3, с. 47].
Главным этапом социологического синтеза Сорокина была разработка интегрализма, основанием которого было понимание об исторической эволюции, как замена разных типов культур. Центральной проблемой для ученого здесь представляется кризисное состояние в обществе. Кризис рассматривается здесь как с исторической, так и с логической точки зрения. Кризис - это логический этап эволюции любого типа общества, поэтому Сорокин изучает его проявления в разных эпохах, когда происходит замена культур. Сущность происходящего кризиса в мире, по сорокиновской концепции, есть в распад главенствующего вида европо-американской культуры. Любая культура израсходует свои созидательные возможности, и тогда приходит распад этой культуры. Такое время в истории становится поворотным моментом, и сопровождаются преобразованием всех частей культуры, их нацеливание на новую культуру. Характерным проявлением кризиса у Сорокина является кризис самой науки, который так же проявляется и в социологической науке, так как, по мнению ученого, она впала в эмпиризм. Поэтому известно отрицательное отношение Сорокина к чересчур частому использованию математических методов и тестирований в социологии. Это заставило ученого прибежать к исследованию путей выхода общества из состояния кризиса. Пути выхода Сорокин видел в конвергенции разных общественных систем, не принимая в условиях настоящей угрозы другой выбор. Достижение этого возможно только при вводе общественного контроля над элитой, который способен не допустить неправильных решений. «Все великие философские и религиозные системы прошлого, - считает он, - есть не что иное, как порождение кризисов цивилизации и попытки объяснения их»[10, с.3-4].
|
|
Итак, были изучены три этапа становления социологической теории Питирима Александровича Сорокина. Каждый из этапов был определенным шагом при объяснении быстро меняющихся социальных реальностей, во времена которых и жил ученый. Исследование социологических воззрений ученого на всех этапах позволяет констатировать определенную преемственность в их развитии. В дальнейшем теория Сорокина развивалась представителями русской социологии XIX - начала XX вв.