Состав и принципы формирования бухгалтерской отчетности

 

Годовой отчет составляется по окончании года. Он представляется собственникам, налоговой инспекции, органам государственного управления. Срок представления годового отчета - до 1 апреля следующего за отчетным года, квартального - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 1/2008) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

бухгалтерский баланс (форма № 1);

отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются:

отчет об изменениях капитала (форма № 3);

отчет о движении денежных средств (форма № 4);

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),

аудиторское заключение.

Кроме того, в состав отчетности входит пояснительная записка.

Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учета является баланс. Бухгалтерский баланс - это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета - имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным. Так как бухгалтерский учет ведется непрерывно во времени, то заключительный (отчетный) баланс на конец прошедшего (отчетного) периода одновременно является начальным (вступительным) балансом на начало нового отчетного периода. Этим обеспечивается также и преемственность бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета - средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс [7].

Баланс, как форма отчетности, представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. Первая часть таблицы называется актив, вторая часть - пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

Наименование отдельных видов средств и источников, которые приводятся по статьям соответственно в активе и пассиве баланса, зависит от принятой их классификации в экономике республики и отраслях. В составе средств или источников могут выделяться их отдельные виды с углубленной детализацией или наоборот, несколько видов, классификационных групп могут объединяться в один. Отдельные виды средств или источников могут переименовываться, их названия уточняться. Все эти изменения в наименовании и группировках средств вызываются изменениями, происходящими в реальной экономике, в реальной деятельности предприятия, в системе его управления.

Тем не менее, основные классификационные группы средств и источников в балансах остаются неизменными в течение длительного времени.

Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса - это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.

Таким образом, бухгалтерский баланс как заключительный элемент метода бухгалтерского учета представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой отражается наличие средств (имущества) и источников их образования у предприятия на определенную дату в денежном выражении.

Следовательно, балансовый отчет - это отчет об активах и обязательствах предприятия, которые имеют денежное выражение. В нем представлены активы и источники их финансирования. Обязательства показывают - сколько денег получено предприятием и откуда, активы - как предприятие использовало полученные им деньги. Общая сумма активов всегда должна быть равна общей сумме обязательств перед кредиторами и акционерами.

Ценности, которыми владеет предприятие, называются его активами. В балансе в настоящее время в активе выделены два основных раздела:

внеоборотные активы

оборотные активы

Классификационным признаком объединения статей актива баланса по таким разделам в данном случае является продолжительность (многократность) их участия в производственном процессе.

Активы включают землю, здания, производственное оборудование, транспортные средства, сооружения, установки и т.д., чем владеет предприятие и что имеет денежную оценку.

Запасы сырьевых материалов (и готовой продукции) - это ценности, которыми владеет предприятие и которые могут быть выражены в денежных единицах. Они тоже классифицируются как активы.

Различные суммы денег, которые предприятие взяло взаймы, называются его обязательствами.

Чтобы приобретать собственные активы, предприятие должно получать деньги из различных источников, например, оно может взять кредит в банке. Затем оно будет должно эти деньги.

В пассиве баланса основным классификационным признаком для объединения статей в разделы является принадлежность средств, право собственности на них. Поэтому в первом разделе в настоящее время объединены статьи источников собственных средств предприятия, а другие два раздела содержат статьи различных источников заемных средств (долгосрочные финансовые обязательства, расчеты и прочие пассивы).

Перед составлением баланса журналы-ордера закрываются, итоговые данные заносятся в Главную книгу. Из Главной книги суммы, подтвержденные годовой инвентаризацией, переносятся в баланс и другие формы отчетности.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

Рассмотрим информацию, которая должна раскрываться при формировании отчета по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», утвержденной приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н.

Показатели о доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Поэтому в рекомендуемой форме №2 организациям необходимо ввести дополнительные строки для отражения в составе прочих доходы и расходы, возникшие в результате последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

В форме №2 доходы организации, полученные за отчетный период, отражаются с подразделением на выручку от продажи и прочие доходы.

В разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отражаются показатели: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательств), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы и прибыль от продаж.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований ПБУ 9/99 "Доходы организации", характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.

При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость данных за аналогичный период предыдущего года с данными за отчетный период.

В случае изменений учетной политики данные за предыдущий год подлежат корректировке.

В связи с формированием показателей отчета о прибылях и убытках нельзя не рассмотреть порядок отражения штрафных санкций по налогам и сборам.

В бухгалтерском учете суммы причитающихся налоговых санкций отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки». Указанные суммы налоговых санкций не участвуют в формировании бухгалтерской прибыли, исходя из которой в соответствии с п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, определяется условный расход (доход) по налогу на прибыль.

Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

Суммы перечисляемых в бюджет санкций на основании п. 2 ст. 270 НК РФ не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Акционерными обществами справочно к форме № 2 приводятся данные о прибыли и разводненной прибыли, приходящихся на одну акцию. При заполнении этих данных в части обыкновенных акций следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н. Исчисление данных о прибыли, приходящейся на одну акцию в части привилегированных, осуществляется в соответствии с порядком, соответствующим требованиям учредительных документов.

В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) организацией в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года. Организации могут принять решение представлять данные об отдельных прибылях и убытках в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Данные, характеризующие расходы организации по обычным видам деятельности, в группировке по элементам затрат подлежат отражению в приложении к бухгалтерскому балансу или в отдельном приложении к отчету о прибылях и убытках (в случае его разработки и принятия организацией самостоятельно).

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли применяются для формирования информации о прибыли, приходящейся на одну акцию акционерного общества.

Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию о наличии и изменениях уставного капитала и резервного капитала за предыдущий и отчетный год. Показывает формирование нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Кроме того, в форме №3 отражаются сформированные организацией за предыдущий и отчетный год резервы (по видам резервов). В разделе «Справки» отражаются чистые активы организации на начало и конец отчетного периода и средства, полученные из бюджета и внебюджетных фондов.

Движение составляющих капитала отражается в отдельных графах формы №3 - графа 3 «Уставный капитал», графа 4 «Добавочный капитал», графа 5 «Резервный капитал», графа 6 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если в течение года уставный капитал был увеличен, то сумма увеличения отражается в строке «Увеличение величины капитала за счет». Уставный капитал может быть увеличен в результате:

дополнительного выпуска акций;

увеличения номинальной стоимости акций;

реорганизации организации.

Сумма увеличения уставного капитала отражается по соответствующим строкам формы (строки «Дополнительного выпуска акций», «Увеличения номинальной стоимости акций» и «Реорганизации юридического лица»).

Таким образом, здесь указывают кредитовый оборот счета 80 «Уставный капитал» за отчетный год.

Если в течение года уставный капитал был уменьшен, то соответствующая сумма отражается в строке «Уменьшение величины капитала за счет». При этом уменьшение уставного капитала возможно в случаях:

уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций;

аннулирования собственных акций акционерным обществом;

реорганизации организации.

Сумма уменьшения уставного капитала отражается по соответствующим строкам формы (строки «Уменьшения номинала акций», «Уменьшения количества акций» и «Реорганизации юридического лица»).

В графе 4 «Добавочный капитал» отражаются данные о движении добавочного капитала.

По строке «Результат от переоценки объектов основных средств» указывается увеличение или уменьшение уставного капитала за счет переоценки основных средств, проведенной на 1 января года, следующего за отчетным. Если в результате переоценки сумма уставного капитала уменьшилась, то ее отражают в круглых скобках.

В графе 5 «Резервный капитал» отражается движение резервного капитала (фонд), который формируется за счет чистой прибыли организации. Акционерные общества должны формировать резервный фонд в обязательном порядке.

В графе 6 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» указывают данные, связанные с движением нераспределенной прибыли организации.

В строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» организация отражает сумму прибыли на 31 декабря (т.е. сальдо по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на эту дату).

В графе «Итого» показывается информация о движении собственного капитала организации, полученная путем суммирования данных, отраженных в соответствующих строках формы №3.

Вторую часть формы №3 «Резервы» можно условно поделить на четыре части: резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные резервы; резервы предстоящих расходов.

К каждой части предусмотрены строки для как минимум трех резервов, однако наименования имеющихся резервов организации указывают в отчетной форме самостоятельно.

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

В форме №4 движение денежных средств отражается по строкам. Каждая группа строк, посвященных отдельному виду деятельности (текущей, инвестиционной или финансовой), заканчивается показателем чистых денежных средств по виду деятельности, который рассчитывается как разность между доходами от вида деятельности и суммой средств, направленных на продажу данного вида деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная:

с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей;

с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки;

с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации.

Особенностью представления информации в отчете о движении денежных средств является отражение движения средств в иностранной валюте.

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. И только после этого данные каждой строки расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей «Отчета о движении денежных средств». Под отдельными расчетами понимается движение валюты на каждом из открытых валютных счетов, валюты в кассе организации.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Отдельные показатели, включенные в приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) по образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

Форма № 5 состоит из отдельных таблиц, раскрывающих состав и (или) движение отдельных видов активов и обязательств.

Отдельные показатели бухгалтерской отчетности находятся между собой в определенной арифметической взаимосвязи, обусловленной логикой построения отчетных форм. Проверка взаимоувязки показателей позволяет бухгалтеру или пользователю бухгалтерской отчетности убедиться в арифметической правильности заполнения отчетных форм. Показателям бухгалтерской отчетности присуща как внутренняя взаимосвязь (внутри одной отчетной формы), так и внешняя (между разными отчетными формами). Можно привести несколько примеров такой взаимосвязи.

Внутренняя взаимосвязь, например, в балансе выражается в том, что результирующие показатели по итоговым строкам разделов равны сумме составляющих строк соответствующих разделов, а итог баланса равен сумме соответствующих разделов.

Внешняя взаимосвязь, например, между формами 1 и 3 может быть показана на примере строки 410 «Уставный капитал», она должна быть равна по графе 3 - строке 100 «Остаток на 1 января отчетного года», по графе 4 - строке 140 «Остаток на 31 декабря отчетного года».

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Стандартное аудиторское заключение состоит из трех основных разделов:

вводного раздела;

аналитического раздела;

заключение.

Во вводной части указывают, что проведена аудиторская проверка определенных финансовых отчетов. Кроме того, содержится отметка об ответственности руководителей проверяемой компании за информацию финансовых отчетов и ответственности аудитора за содержание аудиторского отчета.

В аналитической части аудиторы должны представить не только свое заключение по финансовым отчетам, но и четко изложить содержание своей работы. В разделе приводятся сведения о характере работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки. Эта часть отчета очень важна для раскрытия качества и масштаба проверки.

В основном разделе подразумевается, что в ходе проверки соблюдались общие и рабочие стандарты, в том числе:

аудиторы обладают соответствующей подготовкой и квалификацией;

аудиторы независимы;

проверка выполнена на должном профессиональном уровне;

проверка была спланирована и проведение ее контролировалось;

внутренний контроль хорошо изучен и оценен;

получен достаточный объем убедительной информации.

Если один или несколько этих стандартов не были соблюдены в ходе проверки, в основной раздел необходимо включить ограничение, т.е. предложение, в котором точно объясняется, какой стандарт не соблюден. Такие ограничения могут быть вызваны нарушением независимости, недостатком доказательной информации, ограничениями, наложенными клиентом на проведение аудиторских процедур. На практике аудиторы всегда вносят изменения и в стандартную форму заключения, если в основном разделе имеются ограничения.

В основном разделе приводят основные характеристики самой аудиторской проверки, ссылаясь на соблюдение общепринятых аудиторских стандартов. Здесь также показывают оценку аудиторами обоснованности выбора используемых компанией бухгалтерских принципов и общую оценку всех представленных финансовых отчетов. Заключает основной раздел положение о том, что в ходе проверки была создана основа (т.е. получена достаточная доказательная информация) для принятия заключения по финансовым отчетам.

Пользователи проверенных финансовых отчетов больше всего интересуются заключением аудиторском отчета.

Заключение содержит выводы аудитора о финансовых отчетах. В заключении указываются стандарты отчетности, и оно должно содержать выводы о финансовых отчетах:

представлены ли они с учетом общепринятых принципов учета;

фиксируют ли случаи несоблюдения этих принципов в текущем периоде в сравнении предыдущим периодом;

устанавливают ли адекватность информативных раскрытий в финансовых отчетах;

выводы о финансовых отчетах в целом или причинах, по которым такой вывод не может быть сделан. В любом случае, как бы имя аудитора ни было связано с финансовыми отчетами, в аудиторском отчете необходимо четко описать характер работы аудитора, если она осуществлялась, и степень ответственности аудитора за достоверность информации финансовых отчетов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: