Понятие валюты и валютных ценностей

Билет 1 Понятие, предмет и система банковского права

Банковское право - это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок организации и деятельности банков Украины, их взаимоотношения с клиентами (юридическими и физическими лицами), что обслуговуються банками, а также порядок осуществления банковских операций. В Украине банковское право не является самостоятельной отраслью права, потому что отсутствующие характерные лишь ей предмет и метод регуляции общественных отношений.

Предметом банковского права являются общественные отношения, которые возникают в процессе банковской деятельности, в частности отношения, которые регулируют принципы организации и деятельности банков и порядок осуществления ими банковских услуг. Метод правовой регуляции банковской деятельности является несколько неоднородным.

Банковскому праву свойственные оба указанных метода, поскольку благодаря первому государство прямо и непосредственно регулирует поведение субъектов этих отношений, а второму - устанавливает только пределы для самостоятельного урегулирования взаимоотношений субъектов. Отмеченный метод правовой регуляции как способ влияния на сознание и волю людей определяет поведение субъектов в регуляции банковских общественных отношений.

В систему банковского права включаются не только нормы, которые закрепляют общие положения банковского права, понятия, и структуру банковской системы, правовой статус органов, которые занимаются банковской деятельностью, но и нормы, которые регулируют отношения, связанные с организацией расчетов, операциями с ценными бумагами, регуляцией кредитования и правил валютных операций.

Банковское право регулирует правовые основы расчетов, исходя из принципа, что все предприятия, учреждения и организации разных форм собственности, обязаны хранить средства на счетах в банках и придерживаться установленного порядка проведения безналичных расчетов. В законодательстве четко определенный порядок открытия счетов в кредитных учреждениях, установлены правовые формы расчетов и порядок осуществления расчетов по этим формам.

Следовательно, все правовые нормы, которые регулируют организацию банковской системы и проведение банковских операций, в своей совокупности формируют определенный комплекс норм и имеют предметное единство. Кроме того, нормы банковского права включают нормы других отраслей национального права (например, нормы гражданского права регулируют товарно-денежные отношения, которые складываются при осуществлении банками и другими финансовыми институтами банковских операций, или применения залога, в кредитных правоотношениях).

Нормы административного права регулируют управление кредитной системой и определяют основы построения банковской системы в стране. Следовательно, можно сделать вывод, что банковское законодательство следует рассматривать как комплексную отрасль.

Однако ни предметное единство этих норм, ни их комплексность, не значит, что банковское право является самостоятельной отраслью единственной правовой системы. Хотя в перспективе такое возможное. Банковское право в настоящее время можно определить как подотрасль финансового права Украины, которое направлено на мобилизацию, распределение и использование централизованных фондов, с целью обеспечения выполнения заданий государства.

Основными способами правового регулирования выступают:

дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

Позитивное обязывание - возложение на лиц обязанностей к активному поведению.

Специфика правового режима и метода банковского права обусловлена как особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений, так и ее положением на стыке публичного и частного права. Поэтому, например, сторонники комплексного характера банковского права отмечают наличие у банковского права трех методов:

публично-правового (в юридической литературе этот метод именуется по-разному: императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);

частноправового (или гражданско-правового метода);

Комплексного метода, который представляет собой сочетание двух вышеуказанных.

Если говорить о том, что банковское право является самостоятельной отраслью российского права, то банковское право обладает самостоятельным методом правового регулирования. Это сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода банковского права влияют вариации конкретных способов регулирования - дозволений, запретов, позитивного обязывания.

Банковское право основывается как на общеправовых принципах, присущих всем национальному праву (законности, верховенства права и равенства всех перед законом), так и на специальных, имеющих свои специфические признаки и присущие банковской сфере.

При нынешних рыночных условиях такие принципы должны способствовать совершенствованию экономических отношений и способов их правового регулирования с целью повышения эффективности функционирования банковской системы, способной Мобилизовать финансовые ресурсы и сконцентрировать их на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики.

К специальным принципам банковского права принадлежат:

Принцип свободы экономической деятельности. Субъекты банковской деятельности имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Ограничения в осуществлении банковской деятельности предусматриваются законодательством Украины;

Принцип неукоснительного выполнения экономических нормативов, установленных НБУ, норм действующего законодательства. Этот принцип обязывает субъектов банковских правоотношений соблюдать правила поведения, приписываемых нормами банковского права. Так, правилам НБУ предусмотрено, что коммерческие банки обязаны соблюдать экономические нормативы, установленные НБУ;

Принцип сочетания публичных и частных начал в банковской сфере. С одной стороны, государство занимается организацией, регулированием и управлением банковской системой в интересах всего общества. А с другой, проявляются частные интересы кредитных учреждений, клиентов, т.е. действует паритет интересов всех субъектов банковского права;

Принцип удовлетворения потребностей клиентов и максимализацй получения прибыли банками;

Принцип добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банковских учреждений и их клиентов. Субъекты банковских правоотношений (при кредитовании, организации расчетов) строят отношения на основе равенства сторон, их диспозитивности и инициативности в формировании и выполнении прав и обязанностей. В этих отношениях проявляются взаимная воля и сознание участников;

межбанковские расчеты - это расчеты, которые осуществляются между банками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%91%d0%b0%d0%bd%d0%ba> на основе корреспондентских отношений, то есть договорными отношения между банками об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого.

Корреспондентские отношения между коммерческими банками устанавливаются добровольно, между коммерческими и Центральным Банком <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a6%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9_%d0%91%d0%b0%d0%bd%d0%ba> - обязательно. Для проведения расчетных операций каждая конкретная кредитная организация, расположенная на территории РФ и имеющая лицензию банка России на осуществление банковских операций открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в банке России. Этот счет выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия.

Кли́ринг (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%90%d0%bd%d0%b3%d0%bb%d0%b8%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9_%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba> clearing - очистка) - безналичные расчёты между странами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a1%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0>, компаниями <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%9a%d0%be%d0%bc%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f_%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f>, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80>, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

Клиринг - процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект работает в качестве посредника, и принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие транзакции называют ещё компенсационными транзакциями.

Клиринг также используется в банковском деле, как «очищение» взаимных обязательств, часто работая циклически, а для выполнения этих функций банки часто используют клиринговые дома. В этом случае клиринг выступает формой безналичных двусторонних или многосторонних расчётов в системе платежей.

Основой клиринга могут быть также торговые договоры, которые подписываются с целью уравновешивания стоимости в оборотах и определяющие количество и тип товаров, а также платежные договоры, которые устанавливают условия выполнения расчётов между партнёрами. Оплата наличными может быть реализована только между двумя партнёрами. Она выравнивает балансовую разницу в конечном сальдо сторон, как двух- или многосторонних обязательств, которые являются следствием соглашений гражданско-правовых, публично-правовых, или соглашений смешанного характера.

Различают виды клиринга: банковский, между предприятиями, между государствами (двусторонний и многосторонний). Клиринговые учреждения по форме собственности делятся на частные и государственные.

В Российской Федерации клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Также клиринговое учреждение может осуществлять свою деятельность на некоммерческой основе в ряде случаев.

Например, одна сторона поставляет другой хлопок по цене 500 долларов за тонну, а другая сторона поставляет первой автомобили по цене 5000 долларов за шт. Тогда при поставке одной стороной 200 т хлопка, а другой стороной - 20 машин соблюдается баланс взаимных платежей и денежные расчёты становятся излишними.

Банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу.

Валютный клиринг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%92%d0%b0%d0%bb%d1%8e%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9_%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b3> представляет порядок проведения международных расчётов между странами, основанный на взаимном зачёте платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в так называемой клиринговой валюте <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%9a%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f_%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8e%d1%82%d0%b0> по согласованным ценам.

Простой клиринг - определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по каждой совершённой участником клиринга сделке клирингового пула.

Многосторонний клиринг - определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по всем совершённым участником клиринга сделкам клирингового пула.

Товарный клиринг <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%d0%a2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9_%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b3&action=edit&redlink=1> - безналичные расчёты между предприятиями за поставленные, проданные друг другу ценные бумаги или товары и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

Билет 2. Понятие и правовая природа наличных денег, безналичных денег (денежных средств) и электронных денег

 

Нали́чные де́ньги - валюта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%92%d0%b0%d0%bb%d1%8e%d1%82%d0%b0> одной из стран в каком-либо физическом представлении у конкретного физического <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a4%d0%b8%d0%b7%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5_%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%be> или юридического <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%ae%d1%80%d0%b8%d0%b4%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5_%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%be> лица.

Примером физических представлений могут быть купюры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%91%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b0> и монеты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%9c%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%82%d0%b0>. Наличные деньги неудобны тем, что ими нельзя заплатить удалённо (например, в Интернете <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%98%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82>), для этого нужно использовать электронные деньги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%ad%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5_%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%b3%d0%b8> или безналичную оплату <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%91%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b5_%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%87%d1%91%d1%82%d1%8b>, но очень удобны, когда нужно оплатить что-либо конфиденциально.

Безналичные расчеты - это платежи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%9f%d0%bb%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%b6>, осуществляемые без использования наличных денег <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%94%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%b3%d0%b8>, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%91%d0%b0%d0%bd%d0%ba>, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%92%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c> и чеками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a7%d0%b5%d0%ba>. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты - специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки - члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.

В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=giro&action=edit&redlink=1> - разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений - жироприказов, то есть письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.

В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.

Электро́нные де́ньги - это денежные обязательства эмитента <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%ad%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%82> в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям[1]:

Фиксируются и хранятся на электронном носителе.

Выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.

Принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

В России закон «О национальной платежной системе» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%91%d0%b6%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d1%81%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%b0_%d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8> содержит собственное определение электронных денежных средств.

Расторжение договора банковского счета.

Расторжение договора банковского счета может осуществляться как по общим правилам (ст. 450-453 ГК), так и в особом порядке. Специальные правила предусмотрены в ст. 859 ГК для расторжения договора банковского счета. Клиенту предоставляется право одностороннего и безмотивного расторжения данного договора в любое время *(252). В этом случае денежное обязательство банка включает как остаток средств на счете, так и суммы, списанные по платежным поручениям со счета клиента, но не перечисленные с корреспондентского счета банка.

Для одностороннего расторжения договора клиентом необходимо направление банку заявления в письменной форме. При этом не требуется соблюдения каких-либо специальных правил по его оформлению. Банк не вправе требовать от клиента представления платежного поручения о перечислении остатка денежных средств при расторжении договора (п. 12 и 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. N 5). Вместе с тем наличие заявления клиента о перечислении суммы остатка на счете само по себе не может служить достаточным доказательством расторжения договора. Таким образом, в заявлении клиента должно быть четко и определенно сформулировано положение о закрытии счета. При этом договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора или закрытии счета, если более поздний срок не указан в самом заявлении.

Что же касается расторжения договора банковского счета по требованию банка, то оно возможно только в судебном порядке и при наличии следующих обстоятельств:

во-первых, когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором (если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом);

во-вторых, при отсутствии операций по этому счету в течение года (если иное не предусмотрено договором).

Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим.

Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Поэтому после расторжения договора остаток денежных средств на счете выдается клиенту или по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. Наличие неисполненных платежных документов, предъявленных к счету клиента, не является препятствием для расторжения договора банковского счета (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. N 5). Не исполненные в связи с закрытием счета исполнительные документы возвращаются банком лицам, от которых они поступили, с отметкой о причинах невозможности исполнения для решения ими вопроса о порядке дальнейшего взыскания.

В случае, когда банком получено заявление клиента о расторжении договора банковского счета или закрытии счета, по которому банк принял обязательство кредитовать счет клиента, данный договор считается измененным. Обязанность банка по кредитованию прекращается, а клиент в соответствии с условиями договора обязан возвратить фактически полученную сумму кредита и уплатить проценты за пользование им *(253).

Расторжение договора банковского счета дает сторонам право в соответствии со ст. 410 ГК применить зачет требований клиента к банку о возврате остатка денежных средств и требований банка к клиенту о возврате кредита и исполнении иных денежных обязательств, срок исполнения которых наступил.

Закрытие банковского счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего банковского счета в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора, если законодательством РФ не установлено иное.

Причем в Инструкции подчеркивается, что наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета и исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов.

Исключение счета по вкладу (депозиту) из Книги регистрации открытых счетов осуществляется банком в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита).

 

Билет 3. Арест и закрытие банковского счета. Приостановление операций по банковскому счету

 

Закрытие банковского счета осуществляется на основании расторжения договора банковского счета. Расторжение договора возможно:

а) по заявлению клиента - в любое время;

б) по требованию банка договор банковского счета расторгается судом в следующих случаях:

когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

при отсутствии операций по этому счету в течение года.

При закрытии банковского счета:

остаток денежных средств на счете возвращается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее 7 дней после получения соответствующего письменного заявления клиента;

неоплаченные расчетные документы возвращаются взыскателям;

клиенту уплачиваются проценты, начисленные на день закрытия счета.

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть наложен судом.

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ.

Наложение ареста на денежные средства осуществляется исключительно судом в ходе досудебного производства, при этом операции с денежными суммами, находящимися на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложен арест.

Кредитная организация, ЦБ РФ не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов. Кроме того, если физическому или юридическому лицу был причинен вред в результате незаконного наложения ареста, его возмещение осуществляется за счет казны РФ, за счет казны субъектов РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Приостановление операций по счетам в банке определяется Налоговым кодексом РФ как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

 

Билет 4. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации

 

Банковская система - это внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных организаций конкретного государства

Формирование банковской системы РФ:

) в начале 80-х гг. XX в. банковская система была представлена тремя крупными государственными банками:

Госбанком СССР;

Стройбанком СССР;

Внешторгбанком СССР.

Эти банки являлись монопольными структурами, которые наряду с обслуживанием своих клиентов выполняли властные функции с рядом контрольных полномочий;

) в середине 80-х гг. XX в. возникло шесть государственных банков:

Госбанк СССР;

Агропромбанк СССР;

Промстройбанк СССР;

Жилсоцбанк СССР;

Внешторгбанк СССР;

Сбербанк СССР.

По своим функциям они практически не отличались от ранее действовавших трех банков СССР;

) в 1988 г. были созданы семь кооперативных банков, которые учреждались на основе свободного волеизъявления их учредителей.

Банковская система РФ включает в себя:

а) Банк России;

б) кредитные организации;

в) филиалы и представительства иностранных банков.

Также в банковскую систему входят специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений.

Современная кредитная система - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

) центральный банк;

) банковский сектор:

коммерческие банки;

сберегательные банки;

ипотечные банки;

) страховой сектор:

страховые компании;

пенсионные фонды;

специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая систему банковских учреждений.

Известно несколько видов банковских систем:

двухуровневая банковская система;

централизованная монобанковская система;

уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная резервная система США.

В настоящее время в РФ существует 2-уровневая структура банковской системы:

первый уровень представлен Центральным банком;

второй уровень - коммерческими банками различного профиля, а также филиалами и представительствами иностранных банков.

Кроме 2-уровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная резервная система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, которые:

) осуществляют контроль над деятельностью банков - членов ФРС;

) определяют направление монетарной политики США.

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Монополия приводила к тому, что кредиты часто выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Эмиссия кредитными организациями акций и облигаций.

В соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитентами являются юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Действия эмитента по выпуску и размещению ценных бумаг на первичном рынке ценных бумаг называются эмиссионными операциями.

С помощью эмиссии ценных бумаг, хозяйствующие субъекты могут формировать не только свой собственный капитал, но и привлекать заемный. Формирование собственного капитала посредством осуществления эмиссионных операций осуществляется с помощью акций и является обязанностью тех юридических лиц, которые созданы как акционерное общество. Кредитные организации, созданные как акционерное общество открытого или закрытого типа, обязаны осуществить эмиссию акций не позднее 1 месяца после полной оплаты объявленного уставного капитала.

Для привлечения заемного капитала кредитные организации имеют право осуществлять эмиссию облигаций. Но такие ценные бумаги кредитная организация имеет право эмитировать только после 2 лет успешной деятельности и при соблюдении некоторых требований Банка России.

Кредитная организация, созданная в форме открытого или закрытого акционерного общества, формирует свой уставный капитал из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также размер уставного капитала определяются в письменном договоре о создании кредитной организации. Оплата акций кредитной организации при ее учреждении производится ее учредителями по номинальной стоимости. Номинальная стоимость акций должна выражаться в российских рублях.

Уставом кредитной организации определяются категория, количество и номинальная стоимость в рублях акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), количество и номинальная стоимость акций, которые кредитная организация вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).

В европейских странах преобладает иной подход, классическим примером которого является Германия. Банки Германии вправе осуществлять все виды операций на рынке ценных бумаг, сочетая эту деятельность с банковской деятельностью.

В России стихийно возникла смешанная, промежуточная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие право осуществлять операции на рынке ценных бумаг, и иные инвестиционные институты, специализирующиеся на операциях на фондовом рынке.

Российский коммерческий банк - это универсальный банк, владеющий крупными портфелями корпоративных ценных бумаг. Такая модель банка значительно повышает банковские риски, поскольку банк в значительной степени зависит от финансовой стабильности тех субъектов предпринимательской деятельности, ценные бумаги которых он приобретает.

 

Билет 5. Правовое положение ЦБ РФ

 

Правовое положение Центрального банка РФ определяется:

Конституцией РФ;

Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

) центральный аппарат;

) территориальные учреждения;

) расчетно-кассовые центры;

) вычислительные центры;

) полевые учреждения;

) учебные заведения;

) другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы РФ;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий.

Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;

) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;

) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;

) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Компетенция Центрального Банка РФ.

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

) запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;

) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

) осуществление валютного регулирования;

) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

) установление правил осуществления расчетов в РФ;

) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

) установление обязательных нормативов.

) Особенности потребительского кредитования

Потребительское кредитование - хорошо известный нашим согражданам кредитный продукт. И хотя далеко не все банки предоставляют потребительские кредиты, все же это понятие достаточно прочно вошло в нашу жизнь.

Само название кредита - потребительский - говорит о том, что денежные средства предоставляются на личное потребление. Это приобретение дорогостоящих и не очень товаров, но, прежде всего используемых в личных целях: автомобили, мебель, компьютеры, телефоны, бытовая техника и даже шубы. Это и есть его принципиальное отличие от всех других видов кредитования, и именно с этим связаны особенности его получения.

При оформлении выдачи кредита юридическим лицам или предпринимателям на развитие бизнеса или другие коммерческие цели имеются две характерные особенности. Первая: необходимость доказать эффективность вложенных кредитных средств. Вторая: обязательное наличие залога, обеспечивающее возврат не только самого кредита, но и процентов, которые должны быть выплачены банку в течение действия кредитного договора.

При выдаче потребительского кредита эффективность вложения заменяется контролем целевого использования. Либо банк оплачивает вашу покупку непосредственно продающей организации, минуя выдачу наличных денег на руки, либо требует от вас указать то, на что вы собираетесь потратить деньги.

С залогом у потребительского кредита немного сложнее и условия могут быть различны для разных видов кредита. Например, для автокредита залог обязателен, приобретаемый автомобиль остается в залоге у банка, там же остается оригинал ПТС. Для кредитов на другие цели вместо залога требуются поручители, но возможно получение и без таковых. Это зависит от того, насколько ежемесячная сумма в погашение запрашиваемого кредита соответствует доходу. От этого же зависит и количество поручителей, т.е. общая сумма доходов заемщика и всех поручителей за вычетом текущих расходов должна быть больше ежемесячной суммы погашения кредита и процентов. Ну и, разумеется, требования к поручителям предъявляются такие же, как и к самому заемщику.

Потребительские кредиты выдаются обычно на более длительные сроки, чем коммерческим предприятиям. Вряд ли организациям удастся получить кредит на три, а то и пять лет, что является обычной практикой для потребительского кредитования.

А вот проценты по таким кредитам выше, чем для коротких кредитов предприятиям. К тому же могут быть ограничения по досрочному погашению долга, например, несколько первых месяцев. Практически все потребительские кредиты гасятся аннуитетными платежами, т.е. равными долями и включающие кроме погашения основного долга проценты из расчета пользования кредитом за все время действия договора. На деле это выглядит так: вначале ваш ежемесячный платеж включает почти одни проценты по всему договору и только потом сам кредит. Такие кредиты нет смысла гасить досрочно уже где-то в середине действия договора, т.к. проценты к этому времени практически все выплачены, а сумма кредита остается почти той же самой.

 

Билет 6. ПравовоеположениетерриториальныхучрежденийБанкаРоссии

 

Территориальное учреждение - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальными учреждениями Банка России являются:

) главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт-Петербурге;

) национальные банки республик в составе РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры и иные подразделения.

Территориальное учреждение:

участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ, эффективное и бесперебойное ее функционирование;

осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему нормативными актами Банка России. Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

заключение от имени Банка России кредитных договоров и осуществление рефинансирования банков;

осуществление контроля за выполнением кредитными организациями обязательных требований Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области организации денежного обращения:

прогноз, организация и регулирование денежного обращения в регионе в рамках денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

организация межбанковских расчетов;

организация кассового обслуживания кредитных организаций и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:

рассмотрение документов, необходимых для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии;

осуществление предварительного рассмотрения документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, подготовка заключения о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представление его в Банк России;

согласование назначения руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

рассмотрение аудиторских заключений, представленных кредитными организациями по итогам их деятельности за год;

осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России;

применение мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения.

Особенностиправовогостатусаикомпетенциирасчетно-кассовыхцентровтерриториальныхуправленийБанкаРоссии

Структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России, являются:

головной расчетно-кассовый центр;

межрайонный расчетно-кассовый центр;

районный расчетно-кассовый центр.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России.

Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной начальником территориального учреждения Банка России.

РКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.

Основные функции РКЦ:

) осуществление расчетов между кредитными организациями;

) осуществление кассового обслуживания кредитных организаций;

) хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

) обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям;

) расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России и т. п.;

) обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

) обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

) установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций, других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

) иные полномочия.

РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами:

) открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям и филиалам по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

) списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций, других юридических и физических лиц;

) контроль за соблюдением правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

) прием и выдача наличных денег кредитным организациям и другим юридическим и физическим лицам;

) обработка денежной наличности.

Понятие валюты и валютных ценностей.

Термин «валюта» (что в переводе с итальянского означает «стоимость») означает денежную единицу какого-либо государства (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта). Соответственно, в первую очередь следует разграничить понятие национальной валюты РФ и иностранной валюты.

Валютой РФ являются:

находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

средства в рублях на счетах и иных кредитных организациях в РФ;

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного и основного (единственного) платежного средства.

Под иностранной валютой понимаются:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К числу валютных ценностей относятся:

иностранная валюта;

ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;

платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому по Закону устанавливает Правительство Российской Федерации;

облигации внутреннего государственного валютного займа, которые могут покупаться и продаваться за рубли и иностранную валюту в стране, но свободный вывоз их из России запрещен.

Валютные операции:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Валютными операциями считаются:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;

ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей;

осуществление международных денежных переводов;

расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на:

текущие валютные операции;

валютные операции, связанные с движением капитала.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения ЦБ РФ на данные операции).

. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры. Данная операция включает в себя следующие виды:

открытие валютных счетов юридическим и физическим лицам;

начисление процентов по остаткам на счетах;

предоставление овердрафтов (особым клиентам - по решению руководства банка);

предоставление выписок по мере совершения операции;

оформление архива счета за любой промежуток времени;

выполнение операций по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах;

контроль за экспортно-импортными операциями.

. Неторговые операции коммерческого банка - к неторговым операциям относят операции по обслуживанию клиентов, не связанных с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка движением капитала. Уполномоченные банки могут совершать следующие операции неторгового характера:

покупку и продажу наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;

осуществлять выпуск и обслуживание пластиковых карт клиентов банка;

производить покупку (оплату) дорожных чеков иностранных банков;

оплату денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.

. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками. Эта операция является необходимым условием проведения банком международных расчетов.

. Конверсионные операции представляют собой сделки покупки и продажи наличной и безналичной иностранной валюты (в том числе с ограниченной конверсией) против наличных и безналичных рублей РФ.

. Операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг. Во внешней торговле применяются такие формы расчетов, как документарный аккредитив, документарное инкассо, банковский перевод.

. Операции по привлечению и размещению валютных средств. Эти операции включают в себя следующие виды:

) привлечение депозитов:

физических лиц;

юридических лиц, в том числе межбанковские депозиты;

) выдачу кредитов:

физическим лицам;

юридическим лицам;

размещение кредитов на межбанковском рынке.

 

Билет 7. Банковский надзор и его виды

 

Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» является Банк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Банковская система - это объект надзора для Банка России. Надзор - это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

Вид банковского надзора - это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделить функциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта - институциональные.

. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида: общий(юридический) и пруденциальный (финансовый).

. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

лицензирование банковской деятельности;

текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различают валютный надзор и надзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Дистанционный надзор - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения - Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации [Ст. 56 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».].

Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами и в безналичном порядке, при этом безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Открытие и ведение банковских счетов физических лиц является банковской операцией, правовое регулирование осуществления которой закреплено в Положении Центрального банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", Положении Центрального банка Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" и иных нормативных актах Банка России. Для открытия текущего счета физическому лицу необходимо также заключить соответствующий договор банковского счета в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Для этого необходимо представить в банк паспорт или иной документ, удостоверяющий личность физического лица, карточку с образцом подписи и иные документы, предусмотренные законодательством РФ и/или договором банковского счета. Документы, представленные физическими лицами в банк, хранятся в юридическом деле клиента, что позволяет создавать единую клиентскую базу. Данная клиентская база может использоваться банками и при принятии решения при заключении кредитных договоров, поскольку у банка будет достоверная информация о доходах физического лица.

В соответствии со ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации формами безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также иные формы, предусмотренные законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Хотелось бы отметить, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации не всегда отвечают современным реалиям, что и влечет возникновение вопроса о критериях отнесения новой формы расчетов к безналичной. Примером таких споров является осуществление физическими лицами расчетов с использованием платежных карт и их распространением. В ближайшее время планируется внесение изменений в действующее законодательство. Так, в соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации <4>, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., предлагается все-таки указать расчеты с использованием платежных карт в качестве формы безналичных расчетов и адаптировать договор банковского счета к особенностям операций по платежным картам.

Значимость развития осуществления безналичных расчетов физическими лицами заключается в следующем.

. Банки получат дополнительные денежные средства, аккумулированные в ссудный фонд, который в последующем направляется на выдачу кредитов клиентам.

. Кредитные организации получат дополнительный доход от открытия и ведения текущих счетов клиентов, выпуска и обслуживания платежных карт.

. Безналичные деньги позволят уменьшить государству издержки на изготовление бумажных денег, их инкассацию, изъятие, замену. Денежные знаки не являются долговечными, поскольку, во-первых, это бумажные деньги, которые при частом обращении в наличной форме теряют свой вид. Во-вторых, государству регулярно приходится обновлять систему защиты денежных знаков, так как методика и техника подделки денежных знаков прогрессирует параллельно. Все это влечет постоянные существенные затраты со стороны государства, т.е. бюджетные средства направляются на поддержание наличного денежного обращения.

. Безналичные расчеты позволят государству посредством кредитных организаций прослеживать возникновение денег и их перемещение. Это приведет к лучшему контролю за поступлением налогов в бюджет и получению более достоверной информацию об уровне жизни, что даст возможность более точно координировать государственную политику.

Для того чтобы увеличить использование безналичных расчетов физическими лицами, необходимо предпринять ряд мер как со стороны государства, так и со стороны самих банков.

В основном банки открываются в крупных городах, в регионах говорить о массовой доступности банковских услуг не приходится, поскольку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: