Учетная политика предприятия о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности

Учетная политика ОАО «НАК «Азот» разработана для целей бухгалтерского и налогового учета. Поскольку ОАО «НАК «Азот» является открытым акционерным обществом, то его отчетность подлежит обязательному аудиту. Исходя из данных положений, общество формирует все формы отчетности и включает в их состав аудиторское заключение.

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером по журнально-ордерной форме.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация всего имущества организации независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств.

Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.

Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, служат основанием и определяют формирование учетной политики предприятия, организации. Предприятия (организации) самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны водиться с начала финансового года. Изменения в учетную политику общества были внесены в связи с изменением бухгалтерского и налогового законодательства в 2008 году, чтобы бухгалтерский и налоговый учет соответствовал этим требованиям.

Основными элементами учетной политики являются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов, имущества и обязательств;

правила документооборота и технология учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Активы и обязательства оценены в отчетности по фактическим затратам, за исключением основных средств и нематериальных активов, которые отражены по остаточной стоимости, и активов, по которым в установленном порядке созданы резервы под снижение их стоимости.

В отчетности основные средства показаны по первоначальной стоимости за минусом сумм амортизации, накопленной за время эксплуатации, кроме основных средств, приобретенных до 31 декабря 2000 года, которые показаны по восстановительной стоимости за минусом амортизации, накопленной за время эксплуатации.

Стоимость основных средств и нематериальных активов погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации производится линейным способом. Объекты основных средств с первоначальной стоимостью не более 10000 руб. за единицу учитываются в составе материально-производственных запасов.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по фактическим затратам. Вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражены в бухгалтерском балансе по состоянию на конец отчетного года по их учетной стоимости. Под снижение стоимости финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, создается резерв под обесценение финансовых вложений.

Отпуск материально-производственных запасов в производство осуществляется по средней фактической себестоимости. В отчете МПЗ оценены в сумме фактических затрат на приобретение.

Незавершенное производство оценивается при составлении бухгалтерского баланса по фактической себестоимости без учета общехозяйственных расходов. В составе готовой продукции отражена прошедшая все стадии производства, принятая на склад, полностью отвечающая установленным требованиям соответствующих стандартов. Она оценивается по сокращенной фактической себестоимости без учета общехозяйственных расходов.

Задолженность покупателей и заказчиков определена исходя из цен, установленных договорами между обществом и покупателями, с учетом НДС. Нереальная к взысканию задолженность списывалась с баланса по мере признания ее таковой. Задолженность не обеспеченная соответствующим образом показана за минусом резервов сомнительных долгов. Данные резервы относятся на прочие расходы.

В соответствии с законодательством, уставный капитал отражен в сумме номинальной стоимости выпущенных акций, добавочный капитал включает сумму прироста стоимости объектов основных средств, определенных при переоценке. Общество формирует резервный фонд в размере 10% от уставного капитала. Также формируется специальный фонд акционирования работников из чистой прибыли общества.

Общество производит перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную по мере необходимости, когда до ее погашения остается 365 дней. Резервы предстоящих расходов не создаются.

Выручка от продажи продукции и оказания услуг признается по мере отгрузки продукции покупателям и предъявления им расчетных документов. Она отражается в отчетности как положено за минусом НДС и таможенных пошлин. В составе прочих доходов общество признает:

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

поступления от продажи основных средств и других активов;

проценты за предоставление в пользование денежных средств;

штрафы, пени, неустойки;

активы, полученные безвозмездно;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком давности;

курсовые разницы.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль при оказании услуг прямые расходы не распределяются на остатки незавершенного производства, а подлежат списанию в отчетном периоде.

 

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Экономический анализ хозяйственной деятельности организации состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческого и финансового анализа. Такое разделение экономического анализа можно представить в виде рисунка, отражающего состав экономического анализа. Обусловлено такое разделение сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий учет. Это разделение достаточно условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.

 

Рисунок 2 - Состав экономического анализа

 

Анализ экономического состояния предприятия целесообразно начинать с определения и оценки финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, как вопросов, волнующих руководство предприятия в первую очередь.

Финансовая устойчивость - это способность предприятия сохранять нормальное финансовое состояние при неблагоприятных воздействиях факторов внутренней и внешней среды за счет оптимальной структуры капитала и активов, оптимального соотношения между активами и источниками их формирования, эффективного использования всех видов ресурсов и рациональной реинвестиционной политики. Финансовая устойчивость обеспечивает способность предприятия наращивать капитал и развиваться на расширенной основе, определяет его кредитоспособность, конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Показатели финансовой устойчивости, характеризующие постоянную платежеспособность предприятия, тесно связаны с показателями платежеспособности (ликвидности). Сущностью финансовой устойчивости является обеспечение активов предприятия соответствующими источниками их формирования, а платежеспособность выступает как внешнее проявление финансовой устойчивости.

Для проведения анализа финансового состояния организации используются следующие показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации.

Общие показатели:

среднемесячная выручка;

доля денежных средств в выручке;

среднесписочная численность работников.

Показатели финансовой устойчивости:

коэффициент задолженности по кредитам банков и займам;

коэффициент задолженности другим организациям;

коэффициент задолженности фискальной системе;

собственный капитал в обороте;

доля собственного капитала в оборотных средствах;

коэффициент автономии;

коэффициент финансовой зависимости;

коэффициент текущей задолженности;

коэффициент долгосрочной финансовой независимости;

коэффициент покрытия долгов собственным капиталом;

коэффициент финансового левериджа.

С помощью таблицы общих показателей деятельности предприятия (таблица 2) и графиков динамики среднемесячной выручки (рисунок 3) и среднесписочной численности (рисунок 4) рассмотрим динамику общих показателей деятельности предприятия.


Таблица 2 - Общие показатели деятельности предприятия

№ п/п Показатели Усл. об-е Методика расчета 2006 год 2007 год 2008 год
1 Среднемесячная выручка, тыс.руб. К1 Валовая выручка по оплате/количество месяцев в периоде 1086131 1110280 1166596,5
2 Доля денежных средств в выручке К2 Денежные средства в выручке/Валовая выручка организации по оплате 0,945 0,936 0,949
3 Среднесписочная численность работников К3 Ф№5 7713 6783 6220

 

Рисунок 3 - Динамика среднемесячной выручки ОАО «НАК «Азот»

Рисунок 4 - Динамика среднесписочной численности ОАО «НАК «Азот»


Среднемесячная выручка характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс предприятия, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. Динамика, как видно из графика положительна, но не надо забывать, что рост среднемесячной выручки в среднем на 2-5% в год не является достаточным, для того, чтобы предприятие покрывало свои текущие обязательства.

Снижение численности работников свидетельствует о неблагоприятной ситуации с кадрами, но это еще объясняется и реорганизацией производства.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости организации от заемных источников финансирования и оптимальности структуры активов и пассивов организации. Значения коэффициентов, которые необходимо рассмотреть объединены в таблицу 3.

Необходимо отметить, что для предприятия очень важно формировать часть своих оборотных средств за счет собственных источников, т.е. иметь собственные оборотные средства (собственный оборотный капитал). Наличие собственного капитала в обороте является одним из важных показателей финансовой устойчивости.

Рост собственного капитала объясняется ростом нераспределенной прибыли и добавочного капитала.

 

Таблица 3 - Показатели финансовой устойчивости и финансового состояния

№ п/п Показатели Методика расчета 2006 2007 2008
1 Собственный капитал в обороте, тыс.руб. Стр.490 - Стр.190,Ф1 2 546 088 2 947 055 1 098 669
2 Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (Стр.510 + Стр.690)Ф1/К1 3,9 3,8 3,6
3 Коэффициент задолженности другим организациям (Стр.621 + Стр.622 + Стр.628)Ф1/К1 0,22 0,35 0,21
4 Коэффициент задолженности фискальной системе (Стр.624 + Стр.623)Ф1/К1 0,12 0,14 0,08
5 Коэффициент автономии Стр.490/Стр.700, Ф1 0,63 0,6 0,68
6 Коэффициент финансовой зависимости (Стр.590+Стр.690)/Стр.700 0,37 0,39 0,31
7 Коэффициент текущей задолженности Стр.690/Стр.700 0,1 0,09 0,17
8 Коэффициент долгосрочной финансовой зависимости (Стр.490+Стр.590)/Стр.700 0,87 0,9 0,83
9 Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом Стр.490/(Стр.590+Стр.690) 1,3 1,5 2,1
10 Коэффициент финансового левериджа (Стр.590+Стр.690)/Стр.490 0,76 0,66 1,5

 

Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя «общая платежеспособность» на коэффициенты задолженностей. Эти коэффициенты у ОАО «НАК «Азот» за 2008 год небольшие. Задолженность по кредитам и займам банков объясняется ростом краткосрочных обязательств. В соответствии с учетной политикой предприятие переводит долгосрочную задолженность в краткосрочную и таким образом пришла пора платить по этим кредитам. Увеличение общей суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств невелико.

Коэффициент автономии (независимости) - показывает долю собственного капитала в общей сумме капитала (валюте баланса), рассчитывается по балансу.

Этот показатель интересует инвесторов и кредиторов, а также управленцев предприятия, чтобы сформировать мнение об участии капитала собственников в приумножении активов (имущества) организации. Данный коэффициент повышается. Таким образом, руководство предприятия недостаточно активно привлекает заемные денежные средства. В 2008 году этот показатель повысился на 8%.

Из всех выше рассмотренных показателей, наиболее интересным является коэффициент финансового левериджа. Он показывает финансовый риск предприятия. Поскольку ОАО «НАК «Азот» относится к промышленным предприятием с низкой оборачиваемостью капитала и высокой долей внеоборотных активов, он не должен быть высоким. Его рост может негативно сказаться на финансовой устойчивости предприятия. Для рассматриваемой ситуации нельзя сказать, что он достигает критического значения, а его быстрый рост объясняется развитием предприятия и обновлением ОПФ.

 

Оценка финансового состояния ОАО «НАК «Азот»

Для принятия решений руководству предприятия необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды. Такая информация должна содержать сведения, необходимые для:

оценки текущего финансового положения предприятия;

оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы, времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска;

принятия инвестиционных решений и решений по выбору источников финансирования.

Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия. Однако необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих управленческих решений. К такой информации можно отнести показатели платежеспособности, рентабельности и ликвидности.

Вероятность неплатежеспособности или нехватки средств для осуществления рентабельной деятельности особенно велика, если оборотные активы предприятия поддерживаются на относительно низких уровнях. Поэтому простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности, можно сформулировать следующим образом: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска. Исходя из этого, предприятие должно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

Однако необходимо учитывать, что формирование излишних оборотных средств приводит к тому, что предприятие имеет в распоряжении временно свободные бездействующие текущие активы, для формирования которых привлекаются дополнительные источники финансирования, а потому возникают излишние издержки финансирования, что неизбежно влечет за собой снижение прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

На основе произведенного анализа осуществляется прогноз рентабельности, проводимый с использованием аналитического метода планирования прибыли. После этого на основе фактических показателей рентабельности и выявленных с помощью этого проблем, разрабатываются мероприятия по улучшению рентабельности. Чаще всего эти мероприятия направлены на снижение постоянных издержек по отдельным продуктам, рост продаж, изменение инвестиционной политики предприятия, улучшение использования основного и оборотного капитала.

Понятие ликвидности может рассматриваться с различных точек зрения. Так, можно говорить о ликвидности баланса предприятия, которая определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов представляет собой величину обратную ликвидности баланса: чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на четыре группы, они представлены в таблице.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

Для определения ликвидности баланса следует составить реклассифицированный агрегированный баланс, перегруппировав активы и пассивы организации в соответствии с приведенной выше классификацией.

 

Таблица 4 - Агрегированный баланс для анализа платежеспособности

Группы активов и пассивов Группировка активов (А) и пассивов (П) баланса Строки актива и пассива баланса Сумма, тыс.руб. Сумма, тыс.руб.
      на 2007 год на 2008 год
1 2 3 4 5
А1 Наиболее ликвидные активы % к итогу  250,260 1950484 17,9 298991 2,2

Окончание таблицы 4

1 2 3 4 5
А2 Быстрореализуемые активы % к итогу 240 3560742 32,8 3460838 25,6
А3 Медленно реализуемые активы % к итогу 270, 210, 220, 230 1751163 16,15 1630368 12,09
А4 Трудно реализуемые активы % к итогу 190 3574728 32,9 8088430 60
  Валюта баланса 300 10837117 13478627
П1 Наиболее срочные обязательства % к итогу 620 740368 6,8 679720 5,04
П2 Краткосрочные обязательства % к итогу 610, 630, 660 256930 2,3 1607865 11,9
П3 Долгосрочные обязательства % к итогу 590 3318036 30,6 2003943 14,8
П4 Собственный капитал и другие постоянные пассивы % к итогу  490, 640, 650 6521783 60,18 9187099 68,16
  Валюта баланса 700 10837117 13478627

 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если одновременно имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1 (1);

А2 ≥ П2 (2);

А3 ≥ П3 (3);

А4 ≤ П4 (4).

Выполнение трех первых условий обеспечивает выполнение и четвертого неравенства, поэтому на практике существенным является сопоставление итогов первых трех групп. Четвертое неравенство имеет глубокий экономический смысл, поскольку его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального уровня финансовой устойчивости - наличие у предприятия собственных оборотных средств.

Поскольку первое неравенство за рассматриваемый промежуток времени у предприятия не выполняется за 2008 год, то ликвидность баланса отличается от абсолютной. В таких случаях производится сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов (А1+А2) с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами (П1+П2), которое позволяет выяснить текущую ликвидность, свидетельствующую о платежеспособности или неплатежеспособности предприятия на ближайший промежуток времени. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражают перспективную ликвидность, представляющую собой прогноз платежеспособности предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.

Если ликвидность баланса отличается от абсолютной, ее можно признать нормальной при соблюдении следующих соотношений:

 

А1+А2 ≥ П1+П2                                                             (5);

А3 ≥ П3                                                                  (6);

А4 ≤ П4                                                                  (7).

 

Таким образом, ликвидность баланса ОАО «НАК «Азот» необходимо признать недостаточной за 2008 год.

Кроме того, для ликвидности можно рассчитать несколько различных коэффициентов:

коэффициент абсолютной ликвидности (быстрой ликвидности или абсолютной платежеспособности), показывающий, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить в ближайшее время;

Критическое значение коэффициента абсолютной ликвидности равно 0,2-0,5. В изучаемом периоде коэффициент укладывается в 2007 году в норматив, а в 2008 году ниже норматива.

коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия), характеризуемый ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности;

Критическое значение равно 1. Рассчитанные значения на много превышают норматив. Снижение коэффициента критической ликвидности связано с ликвидированием краткосрочных финансовых вложений, исходя из этого управление предприятием можно охарактеризовать с положительной стороны, поскольку это векселя, а значит дебиторская задолженность.

- коэффициент текущей ликвидности (коэффициент общей ликвидности, или общий коэффициент покрытия), показывающий платежные возможности предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.

Критическое значение равно 2, сравнивая полученные значения за 2007 и 2008 г.г., следует отметить, что полученные значения не превысили норматив. Значение показателя может значительно варьироваться по отраслям и видам деятельности, а его рост обычно рассматривается как благоприятная тенденция, но для анализируемого предприятия нельзя сказать, что снижение коэффициента текущей ликвидности неблагоприятная тенденция, поскольку он имеет нормативное значение и даже превышает его. Показатели ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Показатели ликвидности и платежеспособности

№ п/п Показатели Методика расчета 2007 2008
1 2 3 4 5
1 Степень платежеспособности общая (Стр.590 + Стр.690)Ф1/К1 3,88 3,67
2 Степень платежеспособности по текущим обязательствам Стр.690Ф1/К1 0,8 1,96

Окончание таблицы 5

1 2 3 4 5
3 Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (Стр.290/Стр.690)Ф1 7,3 2,3
4 Коэффициент абсолютной ликвидности А1/(П1+П2) 1,95 0,13
5 Коэффициент критической ликвидности (А1+А2)/(П1+П2) 5,52 1,6
6 Коэффициент текущей ликвидности (А1+А2+А3)/(П1+П2) 7,28 2,35

 

Различные показатели ликвидности на только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, поставщики предприятия интересуются тем, сможет ли предприятие в ближайшее время рассчитаться с ними, поэтому они обратят внимание прежде всего на коэффициент абсолютной ликвидности. А банк, кредитующий предприятие, или заимодавец в большей степени будет заинтересован значением коэффициента критической ликвидности. Собственники предприятия - акционеры - чаще всего оценивают финансовую устойчивость предприятия на долгосрочную перспективу, а потому им важнее коэффициент текущей ликвидности. Таким образом, руководство предприятия должно заботиться о поддержании этих коэффициентов в норме и отслеживать тенденции их изменения. Необходимо помнить, что как слишком низкие показатели, так и слишком высокие не вызывают доверия к предприятию, в том числе дают основания о выводе, что не соблюдается принцип действующего предприятия.

 

Анализ деловой активности и эффективности управления организацией

В системе показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, ведущее место занимают показатели рентабельности и деловой активности.

Поскольку основной задачей экономического анализа является оценка экономической эффективности деятельности предприятия, ключевые финансовые коэффициенты представляют собой соотношение между основными экономическими показателями деятельности предприятия: прибылью, величиной активов организации, ее собственного капитала и т.д.

Рассмотрим показатели эффективности использования оборотного капитала, доходности и финансового результата. Они представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности)

№ п/п Показатели Методика расчета 2007 2008
1 Коэффициент обеспеченности оборотными средствами Стр.290Ф1/К1 6,5 4,6
2 Коэффициент оборотных средств в производстве (Стр.210+Стр.220)-Стр.215Ф1/К1 1,6 1,4
3 Коэффициент оборотных средств в расчетах (Стр.290-Стр.210-Стр.220+Стр.215)Ф1/К1 4,9 3,22
4 Рентабельность оборотного капитала, % Стр.140Ф2/Стр.290Ф1 0,46 0,66
5 Рентабельность продаж, % Стр.050Ф2/Стр.010Ф2 0,28 0,26
6 Среднемесячная выработка на одного работника, тыс.руб. К1/Чраб. 151,7 187,5

 

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Данный показатель снижается, что неблагоприятно для предприятия, но с учетом его значений не может пока вызывать опасений. Коэффициент оборотных средств в производстве определяет скорость обращения оборотных активов непосредственно участвующих в производстве, поэтому его возрастание желательно для предприятия. Данный показатель снижается, но незначительно. Наоборот, коэффициент оборотных средств в расчетах дает понятие о скорости обращения оборотных средств непосредственно не участвующих в процессе производства и соответственно его возрастание нежелательно. Кроме того, показатель характеризует средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию. Снижение данного показателя говорит о правильной работе с дебиторами и убыстрении расчетов.

Коэффициент оборотных средств в расчетах также показывает, насколько ликвидной является продукция, выпускаемая организацией и насколько эффективно организованы взаимоотношения предприятия с потребителями продукции. Он отражает эффективность политики предприятия с точки зрения сбора оплаты за продажи, осуществленные в кредит, характеризует вероятность возникновения сомнительной дебиторской задолженности, то есть степени коммерческого риска.

Показатель рентабельности оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации (сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы). Для рассматриваемого предприятия он является достаточно высоким и растущим. Рентабельность продаж определяет, сколько рублей прибыли получено в результате реализации продукции на один рубль выручки. Этот показатель составляет от 28 до 26%, что характеризует основную деятельность предприятия как прибыльную.

Среднемесячная выработка определяет эффективность использования трудовых ресурсов и уровень производительности труда. Она дополнительно характеризует финансовые ресурсы предприятия для ведения хозяйственной деятельности и исполнения обязательств, приведенные к одному работающему. Этот показатель повышается, но в основном за счет сокращения численности работающих.

Перейдем к показателям эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации. Они представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации

№ п/п Показатели Методика расчета 2007 2008
1 Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) К1/Стр.190Ф1 0,31 0,14
2 Коэффициент инвестиционной активности (Стр.130+Стр.135+Стр.140) /Стр.190Ф1 0,32 0,56

 

Как видно из таблицы внеоборотные средства используются на предприятии достаточно эффективно. Фондоотдача уменьшилась, но это произошло из-за новых капитальных вложений. Гораздо более показательна инвестиционная активность предприятия, которая находится в стадии роста.

В связи с таким положением дел имеет смысл рассмотреть показатель материалоотдачи, чтобы выяснить динамику использования запасов организации. Материалоотдача (отдача МПЗ), отражает величину выручки от продажи продукции, приходящуюся на каждый рубль, вложенный в запасы организации:

 

Мотд=

Стр.010 ф.№2  (8)

 

0,5 (Стр.210н.г.+Стр.210к.г.ф.№1)  
13323360

0,5(1238761+1262503)

       

 

за 2007 год: Мотд= =10,65;

 

13999158
0,5(1262503+1300521)

- за 2008 год: Мотд= =10,92;

 

 

Как следует из расчета данного коэффициента запасы используются все с большей эффективностью. По сравнению с 2007 годом в 2008 году полученная выручка от продажи продукции приходящийся на рубль вложенный в запасы выше и составляет 10,92, а в 2007 году - 10,65.

 


2.1.6 Анализ потенциального банкротства предприятия

В соответствии с действующим законодательством основанием для признания предприятия банкротом является невыполнение им своих обязательств по оплате товаров, работ, услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти условия и сроки дают основание кредиторам предъявлять через арбитражный суд иски предприятиям-неплательщикам.

Для того чтобы сделать прогноз возможного банкротства целесообразно провести так называемый «Z-анализ». Цель «Z-анализа» - определить вероятность банкротства предприятия в ближайшем будущем.

Уравнение Z-оценки представляется следующим образом:

 

Z=1,2x1+1,4x2+3,3x3+0,6x4+1,0x5                                                  (9),

 

где:

x1 - оборотный капитал/совокупные активы = (А1+А2+А3)/(А1+А2+А3+А4);

x2 - нераспределенная прибыль отчетного года/совокупные активы = стр.470ф.№1/(А1+А2+А3+А4);

x3 - брутто-доходы/совокупные активы = П7/(А1+А2+А3+А4);

x4 - совокупные активы/балансовая оценка суммарной задолженности = (А1+А2+А3+А4)/(П1+П2+П3);

x5 - объем продаж/совокупные активы = П5/(А1+А2+А3+А4).

В зависимости от следующих значений определяется группа предприятия по вероятности банкротства:

Z<1,8 - предприятие является банкротом;

,8<Z<2,675 - вероятность банкротства очень высока;

Z>2,99 - предприятие успешно действует.

Исчисление показателя Z для ОАО «НАК «Азот» представлено в таблице 8.


Таблица 8 - Расчет показателя Z для ОАО «НАК «Азот»

2007г.

2008г.

X1=0,67 1,2x1=0,8 X1=0,4 1,2x1=0,47
X2=0,4 1,4x2=0,56 X2=0,5 1,4x2=0,71
X3=0,35 3,3x3=1,16 X3=0,26 3,3x3=0,88
X4=2,5 0,6x4=1,5 X4=3,1 0,6x4=1,88
X5=1,23 1,0x5=1,23 X5=1,03 1,0x5=1,03
Итого 5,26 Итого 4,99

 

Таким образом, предприятие не является банкротом, вероятность банкротства отсутствует.

Из приведенного анализа финансовых показателей следует, что предприятие ОАО «НАК «Азот» находится в устойчивом финансовом положении. Его уверенно можно отнести к группе с низким риском банкротства. Самой главной причиной такого положения можно считать эффективное управление и мероприятия, которые начались и успешно проводятся для обновления и развития предприятия.

 

Использование бухгалтерской отчетности для целей прогнозирования

 

В настоящее время бизнес становится все более динамичным, сокращается жизненный цикл нахождения продуктов на рынке, конкурентоспособность компании во многом обеспечивается нематериальными факторами, такими как умение быстро принимать обоснованные управленческие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и заемные средства.

На современном этапе развития, в условиях рыночной экономики, компании сталкиваются с жесткой конкуренцией. Для того чтобы быть успешными и конкурентоспособными необходимо иметь систему планирования, управления и контроля, которая давала бы менеджерам возможность ставить перед работниками конкретные, выраженные количественно и качественно цели, и контролировать их исполнение. Благополучие компании напрямую зависит от уровня организации системы планирования, так как без планирования деятельности компания не видит к чему она стремится и каким образом она должна достичь поставленных целей.

В развитых странах планирование выступает одним из важнейших инструментов регулирования хозяйства. Бизнес не может процветать без разработанных стратегических и оперативных планов и без контроля над их исполнением. Планирование и координация будущего развития предприятия основаны на использовании аналитических расчетов, произведенных с помощью специфических приемов, позволяющих рассмотреть разнообразные варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Эти планы могут быть долгосрочными, краткосрочными и оперативными.

Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования:

экстраполяция;

метод сроков оборачиваемости;

метод бюджетирования;

метод предварительных (прогнозных) балансов.

При использовании первого метода исходят из предположения о существовании прямой связи между оборотным капиталом и объемом продаж, которая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объему продаж) либо с помощью уравнения связи:

 

Y=a+bx,

 


где а - постоянная величина чистого оборотного капитала; b - коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объема продаж.

Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объем продаж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале. Предположим, что объем продаж, исходя из тенденции его увеличения за 2009 год будет 14709234 тыс.руб., постоянная величина чистого оборотного капитала - 1281512 тыс.руб., а коэффициент зависимости оборотного капитала от объема продаж - 0,09. Тогда величина чистого оборотного капитала на планируемый период будет 1347478 тыс.руб. Таким же образом можно рассчитать данную потребность и на более отдаленные периоды. Причем с планируемым объемом продаж, без использования тенденции увеличения, а рассчитывая только желаемое. Наоборот, используя знания о величине оборотного капитала можно спланировать объем выручки. Недостатком данного метода приходится признать ограниченность факторов. Тогда как уровень потребности в оборотном капитале зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей и т.д.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия более востребован метод бюджетирования. Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели». (Определение Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету, США.)

В основе планирования лежит анализ финансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Можно составить план денежных поступлений в таблице 9.

 

Таблица 9 - План денежных поступлений и выплат

Показатели 2008г. 2009г.
1. Денежные поступления (Пр) 29200581 32323112,99
2. Выплаты, всего (П), в том числе: 28972240 30928184,19
оборудование 788991 946789,2
сырье и материалы 12197633 12807514,65
оплата труда 849012 891462,6
займы 2043255 2043255
валюта 10716653 11788318,3
выплата долга и процентов 1117159 1128330,59
налоги 1219707 1280692,35
прочие 39830 41821,5
3. Прирост денежной наличности (Д) 228341 1394928,804
4. Остаток на начало периода (Он) 70650 298991
5. Остаток на конец периода (Ок) 298991 1693919,804

 

Представим основные формулы расчета показателей в плане денежных поступлений и выплат.

 

Д = Пр-П                                                                (10),

Ок = Д + Он                                                           (11),

или Ок = Пр - П + Он                                            (12).

 

Расчет компонентов финансового плана начинается с определения объема денежных средств на начало периода, который включает в себя остатки денег в кассе и счетах в банках. Затем производится расчет поступлений и выплат, связанных с текущей деятельностью предприятия (по производству и реализации продукции, по лицензиям, по аренде, по процентам, по налогам и дивидендам). Инвестиционные/дезинвестиционные расчеты включают поступления и выплаты по земельным участкам, зданиям, оборудованию, оснащению, материалам, продаже/покупке участия (паев), продаже/покупке ценных бумаг, предоставлению/возврату ссуд. При расчете внешнего финансирования/дефинансирования учитываются поступления и выплаты по привлечению/возврату собственного и заемного капитала.

Очевидно, что курс действий, выбранный организацией на основе всестороннего анализа имеющейся информации, определит ее долгосрочную перспективу и явится ее стратегией. Стратегические решения оказывают сильное влияние на будущее организации, поэтому очень важно, чтобы для их принятия была собрана точная информация о возможностях организации и экономической среде.

Объектами долгосрочного планирования могут являться:

-организационная структура организации;

капитальные вложения;

производственные мощности;

долгосрочные кредиты и займы и пр.

В качестве управляющих финансовых инструментов могут быть выбраны следующие управляемые переменные:

объем продаж продукции за бюджетный период;

цена продукции;

затраты, приходящиеся на проданную продукцию;

чистый оборотный капитал на начало периода;

потребность в заемных средствах.

Для применения аналитической модели финансового управления ОАО «НАК «Азот» необходимо применить результаты проведенного экономического анализа. При этом основываться на планировании поступления и расходования денежных средств, в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Расчет отклонений между поступлением и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка или недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределенности.

Таким образом, можно определить итоговый баланс денежных средств на конец периода (месяца, квартала, года) как сумму остатка (баланса) на начало периода и прихода денежных средств, уменьшенную на величину понесенных расходов.

В ряде случаев полезно предусмотреть несколько возможных сценариев развития и соответственно дать несколько вариантов плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и выплат. Работа по составлению подобных сценариев и проведению расчетов важна не только как средство получения формальных планов, но и потому, что она дает предпринимателю возможность заранее обдумать возможные пути развития предприятия.

Одним из методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса. Прогнозная отчетность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования на планируемый период времени.

Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей производственно-финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при разработке прогнозной финансовой отчетности и моделей финансового состояния предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.

Прогноз баланса является отражением финансовой политики предприятия относительно структуры активов и источников. Другими словами баланс демонстрирует степень рискованности политики в отношении дебиторов и кредиторов. Современная практика насчитывает большое количество моделей относительно управления капиталом, однако все они находятся между двумя крайними подходами:

консервативная модель (поддержание, рост и развитие исключительно за счет собственных ресурсов);

агрессивная модель (поддержание, рост и развитие исключительно за счет заемных ресурсов).

Опыт показывает, что даже крайние проявления имеют примеры как успешных, так и неудачных применений. Однако, большинство предприятий применяют более сбалансированные модели. Таким образом, для прогноза баланса важны балансовые соотношения, которые выступают в роли ограничений: используется величина нормируемых оборотных активов, величина дебиторской задолженности и соотношение квоты собственника и т.д.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования.

То есть прогноз балансового листа является той структурой, в которой собственники бизнеса и менеджеры согласовывают уровень рисков при достижении корпоративных целей.

Чаше всего при прогнозировании используется метод экстраполяции - то есть определения зависимости между параметрами модели на основе прошлых данных и переноса этих зависимостей на будущее. Например, если объемы строительства ежегодно росли на 15 %, то предполагается, что и в данном году рост будет таким же. Однако, что при таком прогнозировании не учитываются текущие тенденции рынка. Поэтому экстраполяция годится только в качестве инструмента «заготовки» прогнозных значений, в том числе она используется для вычисления сезонных колебаний спроса и цены.

Чтобы прогнозирование было результативным, данные об исполнении прогноза должны использоваться для принятия решений по текущей ситуации, а не по итогам прошлого.

В компаниях, для которых большая часть издержек является постоянной существует еще один «тормоз» для оперативного управления в рамках прогноза. При неисполнении плана продаж невозможно уволить половину персонала, чтобы снизить издержки. Реагировать можно только переменными издержками. Частично эту проблему можно решить путем перевода постоянных издержек в переменные - то есть использования аутсорсинга, например, в IT -службе, но поступать так во всех случаях нельзя.

Источником формирования прогнозного баланса являются следующие бюджеты:

бюджет прибылей и убытков;

бюджет движения денежных средств.

Необходимо обозначить основные шаги прогнозирования потребностей финансирования для достижения обозначенных целей:

составление прогноза продаж совместно начальником отдела снабжения и заведующей торговой сетью;

составление прогноза переменных затрат экономистами по планированию, выведенными из состава бухгалтерии для ведения управленческого учета затрат;

составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж;

расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскании соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

Таким образом, все эти шаги укладываются в составление трех документов, а именно - баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. План денежных поступлений составлен ранее, в соответствии с ним представлен отчет о прибылях и убытках в таблице 10.


Таблица 10 - Прогнозный отчет о прибылях и убытках за 2009 год

Показатель 2008г. 2009г.
1 2 3
Доходы и расходы по обычным видам деятельности    
Выручка 13999158 15819048,54
1 2 3
Себестоимость проданных товаров 10380647 10899679,35
Прибыль (убыток от продаж) 3618511 4919369,19
Прочие доходы и расходы    
Прочие доходы 11523270 13021295,1
Прочие расходы 11573528 13078086,64
Прибыль (убыток) до налогообложения 3568253 4862577,65
Текущий налог на прибыль 981760 1109388,8
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 2586493 3753188,85

 

Из представленной таблицы следует, что даже с учетом продолжения тенденции, сложившейся за предыдущие периоды предприятие получит прибыль. Рентабельность продаж составит 34%, что выше сегодняшней на 6%. Однако, выручка должна увеличиться как минимум на 13%, сообразуясь с уровнем инфляции по стране. На основе данных предположений можно составить прогнозный баланс для предприятия в таблице 11.

 

Таблица 11 - Прогнозный баланс для ОАО «НАК «Азот» на 2009 г.

Группы активов и пассивов Группировка активов (А) и пассивов (П) баланса Строки актива и пассива баланса Сумма, тыс.руб. на 2008 год Сумма, тыс.руб. на 2009 год
1 2 3 4 5
А1 Наиболее ликвидные активы КФВ ДС  - 298991 - 1693919
А2 Быстрореализуемые активы ДЗкр. 3460838 3363737
А3 Медленно реализуемые активы Пр.ОА Запасы НДС ДЗдолгоср. 429 1300521 329418 - 429 1339683 339337 -
А4 Трудно реализуемые активы ВНА 8088430 8131697
  Валюта баланса   13478627 14868803
П1 Наиболее срочные обязательства КЗкр. 679720 624040
П2 Краткосрочные обязательства ЗиК Зад.перед уч-ми ПКО 1607865 - - 94185 - -
П3 Долгосрочные обязательства ДО 2003943 1210290,529
П4 Собственный капитал и другие постоянные пассивы КиР ДБП РПР 9187099 12940287,85
  Валюта баланса   13478627 14868803,97

 

Из таблицы видно, что внеоборотные активы должны вырасти, сообразуясь с потребностями предприятия, но краткосрочные обязательства должны снизиться и финансирование осуществляться за счет собственных средств и долгосрочных обязательств. Конкурентоспособность предприятия повысится, поскольку рентабельность продукции выросла за счет капитальных вложений с 28% до 34%, что очень хорошо для предприятия данной отрасли.

Таким образом, на основе имеющейся бухгалтерской отчетности, тенденции развития и учета условий хозяйствования ОАО «НАК «Азот» была спрогнозирована теоретическая отчетность предприятия и выявлены резервы и ограничения будущих действий на основе экономического анализа проблем предприятия и установления новых целей развития.

 


3. Предложения по совершенствованию использования отчетности для целей управления

 

Предложение по трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО

 

Поскольку ОАО «НАК «Азот» работает с множеством зарубежных покупателей, необходимо отметить, что все они являются также заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности данного предприятия. Поэтому обществу необходимо формировать свою отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности - это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.

Следует сказать, что единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. По этой причине на сегодняшний день существует ряд подходов к трансформации. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации.

Прежде всего необходимо определиться с планом, этапами и процедурами трансформации.

Говоря о плане, необходимо отдельно рассматривать три этапа:

Этап 1 - Подготовительный:

Изучение общих требований к отчетности в формате МСФО.

Сравнительный анализ МСФО и РСБУ, выявление расхождений в оценках.

Изучение требований МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО».

Составление учетной политики по МСФО.

Этап 2 - Непосредственно трансформация:

Сравнительный анализ учетной политики, подготовленной по РСБУ и МСФО, выявление области корректировок.

Сбор информации, необходимой для проведения трансформации.

Выбор формата компонентов отчетности. Подготовка рабочих документов.

Корректировки. Реклассификация.

Подготовка начального баланса.

Подготовка Баланса и Отчета о прибылях и убытках в формате МСФО.

Подготовка Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств и Пояснений к отчетности в формате МСФО.

Этап 3 - Посттрансформационные процедуры:

Подготовка дополнительных разделов отчетности.

Корректировка показателей отчетности с учетом инфляции.

Перевод показателей отчетности в иностранную валюту.

Особенное внимание при переводе бухгалтерской отчетности в отчетность по международным стандартам предприятию следует уделять выручке.

Международные стандарты отчетности устанавливают различие между понятиями выручки и дохода в целом. Так, согласно Концепции Совета по МСФО, доход - это рост экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или преумножения активов или снижения обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала (СК), и последнее не связано с вкладами участников в СК. В документе также уточняется, что это определение дохода касается как «выручки», так и «прочих доходов». Первая возникает в ходе обычной хозяйственной деятельности предприятия и может включать:

выручку от реализации товаров, работ, услуг;

вознаграждение;

проценты;

дивиденды;

роялти;

арендную плату.

Прочие доходы представляют собой другие соответствующие определению дохода статьи и могут появиться в ходе обычной хозяйственной деятельности организации. В рамках МСФО такие поступления - это результат прочих сделок, которые не приносят выручки, но являются вспомогательными по отношению к основной, доходной, деятельности. В отчетности указывается разница между доходом и расходами по таким сделкам. Например, при выбытии внеоборотных активов, включая инвестиции и операционные активы, отражается сумма поступлений от данной операции за вычетом соответствующих издержек на продажу.

Основной источник методических указаний по признанию выручки - МСФО (IAS) 18 «Выручка». Согласно этому стандарту выручка определяется как «валовой приток поступления экономических выгод в течение отчетного периода, возникающий в ходе обычной деятельности предприятия, который приводит к увеличению капитала, не связанному со взносами участников в капитал». А вот суммы, полученные от имени третьих лиц, например налог на добавленную стоимость, не являются такими выгодами и не приводят к увеличению капитала. В связи с этим в отчетности по МСФО они не включаются в состав выручки.

Согласно МСФО (IAS) 18 сумма выручки по сделке обычно определяется по соглашению между поставщиком и покупателем или пользователем актива. Это означает, что она оценивается по справедливой стоимости компенсации, которую фирма получила или только ожидает получить. При этом учитываются суммы торговых и оптовых скидок, предоставленных предприятием. Стандарт определяет справедливую стоимость как «сумму, на которую может быть обменен актив или урегулировано обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами».

Обычно определить справедливую стоимость компенсации по МСФО особого труда не составляет, поскольку она чаще всего выражена в денежной форме. В таком случае выручкой будет считаться сумма, которую фирма получила или только ожидает получить. Проблема возникает, когда поступление оплаты откладывается (продажа в рассрочку). Ведь в таком случае текущая стоимость платежа уже будет меньше его номинальной суммы. Дело в том, что фактическая сумма платежей включает в себя плату за финансирование. МСФО (IAS) 18 пытается решить эту проблему тем, что вводит следующее требование: компания должна произвести дисконтирование. Следовательно, в подобных обстоятельствах, чтобы узнать текущую стоимость компенсации, нужно дисконтировать все будущие поступления с использованием вмененной процентной ставки.

Российские принципы бухучета дисконтирование не допускают. Поэтому компаниям, торгующим в рассрочку, придется сделать корректировки при трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Вторая проблема при определении выручки возникает в тех случаях, когда компания предлагает своим клиентам скидки за быстрый расчет. Примером такой скидки является снижение на 5 процентов цены реализации при условии, что контрагент оплатит счет в течение 7 дней вместо обычных 60. Чтобы соблюсти при этом требования МСФО (IAS) 18, скидки за быструю оплату следует оценивать на момент продажи и вычитать из выручки.

Содержащиеся в МСФО (IAS) 18 критерии признания выручки обычно применяются отдельно к каждой сделке. В то же время, чтобы правильно отразить выручку в отчетности, в определенных обстоятельствах критерии приходится применять и к отдельным компонентам сделок. Необходимо проанализировать ее экономическое содержание и в результате определить, объединять ее составляющие для признания выручки или сегментировать их. Предположим, в цену, по которой реализована продукция, включена идентифицируемая стоимость последующего обслуживания. Так вот, последнюю нужно перенести на будущие периоды и отражать в качестве выручки в том периоде, в течение которого оказываются услуги по обслуживанию.

Выручку от продажи товаров компания вправе признать лишь в случае, когда выполняются одновременно следующие условия:

продавец передает риски и выгоды, связанные с владением активом;

покупатель получает контроль над товарами;

имеется возможность достоверно оценить размер выручки и затрат;

высока вероятность того, что компания получит экономические выгоды.

Передача рисков и выгод - наиболее важный из критериев МСФО (IAS) 18. Стандарт допускает, что в определенных обстоятельствах при продаже товара могут сохраняться права собственности, например в качестве обеспечения оплаты. Если в таком случае продавец передал значительные риски и выгоды, связанные с владением, то сделку можно рассматривать как продажу и соответственно признавать выручку.

Стандарт предполагает, что в большинстве случаев передача рисков и выгод, связанных с владением, совпадает с передачей права собственности или передачей владения покупателю, но допускает, что так бывает не всегда. Встречаются сделки, при которых эти два события происходят в разное время. Таким образом, передача права собственности не является условием для признания выручки.

В отличие от МСФО (IAS) 18, РПБУ не предусматривают анализа существенных рисков и выгод, связанных с владением товара. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается только в случае передачи права собственности.

Если результаты оценке не поддаются, то выручка отражается только в пределах признанных возмещаемых расходов. Например, на ранних этапах сделки часто бывает, что ее исход невозможно надежно оценить, однако при этом есть вероятность, что предприятие возместит понесенные затраты по сделке. Значит, выручку нужно отражать только в тех случаях, когда ожидается возмещение понесенных затрат. А вот прибыль отражена не будет, поскольку результаты сделки не поддаются надежной оценке.

Если же надежную оценку произвести нельзя, а вероятность того, что понесенные затраты будут возмещены, стремится к нулю, то выручка не признается, а понесенные издержки отражаются как расходы. Когда неопределенности, которые препятствовали надежной оценке результатов договора, разрешаются, компания может отразить выручку исходя из степени завершенности сделки.

В целом необходимо отметить, что хотя общие принципы РПБУ по вопросам признания выручки в некоторой степени схожи с МСФО, на сегодняшний день сохраняется много расхождений. Они требуют внесения масштабных корректировок при трансформации отчетности. В основном эти расхождения обусловлены следующими факторами.

Прежде всего одним из принципов, обязательных в МСФО, но не всегда применяемых в РПБУ, является приоритет экономического содержания над правовой формой. В р


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: