Профессионально-этические качества педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

 

Понятие о профессиональной этике,

Профессиональной педагогической этике

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) в справочной и энциклопедической литературе определяется как:

– наука о должном (И. Кант);

– система общепринятых норм и форм общепринятого, морально оправданного поведения (Р.С. Немов).

Этика призвана решать практические моральные проблемы, которые появляются в жизни человека, в частности она помогает определить, как следует поступать в том или ином случае, что такое добро и зло, каковы моральные принципы поведения.

Профессиональная этика отражает специфику функционирования морали в условиях конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная этика – это система моральных норм и правил поведения специалиста в определенных условиях и с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной этики педагогов позволяет выделить ее в отдельный раздел этики. Профессиональная этика педагогов – это совокупность моральных норм поведения при организации образовательной деятельности; система нравственных требований, предъявляемых к педагогу (учителю, воспитателю) в его отношении к самому себе, своей профессии, обществу, участникам образовательных отношений, регулятор поведения педагога в педагогическом труде.

В.И. Загвязинский выделяет специфические особенности профессиональной этики педагогов:

– объект труда – человек, а педагог несет моральную ответственность за будущее ребенка;

– труд педагога в психологическом, коммуникативном и организационном плане достаточно сложен;

– педагог – человек высоких моральных стремлений, принципов и идеалов, является примером в нравственном воспитании личности.

Профессиональная этика педагога предусматривает предъявление таких требований к личности учителя, воспитателя, которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений.

По мнению Д.А. Белухина, А.М. Новикова, Е.Г. Ямщиковой, профессиональная этика состоит в достижении такого уровня профессиональной деятельности педагогов, когда следование требованиям профессиональной этики становятся нравственной нормой поведения педагогов, неотъемлемой частью их профессиональной культуры.

 

Принципы профессиональной педагогической этики

Профессионально‐этическая составляющая компетентности педагога отражена в новых ФГОС СПО и ФГОС ВПО, в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В данных документах отмечается, что педагогическая компетентность включает в себя не только профессионально‐технологическую и личностную составляющие, но и этический компонент, систему ценностных ориентаций личности.

Рассмотрим нормы, касающиеся профессиональной этики педагогических работников, которые устанавливает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Положения данного Федерального закона:

во-первых, обязывают педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48);

во-вторых, определяют, что нормы профессиональной этики должны быть закреплены в локальных нормативных актах образовательной организации (ч. 4 ст. 47);

в-третьих, указывают, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч. 4 ст. 48);

в-четвертых, предусматривают, что педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики (п. 13 ч. 3 ст. 47).

В основе данных требований лежит целый ряд принципов, среди которых ученые отмечают, в частности, следующие принципы:

– ненасилия;

– паритетности взаимоотношений;

– безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

– оптимальной требовательности и уважения;

– опоры на положительные стороны в ребенке;

– создания условий для личностной самореализации участников образовательного процесса;

– компромиссности спорных решений.

К правилам профессионального поведения относятся:

- осуществление деятельности на высоком профессиональном уровне;

- стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений, навыков;

- соблюдение правил русского языка, культуры устной и письменной речи;

- стремление к повышению положительной познавательной мотивации у детей, к укреплению в них веры в собственные силы, развитию у них познавательной активности и др.

Данные принципы и правила находят отражение в контексте специфики той среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность. Собственная профессиональная активность педагога, а также условия её осуществления являются важными факторами, определяющими его профессионально‐этические качества.

Профессионально-этические качества педагога

Профессионально‐этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально‐этических норм и принципов, интегрированных

в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях. В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но тем не менее обладают определенной степенью независимости друг от друга:

1) знания о нормах морали вообще и профессиональной морали в частности;

2) нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса;

3) нравственный компонент саморегуляции личности педагога.

В данном ракурсе важно указать на то, что в Рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей» (приняты 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) говорится о необходимости разработки Кодекса профессиональной этики учителя, который должен способствовать обеспечению престижа профессии учителя. Минобрнауки РФ подготовило Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, представляющий собой свод основных принципов профессиональной этики и правил поведения, которым необходимо следовать педагогам образовательных организаций независимо от занимаемой ими должности. Модельный кодекс профессиональный этики педагогических работников может быть фундаментом формирования отношений между участниками образовательного процесса, основанных на нормах морали, уважительном и корректном отношении к образовательной деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

Обобщенные цели Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников состоят:

– во-первых, в установлении правил поведения и этических норм для выполнения педагогическими работниками профессиональной деятельности;

– во-вторых, в содействии укреплению имиджа (авторитета) педагогических работников;

– в-третьих, в обеспечении единых правил (норм) поведения педагогических работников.

Как отмечают ученые, Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников целесообразно использовать для разработки локальных нормативных актов образовательных организаций, которыми утверждается Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что вопросы профессиональной этики при реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введении Профессионального стандарта педагога сегодня являются актуальными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: