Раздел 1.Экономические основы производственной деятельности предприятия

Прочитать, ответить на вопросы. Выполнить практическую работу

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УД

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности предприятия

Введение

1.2 Основные понятия и термины по теме: рыночная экономика,конкуренция,ценообразование.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

Место отрасли в структуре национальной экономики. Этапы и перспективы развития отрасли. Сфера услуг и ее структура. Предприятие: понятие, сущность, основы функционирования

Краткое изложение теоретических вопросов:

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.

Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:

1) экономика промышленности;

2) экономика строительства;

3) экономика сельского хозяйства;

4) экономическая теория.

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики, определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;

5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Существует несколько видов классификаций предпринимательства.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на:

1) промышленные;

2) сельскохозяйственные;

3) предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные;

3) комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:

1) численность работающих;

2) стоимость выпущенной продукции;

3) стоимость основных производственных фондов.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.

К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой численности работников добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру.

По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.

По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:

1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;

2) коллективное предприятие.

По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По уровню специализации предприятия делятся на:

1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;

2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;

3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.

По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.

По характеру деятельности предприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Охарактеризуйте роль государства в социальной рыночной экономике.
2. Что такое государственное регулирование экономики?
3. Перечислите экономические функции государства.
4. Приведите понятие социальной политики.
5. Что является объектом социальной политики?
6. На каких уровнях осуществляется социальная политика?
7. Как вы считаете, что является главной целью социальной политики?
8. Какой принцип лежит в основе социальной политики государства в настоящее время?
9. Объясните взаимосвязь экономической и социальной политики государства.
10. Назовите показатели результативности социальной политики.

Тема 1.2 Классификация предприятий, основные и оборотные фонды предприятия Основные понятия и термины по теме: предпринимательство, полное товарищество, акционерное общество, унитарное предприятие.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

Основные и оборотные фонды на предприятиях общественного питания. Классификация предприятий по типу, специализации, форме обслуживания, размеру, контингенту потребителей и.т.д. Основные фонды предприятия: понятия, состав, структура, показатели использования основных фондов. Оборотные средства предприятия, показатели использования

Краткое изложение теоретических вопросов:

В процессе торгово-производственной деятельности предприятия питания необходимо формировать оборотные средства.

Оборотные средства — это денежные ресурсы, авансируемые в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Основное их назначение заключается в обеспечении непрерывности процесса производства продукции и реализации собственной продукции и покупных товаров, а также в своевременности финансирования коммерческой деятельности. Оборотные средства однократно участвуют в процессе производства. Их стоимость целиком переносится на продукт.

Предприятие питания, как правило, производит затраты авансом. Вначале приобретаются сырье, полуфабрикаты, материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, тара и т.д. Затем эти средства затрачиваются на производство продукции. Только после ее реализации предприятие возмещает авансированные им денежные средства и получает определенные накопления. Так происходит кругооборот оборотных средств. Длительность одного цикла кругооборота составляет время движения оборотных средств в сфере производства и сфере обращения. Величина оборотных средств в значительной мере определяется периодом их кругооборота. Каждое предприятие питания — часть народнохозяйственного комплекса, в котором процесс кругооборота средств составляет единое целое. Поэтому замедление кругооборота средств на предприятии приводит к нарушению системы расчетов с поставщиками, покупателями и банком не только этой компании, но и организаций, экономически связанных с ними.

Оборотные средства, в отличие от основных, непосредственно участвуют в обороте и выбывают из него по мере реализации собственной продукции и покупных товаров (за исключением предметов матермально-технического оснащения). Стоимость оборотных средств возмещается, как правило, в течение одного оборота. Так, стоимость производственных запасов полностью переносится в стоимость продукции в течение одного оборота. Стоимость малоценных и быстро- изнашивающихся предметов по цене приобретения в пределах одной минимальной зарплаты за единицу переносится через издержки производства и обращения в стоимость товара сразу же при передаче их в эксплуатацию. По остальным предметам материально-технического оснащения половина их стоимости переносится в стоимость продукции при передаче их в эксплуатацию, остальная часть — по мере их выбытия из-за непригодности.

Особенность оборотных средств состоит в том, что они непрерывно совершают оборот, превращаясь из товарной в денежную форму, из денежной — в товарную, т.е. постоянно обновляются.

Оборотные производственные средства на предприятиях общественного питания включают в себя производственные запасы, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, инструменты.

Для обеспечения непрерывности процесса производства оборотным производственным средствам необходимы дополнительные фонды для обслуживания сферы обращения, которые называются фондами обращения. К ним относят: товарные запасы, денежные средства предприятия (в кассе, на расчетном и других счетах в банке, в аккредитивах и др.) и средства в расчетах (подотчетные суммы, выданные отдельным лицам; средства, причитающиеся с покупателей продукции).

Таким образом, оборотные средства используются для закупки товаров, сырья, материалов, приобретения малоценных и быстро- изнашивающихся предметов, материалов для хозяйственных нужд. Они представлены также денежной наличностью в кассе, на расчетном и других счетах в банке и ценными бумагами. В общем объеме всех финансовых средств предприятия питания на оборотные средства приходится до 80%. В условиях недостатка товарных ресурсов доля товарных запасов может оказаться несколько ниже, чем в условиях насыщенного рынка. Кроме того, структура оборотных средств по предприятию питания зависит от его финансового состояния на конкретную дату, соблюдения финансово-расчетной дисциплины. Так, высокий удельный вес дебиторской задолженности может свидетельствовать об ослаблении контроля за своевременным возвратом платежей.

В практике учета и планирования оборотные средства подразделяются:

· 1) на нормируемые и ненормируемые — по принципу организации их планирования;

· 2) собственные, заемные и привлеченные — по источникам формирования.

К нормируемым оборотным средствам относятся товарные и производственные запасы, денежные средства в кассе и в пути, полуфабрикаты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов. Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема товарооборота и выпуска собственной продукции, скорости обращения товаров (кроме предметов материально-технического оснащения). По этим видам оборотных средств устанавливаются нормы запасов в пределах минимально допустимых для осуществления торгово-производственной деятельности.

К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении. Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не планируются, не предусматриваются нормативами остатков этих средств. Кроме того, ненормируемые оборотные средства не имеют твердо фиксированных источников покрытия. Например, дебиторская задолженность возникает нередко в результате нарушения договорной и финансовой дисциплины и не может планироваться. Не предусматриваются остатки денежных средств на расчетном и других счетах. Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов.

Структура оборотных средств зависит от типа предприятий питания. Так, в ресторанах из-за повышенных требований к обслуживанию потребителей, сервировке столов, оформлению залов наиболее высок удельный вес оборотных средств, вложенных в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Структура нормируемых оборотных средств предприятий питания отличается тем, что наибольший удельный вес в их составе имеют оборотные средства в запасах товаров, полуфабрикатов и сырья, а также средства, вложенные в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Доля нормируемых оборотных средств в общей их сумме может достичь 80%.

По источникам образования оборотные средства подразделяются на собственные, приравненные к ним (привлеченные) и заемные.

Собственные оборотные средства участвуют в кругообороте только того предприятия, за которым они закреплены, в то время как заемные средства могут участвовать в кругообороте многих предприятий в зависимости от их потребностей. Собственные оборотные средства выделяются для создания производственных запасов, расходов будущих периодов. Они постоянно закреплены за предприятием в их уставном фонде; предприятия имеют право самостоятельно их размещать, планировать, использовать.

Заемные средства представлены в форме банковского кредита для покрытия дополнительной потребности в ресурсах с целью образования сезонных запасов, а также для других временных нужд. Они выделяются на определенный срок, после чего возвращаются банку; имеют строго целевое направление, т.е. используются для оплаты тех товаров и затрат, на которые была выдана ссуда.

Величина оборотных средств предприятия питания зависит от многих факторов. Основными из них являются: объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация расчетов за товары с поставщиками и др.

Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся:

· • общеэкономическая ситуация и рыночная конъюнктура, инфляция;

· • система государственного регулирования торговли и общественного питания;

· • налоговое законодательство;

· • условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

К внутренним факторам причисляются:

· • величина товарооборота — чем большего объема продаж стремится достичь предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;

· • договорные условия поставок и обеспечение их выполнения — более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств. Одна из задач предприятия питания — ликвидировать сверхнормативные товарные запасы и параллельно совершенствовать систему нормирования;

· • организация коммерческой работы — комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые будут быстро проданы, что ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению их расходования;

· • организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями — формы расчетов (акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты.

В рыночной экономике важное значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими и повышение эффективности их использования.

Основными задачами управления оборотными средствами являются:

· • экономически обоснованное определение норм запасов по видам оборотных средств и общей потребности в них;

· • умелое маневрирование временно свободными оборотными средствами с учетом изменения хозяйственной ситуации;

· • обеспечение сохранности оборотных средств и использования их по целевому назначению;

· • обеспечение рациональной системы финансирования оборотных средств;

· • эффективное использование оборотных средств путем ускорения их оборачиваемости.

 

Оборотные средства представляют собой совокупность денежных средств, авансированных в оборотные активы предприятия, участвующие в сферах производства и обращения.

Оборотные средства предприятий торговли и общественного питания занимают ведущее место в совокупности всех активов, в связи с этим задача оптимального управления ими является основной.

Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, образуют оборотный капитал.

Оборотный капитал (или оборотные активы) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемые в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства.

К оборотным активам (средствам) предприятия торговли относятся:

- запасы товаров готовой продукции, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);

- денежные средства (в кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие);

- дебиторская задолженность долгосрочного и краткосрочного характера;

- краткосрочные финансовые вложения (включая ценные бумаги).

Оборотные средства - это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный круговорот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная - товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения.

Авансирование - одна из отличительных черт оборотных средств. Временным критерием авансирования оборотных средств является не квартальный и годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот.

Структура оборотных средств предприятий торговли и общественного питания зависит от типа, товарной специализации и степени насыщенности рынка товарной массой.

В общем объеме всех финансовых средств предприятий торговли и общественного питания до 80% составляют оборотные средства, вложенные в товарные запасы.

 










Практические занятия

Раздел 1.Экономические основы производственной деятельности предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: