Методологические подходы к пониманию социологической науки в трудах П.А. Сорокина

 

П.А. Сорокин среди многих отечественных теоретиков XX века оказал очень большое влияние на развитие социологии того времени. Для того чтобы изучить социологию в понимании ученого, необходимо обратиться к его методологическим основам. Сорокин подробно рассматривал проблему взаимодействия индивидов и групп.

В своем основном труде «Система социологии» ученый объясняет структуру социологического знания и довольно полно характеризует свои представления о социологии как науке, говоря о ее специфическом характере. Так, Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. Так же в основе его понимания социологической науки было то, что, во-первых, она должна была строиться по типу естественных наук, во-вторых, она должна быть наукой, которая изучает мир и общество таким, какой он и есть, и, в-третьих, социология должна быть объективной [3].

В социологии к тому времени существовали три трактовки понимания предмета социологии как науки. Дюркгейм понимал социологию как сумму всех общественных наук; Зиммель, Бугле и Гумплович понимали социологию как науку, объектом которой выступает определенный вид социального бытия, который не изучается никакими науками. Третья трактовка, получившая развитие в трудах Сорокина, гласит о том, что социология это самостоятельная наука, изучающая общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия. У самого Сорокина предметом социологии выступали элементы человеческого взаимодействия и их классификация, а главный объект социологии - это взаимодействие индивидов. Ученый говорил о том, что часть природы образует социальный мир, а то, что составляет конечную трансформацию космической энергии, называют разумом. «Задачей науки является не отражение, а разложение конкретного мира как совокупности отношений, взаимодействий… Исходя из этих общих гносеологических положений, понятно, что неопозитивизм не в индивидах может видеть социальную реальность, а в факте взаимодействия, взаимоотношения особей»[11, с.66]. Так прослеживается определение предмета, и, следовательно, метода социологии.

Что касается метода, Сорокин говорит, что он должен быть приближен к методам естественных наук, а значит, иметь в основе измерение и наблюдение, поэтому социология должна изучать акты поведения, которые доступны наблюдению и измерению. «Поменьше философствования, больше наблюдения. Хорошо проведенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата» [3, с.9].

Социология делится Сорокиным на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает социальные феномены и, в свою очередь, разделяется на социальную аналитику, механику и генетику. Изучение структуры социального явления и его форм - предмет социальной аналитики. Предмет социальной генетики - поведение людей и сил, которыми определяется это поведение, а предмет социальной генетики - определение исторических тенденций. Практическая социология должна упираться на теоретические утверждения, создавая управление социальными силами. Так же она должна предоставлять практические рекомендации по организации отношений в обществе.

Социальное взаимодействие - исходная единица анализа ученого. «Комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное явление… процессы взаимодействия - индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидаристические и антагонистические являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории» [3, с.140]. В одном социальном взаимодействие есть ряд элементов, такие как индивиды, акты и проводники. Эти элементы так же определяют структуру социального взаимодействия. Индивиды характеризуются возможностью приспособления к внешней среде: наличие нервной системы и потребностей, которые обеспечивают контакты между индивидами, а так же реагирование на стимулы. Каждый акт - это, как и результат психической деятельности взаимодействующих индивидов, так и стимул, который вызывает различные реакции индивидов. Акты подразделяются на интенсивные, слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные. «Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас в течение каждого дня встречается со множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них». [3, с.197]. Проводники передают реакцию от одного индивида к другому. Проводниками могут быть музыка, деньги одежда, живопись, язык и т.д. Так же проводники позволяют измерять интенсивность взаимодействий. И они делятся на физические, роль которых связана с материальными свойствами, и символические, роль которых связана со значением, которое им соответствует.

Простейшими взаимодействиями создаются социальные явления более сложных уровней - элементарные или простые коллективные единства; кумулятивные социальные группы; сложные социальные агрегаты. Элементарное коллективное единство - это совокупность лиц, которые объединены каким-либо признаком. Кумулятивная социальная группа понимается как совокупность взаимодействующих лиц, которые связаны несколькими элементарными признаками. Сложный социальный агрегат понимается как объединение индивидов, в которых есть несколько элементарных, либо кумулятивных, либо всех вместе коллективных единств. В различных проявлениях характера взаимодействий групп, общество может характеризоваться как открытое, закрытое или промежуточное. Поэтому любое общество может рассматриваться как сложный агрегат.

Сорокин считал все общесоциологические понятия слишком широкими для объяснения явлений действительности, поэтому он стремился выработать такие особые понятия, которые анализировали противоречия и взаимодействия социальной структуры. Так он интерпретировал такие понятия общностей, как класс нация и государство. Переводя на свой язык понятие национальность, Сорокин говорит о том, что под этим понятием скрывается сложное кумулятивное единство, представленное такими общностями, как язык, территория и государство. Поэтому национальность рассматривается им как сложная социальная группа. Так же Сорокин объясняет классы. «Искомой группой является кумулятивная, нормальная, солидарная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, составленная из кумуляции трех основных группировок: профессиональной, имущественной и объемно-правовой». [13, с.120].

Теория социальной стратификации и социальной мобильности - главный вывод из всех исследований Сорокина. Основу социальной стратификации составляло неравномерное распределение привилегий, прав, обязанностей социальных ценностей. Формы стратификации многочисленны и сводятся к политической, экономической группам и группам по занятости. Все эти формы тесно связаны. А под социальной мобильностью Сорокин понимает любое перемещение социального объекта с одной социальной позиции на другую. И различаются горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. А вертикальная, в свою очередь делится на восходящую и нисходящую. Социальная стратификация и социальная мобильность - это основные характеристики любой социальной группы. Так же различаются мобильные периоды истории и немобильные, и еще различные типы обществ. Мобильные периоды - это в периоды, в которых происходит слом социальной структуры общества, а немобильные, наоборот, характеризуются стабильной общественной структурой. [13, с.123]

Таким образом, были рассмотрены основные принципы неопозитивной социологии Питирима Сорокина. Объектами исследования которой были социальное поведение, социальные группы и структура общества вообще. А создание теории социальной стратификации и социальной мобильности послужило основным выводом всех этих исследований. Можно смело утверждать, что в лице Сорокина русский позитивизм прошел полностью все стадии своей эволюции и повернул вспять к откровенно идеалистическим традиции в социологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: