Архитектура русского классицизма первой четверти XIX в. Стиль ампир. Особенности петербургского и московского «ампира». Развитие городского ансамбля. Синтез архитектуры и скульптуры. А. Воронихин, А. Захаров, Ж.-Ф. Тома де Томон, К. Росси, В. Стасов, их архитектурные ансамбли и сооружения в Петербурге. Архитектура Москвы первой четверти XIX в. О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев.
Архитектура Санкт-Петербурга:
А.Д. Захаров: Здание Адмиралтейства.
Ж.-Ф. Тома де Томон: Здание Биржи на Васильевском острове.
А.Н. Воронихин: Казанский собор, здание Горного института.
К.И. Росси: Михайловский дворец и площадь искусств; Ансамбль Дворцовой площади со зданием Генштаба; Сенат и Синод и ансамбль Сенатской площади; Александринский театр.
В.П. Стасов: Павловские казармы на Марсовом поле; Императорские конюшни; Московские триумфальные ворота; Интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 года; Интерьер Воскресенского собора Смольного монастыря, построенного Ф-Б. Растрелли.
Восстановление и реконструкция Москвы после пожара 1812 г.:
О.И. Бове: реконструкция Красной площади и постройка нового здания Торговых рядов, закладка Александровского сада у кремлевской стены, здание Манежа (вместе с инженером А.А. Бетанкуром), здание Большого театра (архитектор А. Михайлов-второй) и сложение ансамбля Театральной площади; Триумфальная арка у Тверской заставы и роль скульптуры в ее решении (автор скульптуры И. Витали).
Д.И. Жилярди: реконструкция здания Московского университета постройки М. Казакова после пожара.
А.Г. Григорьев: Усадьба Хрущевых-Селезневых в Москве.
|
|
Монументальная скульптура. Творчество И. Мартоса, Ф. Щедрина, С. Пименова, В. Демут-Малиновского, И. Теребенева, П. Клодта.
И.П. Мартос: Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Б.И. Орловский: памятники Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Скульптура Адмиралтейства (Санкт-Петербург): Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев.
П.К. Клодт: скульптурная группа на Аничковом мосту; памятники И.А. Крылову и Николаю I в Санкт-Петербурге.
Надгробие как один из жанров скульптуры.
И.П. Мартос: надгробия Н.М. Волконской (1782, ГТГ), М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва), Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), Е.И. Гагариной (1803, там же)
Развитие живописи. Романтизм в искусстве. Творчество О. Кипренского. Крестьянская тема в творчестве А. Венецианова. К. Брюллов — исторический живописец и портретист. Творчество А. Иванова и его картина «Явление Христа народу». Творчество П. Федотова и развитие бытового жанра. Пейзажная живопись первой половины XIX в.
|
|
О.А. Кипренский: Портреты А.С. Пушкина, А.Н. Оленина, В.А. Жуковского, мальчика Челищева, Е.С. Авдулиной, Ф.А. Голицына, Е.В. Давыдова.
В.А. Тропинин: Автопортрет, портреты А.С. Пушкина, Б.А. Булахова, Павла Васильева, художника Е.О. Скотникова, «Кружевница»; «Гитарист»; «Золотошвейка»; «Девушка со свечой», «Девушка в окне», «Девушка с горшком роз», «Странник», «Старик крестьянин», «Крестьянин, обстругивающий костыль»; «Ямщик, опирающийся на кнутовище».
А.Г. Венецианов: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка», «Спящий пастушок», «Крестьянка с граблями», «Утро помещицы».
С.Ф. Щедрин: «Террасы в Сорренто», «На острове Капри», «Веранда, обвитая виноградом», «Новый Рим. Замок святого Ангела».
А.А. Иванов: «Явление Христа народу», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».
К.П. Брюллов: «Последний день Помпеи», «Автопортрет», «Всадница», «Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини», «Ю.П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком», «Итальянский полдень»; «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Ф.А. Бруни: «Медный змий».
П.А. Федотов: «Свежий кавалер»; «Сватовство майора»; «Завтрак аристократа»; «Анкор, еще анкор»; «Разборчивая невеста»; портрет Н.П. Жданович; «Вдовушка»; «Игроки».