Человек и душа: антропология и психология у Гераклита

'Человек — свет ночь: он вспыхивает утром, угаснув вечером. И

Он вспыхивает, оживая, после того, как умер, подобно тому, как

Он вспыхивает проснувшимся, когда спит'.

Параллелизм между фр. 75 и фрагментом о космосе 37 L (В 30) очевиден и является наглядным свидетельством того, насколько важную роль в антропологии Гераклита играла архаическая идея параллелизма микрокосма и макрокосма. Человек, как и космос, подвержен регулярному ритму вспыхивания и угасания. Смене дня и ночи в космосе соответствуют бодрствование и сон у человека. Из этого параллелизма Гераклит делает смелый вывод о том, что жизнь и смерть также цикличны: смерть сменяется новой жизнью так же, как сон — пробуждением. Гераклит, в отличие от пифагорейцев, не был метафизическим дуалистом, и потому не мог учить об абсолютном дуализме духовного и телесного. Ночь Гераклит скорее всего понимал как отсутствие света (огня) или «угасание». Но вполне возможно, что общий теоретический монизм не мешал ему, как и стоикам, признавать относительный дуализм бога и материи, духа и плоти (преимущественно

аксиологического толка), понимая при этом плоть как «угасший огонь». В аутентичных психологических фрагментах Гераклит противопоставляет «сухую» душу «влажной»: сухая душа — «мудрейшая и наилучшая» (что соответствует интеллектуальной и нравственной добродетели Аристотеля), «влажная» душа пьяного — лишена разума и делает человека скотом (фр. 73-74). Разумеется, история про «пьяного», забывающего куда ведет путь, — это притча обо всем нефилософском человечестве, живущем не прислушиваясь к природе, а ради наслаждения. Как в космосе одно (огонь) стоит всего (πάντα), как в политике «один» стоит «десяти тысяч», если он «наилучший» (фр. 128), так и в этике одна нематериальная ценность (вечная слава) стоит больше, чем все блага мира вместе взятые. Глагол 'обжираться' или 'насыщаться' произволен от κόρος 'пресыщение' или (в экономическом смысле) 'богатство, избыток'. По словам другого греческого аристократа, Феогнида (Theognis, 153):

Τίκτει τοι κόρος ϋβριν, οταν κακώι όλβος επηται

άνθρώπωι και οτωι μη νόος άρτιος ήι.

'Пресыщение рождает наглость, когда богатство достается

(нравственно) дурному человеку, у которого нет здравого ума'

Гераклит мог бы подписаться под этими словами, тем более что Феогнид — жертва гражданской войны — пострадал от тех же нуворишей, которых обличает Гераклит. Наглость ведет к нарушению должной меры (μέτρα) и к тирании (ср. фр. 135). Лучшая профилактика от этих болезней души и полиса — добродетель умеренности, самоограничения или целомудрия (фр. 99-100).

 

 

Литература:
1.Мотрошилова Н.В. Гераклит Эфесскиии новый обряд философской мудрости./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.52-54



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: