Направления научной деятельности П.А. Сорокина

сорокин наука социологический интегрализм

Рассмотрев систему социологии Питирима Сорокина, приступим к изучению его теорий и концепций. В большом количестве научных работ, написанных ученым за всю жизнь, можно выделить такие научные концепции: концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества; теория истории и социокультурной динамики; интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого; теория социальной любви и творческого альтруизма.

В начале американского периода одной из основных тем были социальные нарушения. Это прослеживается в работе «Преступление и кара, награда и наказание». Основой данной концепции являются войны и революции. Сорокин выделяет 5 классов нарушений: политические, социоэкономические, национальные и сепаратистские, религиозные и смешанные[14, с.109]. Далее он выделяет три критерия дифференциации нарушений: социумный уровень (нарушения на уровне персональном, групповой, и уровень суперсистемы); степень опасности нарушений (неопасные нарушения и нарушения, которые разрушают порядок); историческое время существования групп и институтов (нарушения, которые напоминают бурные болезни молодого организма, или недомогания старого).

Говоря о причинах социальных нарушений, Сорокин говорит о «гипотезе транзита», суть которого раскрывает пики роста социальных нарушений. В третьем томе «Социальной и культурной динамики» Сорокин обнаружил, что есть много предубеждений в обыденности, а также в науке относительно социальных нарушений. Первое предубеждение состоит в том, что нарушения -это случайные процессы: «Нарушение есть нормально проявление жизненных процессов социальных групп… социальные нарушения оказываются так же необходимыми как и социальный порядок»[14, с.109]. Второе предубеждение состоит в наследственности наций и народов одних к порядку, а других - к анархии. «Все нации в равной степени склонны к порядку и его нарушениям соответственно времени». [14, с.110].Третье утверждение качается «солнечного прогноза прогресса цивилизации XX века».

Теоретические выводы и теории социальных нарушений касаются таких форм нарушений как революция и война. Революцию Сорокин объясняет как нарушение внутреннего порядка, а войну определяет как внешнее социальное нарушение [14, с.9].

В статье «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» Сорокин обращает внимание на цикличную концепцию социальных перемен. В заключении статьи он приводит несколько утверждений, которые являются проблемой поиска социологического знания, которое он воплощает в «Социальной и культурной динамике». В этой книге раскрываются проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности. Так же в этой книге впервые введены такие понятия, как социальное пространство, вертикальная и горизонтальная мобильность. «Никогда не существовало общества, в котором социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления»[15, с.377]. Человеческие культуры состоят из множества индивидов, предметов и событий, которые связаны множеством комбинаций, так как люди постоянно вступаю в различные взаимоотношения под влиянием некоторых факторов. Так эти элементы становятся социальными системами. Существует четыре способа интеграции: ассоциации, логико-смысловая интеграция, куазально-функциональная и пространственная интеграция. Пространственная интеграция и ассоциация - простейшие формы, их недостаточно для формирования системы. Каузально смысловая основана на причинно следственных связи, а самая важная интеграция - логико-смысловая: «Суть этого метода нахождение центрального принципа, который пропитывает все составные части, придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов»[14, с.16].

На основе логико-смыслового анализа истории, Сорокин выделил три типа культуры: две чистые формы - идеациональная и чувственная, третья - смесь двух предыдущих - идеалистичная. Но так же существует такой тип культуры, в котором ценности всех трех типов культуры вместе существуют. Этот тип культуры характерен для эпохи упадка. Социокультурная динамика состоит в том, что для каждого типа культуры есть свой закон развития и предел упадка.

Сорокин вошел в историю социологической науки, как социолог, который создал интегральную концепцию и определил ее предмет и границы. Создание интегрализма в социологии было значимым этапом социологического синтеза. В основе интегральной концепции было представление об историческом развитии как смене типов культур.

Создавая интегральную модель, Сорокин основывался на социологии О. Конта и Г. Спенсер. Анализируя состояние социологии на рубеже XIX-XX в, Сорокин пришел к выводу о том, что социология ближе к естественным наукам, так как она объективна и точна. О. Конт отождествлял социологию с социальной физикой, а Г. Спенсер определял социологию как социальная биология, Сорокин видел же социологии социальную химию. Сорокин видел социологию в ее интегрирующей способности, которая проявляется в то что, во-первых, это генерализирующая наука, обобщающая в методологии основные направления, во-вторых, в отличие от других социальных наук, которые изучают только одну сферу общественного пространства, интегральная социология имеет дело со всеми сферами, в-третьих, создает единую интегральную социальную теорию, изучая статику и динамику общества.

По мнению Сорокина в интегральной социологии есть пять направлений: космосоциологическое (объясняет социальные процессы географическими факторами), биосоциологические (изучает общество как биологический организм), социомеханическое (представляет общество как механический агрегат), социопсихологическое (объясняет социальные процессы состояние психики человека), социокультурное (изучает функционирование и развитие общества как цикличность и круговорот различных типов культур. Но сам Сорокин был сторонником последних двух направлений, отдавая предпочтение социокультурному направлению, так как только это направление дает нам социологию в точном значении.

Так же Сорокин внес вклад в развитие этики и ввел религиозные понятия в науку. Существует некая «Благодать любви» - это одна из трех энергий, которая является позитивной силой исторического прогресса, и она может «остановить межличностную и групповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; любовь порождает любовь; а ненависть порождает в ненависть; любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; любовь выполняет познавательные и эстетические функции…». [16, с.119] Все это подтверждается исследованием, в котором принимали участие около 500 американцев. Любовь измеряется количественно и Сорокин выделил измерители силы любви: длительность, экстенсивность, интенсивность, чистота и адекватность альтруистических целей. Свободный измеритель альтруистической любви. Программа основывалась на таких уровнях социального действия, как подготовка индивидов, первичные и вторичные группы, страны и сообщества.

Таким образом, мы рассмотрели научные направления деятельности П.А. Сорокина. Его творчество не ограничивается лишь теми концепциями, которые были нами рассмотрены, так как оно довольно разностороннее и многогранное. Главным было то, что в своих концепциях Сорокин говорил о необходимости построения интегрального общества. Он не только описывает и обосновывает его построение, но и исследует стратегию, способствующую этому. В основе этой стратегии - распространение идеи об альтруистической любви, которой он посвятил последние годы своей жизни в Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.



Заключение

 

П.А. Сорокин - признанный во всем мире идеолог русской буржуазии и американский ученый, чья интегральная концепция повлияла на буржуазную культуру эпохи империализма.

Во время своего научного развития Сорокин находился в рамках аналитической традиции, задача которой состояла в создании единой теории в социологии, основанной на полном анализе социальной жизни. Многие буржуазные мыслители утверждают, что Сорокин смог выделиться среди других мыслителей за счет своей социологической эрудиции и знания европейской аналитической социологии, а также за счет пропагандирования своих теорий.

Заслуга Сорокина также состоит в том, что его широкий кругозор интересов в социологии охватывал как эмпирический, так и теоретический уровни исследования. Он один из первых начал использовать количественные методы в Соединенных Штатах, так же создал огромное количество частных теорий, открыл такое понятие, как мобильность и стратификация. Сорокин стремился систематизировать социологическую теорию и синтезировать все то, накопила социология за все время своего существования.

В 20-е годы XX столетия резко снизилось влияние концепции позитивизма, что сказалось на неспособности эволюционизма раскрыть реальную структуру и динамику исторической действительности. Выход из такого кризиса Сорокин видел в установках общей теории бихевиоризма, в сочетании их с основными требованиями эмпиризма и сциентизма. Таково теоретико-методологическое содержание его первого позитивистского синтеза, изложенного им в серии книг.

Но спустя десятилетие работы Сорокина больше его не удовлетворяют и у него появляется идея интегрального синтеза. Центральная идея этого синтеза, писал Сорокин, «возникла в результате долгих и мучительных раздумий над природой кризиса, переживаемого современной культурой, когда я убедился в несостоятельности всех известных мне теорий социальной мысли»[3, с.357]. Сорокин предпринимает попытки переосмысления ситуации в гуманитарных науках первой трети XX в. и синтезирует черты разных, часто полярных подходов (сциентизм и гуманитаризм, редукционизм и ценностную интерпретацию, количественные процедуры и «понимание», функционально-структурный анализ и принцип «циклического» изменения).

Труды ученого уникальны за счет широты обобщений, и огромным количеством гипотез, выдвигаемых им. Стоит отметить, что в его схемах натурализм лишь немного парализуется. Так, его новая теория представляет собой лишь немого новый и более сложный вариант социологического идеализма. А ориентированность на синтез является некой творческой изюминкой Сорокина и определила структуру его научного творчества.

Значимость его вклада в науку явилось предметом многочисленных споров социологов в различных областях. Огромное влияние идей Сорокина на западное общество наблюдается в том, что издавалось огромное количество его работ в оригинале. Так же его работы часто переиздавались и много переводились на различные языки. Так же есть множество критиеских и комментаторский литературы, которые публикуются в различных странах Европы и Северной Америки.

Заслугу Сорокина определяют «как решительный поворот в истории социальной мысли», ему приписывают свершение «коперниковской революции в социологии», а его самого называют «самым выдающимся социологом первой половины XX века».

В связи с этим встает вопрос о марксистском критическом анализе процесса формирования, источников и сфер влияния социологических воззрений П. Сорокина. Данный очерк как раз и представляет собой попытку критического анализа социологической концепции Сорокина, в ходе которого мы старались увязать его духовную эволюцию с особенностями предшествующей ему эпохи социальной мысли, с современной аналитической традицией в целом, а также с тем идейно-теоретическим разбродом, который царит в немарксистской социологии сегодня.


Список использованной литературы:

1.    Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени //Рос. ак. наук, Ин-т социологии, М. Наука, 1997. - с. 24

2. Голосенко И.А. Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина: переписка с И.А. Голосенко //Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, том 1, № 1. - с. 39

3.    Сорокин П.А. Система социологии. - Пг., 1920, Т. 1. - с.357

4. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИСС, 1990 №2.- с. 120-128

.   Согомонов А.Ю. П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский // СОЦИС, 1989, №3 - с. 105-106

.   Сапов В.В. Зырянский проповедник // СОЦИС, 1991, №8. - с.118

.   П.А. Сорокин Дальняя дорога: Автобиография. - М.: ТЕРРА, 1992. - с.135

8.    Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. - Ярославль, 1920. - с.34

9. Сорокин П.А Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - с.17

.   Сорокин П.А. Причины войны и пути к миру. - Пг., 1917, - с.3-4

.   Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. - СПб, 1907. - с. 75

.   Сорокин П. А. Голод как фактор. - М.: 2003г. - с.128

.   Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. Сорокина //СОЦИС,1994, №2. - с.120

.   Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС, 2000, №4.- с.14

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - с.377

.   Сорокин П.А. Таинственная энергия любви//СОЦИС, 1991. №8. - с.119



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: