Понятие Конституционного Суда Российской Федерации

 

Согласно статье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судами государственной власти предусматривается и ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г., Федеральный Конституционный Закон был принят 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации» т.е. практически спустя полгода после Конституции Российской Федерации, а Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации», к примеру, был принят 31 декабря в 1996 г. (спустя 3 года) после Конституции Российской Федерации.

Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда? Во-первых, сама Конституция Российской Федерации предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой Федеральный Конституционный Закон необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального собрания Российской Федерации, в которое входят Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента) [15, С. 72].

Таким образом, принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона акта, регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда Российской Федерации, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде в Российской Федерации» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд, как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции Российской Федерации на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который на основе ст. 128 Конституции Российской Федерации установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.

Статья 1 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда Российской Федерации - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда Российской Федерации: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей [23, С. 72].

В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации определена непосредственно и развернуто в Конституции Российской Федерации.

Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определяются в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации:

. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации

Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Не вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации

. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти

Между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

. Дает толкование Конституции Российской Федерации

. Дает заключение о соблюдении, установленного порядка, выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления

. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения

. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором и Федеральными Конституционными законами

Может также пользоваться:

правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации

договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путём внесения изменений в настоящий Федеральный Конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: