Внутренние морские воды и территориальное море, их правовой режим

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В том случае, когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство,

Указанные выше правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к «историческим заливам», которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. К таким «историческим заливам» относится залив Петра Великого на Дальнем востоке.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, в частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов,

Морские порты имеют режим внутренних морских вод. Для захода иностранных торговых судов в торговые порты не требуется специального разрешения, что касается иностранных военных кораблей, то для них установлен либо разрешительный, либо просто уведомительный порядок.

Иностранные невоенные и военные корабли во время пребывания во внутренних водах государства, а также в его территориальном море, обязаны выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные и другие правила прибрежного государства.

Согласно международному обычаю и международной практике во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Однако в случае совершения на борту такого иностранного судна противоправных с точки зрения законодательства прибрежного государства действий, государство вправе распространить на судно свою уголовную, гражданскую или административную юрисдикцию и принять к рассмотрению дело по данному факту.

В соответствии с общими нормами международного морского права прибрежное государство вправе осуществить свою гражданскую юрисдикцию над иностранным торговым судном и имуществом, находящимся на его борту, во время стоянки судна в порту.

Так, могут быть предъявлены иски, связанные с возмещением ущерба, спасением, ненадлежащим исполнением договорных обязательств и т.д. Гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, находящихся в порту, включает в себя право прибрежного государства произвести арест частновладельческого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Постановление о наложении ареста должно быть вынесено компетентным судом.

Режим пребывания судов в портах во многом определяется нормами административного права. Отличительной особенностью административной юрисдикции является то, что она применяется ко всем без исключения судам – государственным и частновладельческим, т.е. юрисдикция прибрежного государства осуществляется в полном объеме. При заключении соглашений, в которых предусматриваются определенные изъятия из уголовной и гражданской юрисдикции; специально оговаривается, что эти изъятия не затрагивают прав местных властей в том, что касается применения таможенного и санитарного законодательства и правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев.

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами), называется территориальным морем. На этот морской пояс определенной ширины (12 морских миль) распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвекции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны,

Таким образом, отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива;

2) от прямых исходных (базисных линий) соединяющих выступающие в море точки побережья, но следующих общему направлению берега;

3) от внешней границы внутренних морских вод.

Мирный проход является составной частью режима территориального моря. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море судов иностранных государств с целью пересечь их, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или выйти из них в открытое море.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку или стоянку на якоре, связанные с обычным плаванием или необходимые вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Проход считается мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. в качестве действий, нарушающих мир, добрый порядок и безопасность, должны считаться любая угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства: маневры или учения; сбор информации или пропаганда в ущерб безопасности прибрежного государства; подъем в воздух или принятие на борт летательных аппаратов; погрузка или выгрузка товаров, а также посадка или высадка лиц вопреки правилам прибрежного государства; преднамеренное и серьезное загрязнение среды; промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность, на­рушение местных систем связи.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами, психотропными веществами или иного международного преступления, и являются обязанностью государства,

Прилежащая зона – это район открытого моря, который прилегает к территориальному морю и устанавливается для осуществления контроля прибрежного государства для предотвращения нарушения его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря.

Суверенитет прибрежного государства на эти зоны не распространяется, и они сохраняют статус открытого моря. Поскольку такие зоны создавались для конкретных и четко поименованных целей, а также до принятия Конвенции ООН 1982 года не выходили за пределы 12 морских миль, то их установление не вызывало возражений.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24). Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: