Искусство Древней Руси

Программа испытаний творческой направленности по направлению «История искусств»

Часть I.

Искусство Древней Руси

Архитектура Киевской Руси: истоки, становление и развитие. Монументальное искусство Киева XI–XII вв.

Десятинная церковь, Золотые ворота в Киеве, Собор Св. Софии в Киеве, Собор Св. Софии в Новгороде, Собор Св. Софии в Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Киево-Печерский монастырь. Мозаики собора Архангела Михаила Михайловского златоверхого монастыря.

Искусство Северо-Восточной Руси XII–XIII вв. Белокаменные храмы Владимира и других городов. Скульптурное убранство. Фрески Северо-Восточной Руси.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Княжеская резиденция Андрея Боголюбского — Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота во Владимире, Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире, Собор Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сцены «Страшного Суда» в Дмитриевском соборе во Владимире.

Новгородское зодчество XII–XV вв. Особенности Новгородской архитектуры. Новгородская монументальная живопись.

Никольский собор на Ярославовом Дворище, Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге, Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Церковь Святой Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде, Церковь Рождества Богородицы («Перынский скит»), Церковь Николы на Липне в Новгороде,, Церковь Спаса на Ковалеве, Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, Церковь Федора Стратилата на Ручью, Церковь Петра и Павла в Кожевниках, Владычная (или Грановитая) палата в Новгороде. Архитектура других земель и ее связь с архитектурой Новгорода: Церковь Св. Параскевы Пятницы в Чернигове.

Домонгольская иконопись и миниатюра.

Иконопись. «Апостолы Пётр и Павел» (XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород); «Святой Георгий» (XI в. Успенский собор Московского Кремля); Икона Божией Матери «Знамение» (1-я пол. XII в. Новгород, Софийский собор);«Благовещение» (нач. XII в. ГТГ, Москва); «Богоматерь Владимирская» (нач. XII в. ГТГ, Москва); Архангел Гавриил — «Ангел Златые власы» (конец XII в. Русский музей, СПб); «Спас Нерукотворный» (кон. XII в. ГТГ, Москва); «Св. Дмитрий Солунский» (ок. 1212. ГТГ, Москва); «Успение» (нач. XIII в. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. ГТГ, Москва); «Богоматерь Великая Панагия» (Оранта) (Около 1224 г. ГТГ, Москва), Николай Чудотворец (сер. XIII в. ГРМ, Санкт-Петербург).

Миниатюра. Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, Изборник Святослава.

Творчество Феофана Грека.

Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, Богоматерь Донская, Иконостас Благовещенского собора.

Новгородская иконопись XV в. Чудо от иконы «Знамение». Битва новгородцев с суздальцами (XV в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород).

Архитектура и изобразительное искусство Московского княжества в XIV-XV вв. Московский Кремль, его соборы и гражданские сооружения рубежа XV-XVI вв. Формирование общерусского стиля, опирающегося на традиции различных художественных школ.

Раннемосковская архитектура. Успенский собор на Городке в Звенигороде; Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря; Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря; Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря.

Формирование ансамбля Московского Кремля. Кремль Ивана Калиты: Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору.

Соборная площадь Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый); постройки псковских мастеров: Благовещенский собор, церковь Ризположения; Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин), Грановитая палата (Пьетро Антонио Солари и Марко Руфо).

Творчество Андрея Рублева.

Росписи Благовещенского собора Московского Кремля (с Феофаном Греком и Прохором с Городца, не сохранились), росписи собора Троице-Сергиева монастыря (с Даниилом Черным, не сохранились), фрески Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным и Прохором с Городца), икона «Троица», иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде, Икона «Богоматерь Владимирская».

Творчество Дионисия.

Фрески Успенского собора Московского Кремля, фресковые росписи Церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы «Богоматерь Одигитрия», «Распятие», «Святитель Петр, Митрополит Московский, с житием», «Митрополит Алексий в житии», «Дмитрий Прилуцкий в житии».

Архитектура XVI в. Шатровое зодчество.

Церковь Вознесения в Коломенском, Собор Покрова Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Собор Василия Блаженного), Храм Преображения Господня в селе Остров. Деревянное зодчество. Церковь Рождества Богородицы из деревни Передки (Музей деревянного зодчества «Витославицы», Новгород). Гражданская архитектура. Английское подворье в Москве. Крепостная архитектура: Башня Симонова монастыря в Москве, стены Белого города, стены Смоленского Кремля.

Столпообразные храмы с иными типами завершения. Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Иконопись XIV–XVI веков.

«Борис и Глеб» (1-я пол. XIV в. ГРМ, Санкт-Петербург); «Богоматерь Одигитрия» (кон. XV в., Суздаль); Св. Никола в житии (1-я пол. XVI в.). Годуновская и Строгановская школы (Прокопий Чирин, Истома Савин). Иконы «Никита-воин» (кон. XVI в. П. Чирин. ГТГ, Москва), Апостол Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос, с хождением Иоанна Богослова (сер. XVI в., Суздаль), «Церковь воинствующая» — «Благословенно воинство небесного царя...» (сер. XVI в. ГТГ, Москва).

Деревянное и каменное зодчество XVII в. Основные тенденции развития архитектуры и искусства. Стиль «Русское узорочье». «Нарышкинский стиль» или «московское барокко».

Московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, Св. Николая в Хамовниках.

Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

Строительство в период патриаршества Никона. Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.

Архитектура и монументальное искусство Ярославля: Церковь Ильи Пророка, Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Церковь Николы Мокрого, Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Крепостное строительство. Тобольский кремль, Ростовский кремль, Перестройка башен и стен Новодевичьего, Данилова, Донского и Троице-Сергиева монастырей, реконструкция Спасской башни Московского Кремля.

Архитектура последней четверти столетия, стремление к обновлению языка. Колокольня Новодевичьего монастыря, Церковь Воскресения в Кадашах, Церковь Знамения в Дубровицах.

«Нарышкинский стиль» или «Московское барокко». Церковь Покрова в Филях, Церковь Спаса в Уборах, Церковь Троицы в Троицком-Лыкове.

Деревянная архитектура. Ансамбль в Кижах (Покровская, Преображенская церкви и колокольня).

Гражданское строительство. Теремной дворец Московского Кремля (Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Ушаков); Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Иконопись XVII в. Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. Развитие парсуны.
Симон Ушаков
: иконы «Троица», «Спас Нерукотворный»; «Древо государства Московского».

Парсуна М.В. Скопина-Шуйского; Парсуна Патриарха Никона; Парсуна Царя Фёдора Алексеевича.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: