ТЕМА: Солдат – наблюдатель

ЦЕЛЬ: Научить учащихся обнаруживать противника и правильно докладывать о результатах наблюдения. Прививать умение быть сосредоточенным, внимательным, бдительным.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Выбор места для наблюдения, его оборудование и маскировка;

2) Способы осмотра местности и порядок доклада о результатах наблюдения.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Кабинет НВП (макет местности); Поле.

МЕТОД: Показ, рассказ и тренировка.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; журналы на военную тематику.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Малые лопаты, противогазы, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Время Учебные вопросы

Вводная часть

15 минут Рапорт дежурного, проверяет внешний вид. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.
1-й  вопрос 10 минут Солдат-наблюдатель.В мотострелковом отделении для наблюдения за противником назначается наблюдатель. При постановке задачи наблюдателю определяются ориентиры и даются условные наименования местных предметов: где находится противник, что он делает или откуда ожидается его появление; расположение передовых подразделений своих войск и соседей; место наблюдения и как его оборудовать; сектор наблюдения, что и к какому времени выяснить или уточнить, на что обратить внимание; как докладывать о результатах наблюдения. Получив задачу от командира отделения, наблюдатель оборудует и маскирует место для наблюдения, изучает местность и местные предметы в указанном секторе, измеряет расстояние до ориентиров и местных предметов и составляет схему местности. Обнаружив противника, наблюдатель определяет его положение на местности и докладывает командиру отделения. После этого он наносит условным знаком цель на схему и делает запись в журнале наблюдения. Наблюдатель обычно находится вблизи командира, чтобы иметь возможность голосом докладывать о результатах наблюдения. У него должны быть прибор наблюдения (бинокль, стереотруба или перископ), карта или схема местности, журнал наблюдения, компас и часы. Для наблюдения необходимо расположиться так, чтобы можно было, как можно больше видеть и слышать, а самому оставаться невидимым для противника. Выбор места для наблюдения, его оборудование и маскировка. При выборе места для наблюдения надо учитывать не только возможность хорошего обзора и надёжность маскировки, но и защитные особенности местности от поражающих факторов ядерного оружия, огня артиллерии и авиации. Не рекомендуется располагаться для наблюдения вблизи отдельно находящихся местных предметов, которые могут служить противнику ориентирами и привлечь его внимание (дерево, куст, строение, мост, перекрёсток дорог и т.д.), а также на гребнях высот, вершинах холмов и курганов. Если окажется, что отдельный местный предмет очень удобен для наблюдения, то размещаться около него лучше с теневой стороны. В окопе, воронке или канаве надо располагаться так, чтобы сзади были насыпь, бугор или куст, на фоне которых голова наблюдателя бала бы незаметна. Основным местом укрытия наблюдателя является окоп. Для защиты от ядерного оружия, а также налётов авиации и огня артиллерии окоп целесообразно перекрывать, а его крутости обшивать досками (жердями) и укреплять кольями и распорками. Кроме того, в окопе можно устроить нишу для укрытия оружия, боеприпасов и приборов наблюдения. Окоп маскируется под имеющиеся местные предметы.  
2-й вопрос 15 минут Для удобства наблюдения и последовательного осмотра местности назначенный наблюдателю сектор разбивается по дальности на 2-3 зоны. Границы зон обычно намечаются по ориентирам или местным предметам. Наблюдатель, прежде всего, обязан тщательно изучить местность в назначенном ему секторе, запомнить количество, форму, размеры и расположения всех местных предметов. Это делается для того, чтобы вовремя обнаружить появление противника или заметить изменения в его расположении и действиях. Затем он ведёт наблюдение, начиная с ближайшей зоны, справа на лево в сторону противника путём последовательного осмотра местности и местных предметов. Осмотрев таким образом ближнюю зону, наблюдатель взглядом проходит по ней обратно, как бы производя самоконтроль. В таком же порядке он осматривает среднюю и дальнюю зоны. Если наблюдатель обнаружил противника, он изучает этот участок местности особенно внимательно с помощью прибора наблюдения. Обнаружив противника, наблюдатель определяет его положение на местности. Для этого он измеряет удаление обнаруженной цели (вправо, влево, дальше, ближе) от ближайшего ориентира, расстояние до которого ему уже известно. Затем, не прекращая наблюдения, докладывает командиру о замеченном. Доклад наблюдателя должен быть кратким и чётким. Наблюдатель негромко, но так, чтобы слышал командир, докладывает об ориентире или условном названии местного предмета, положении обнаруженной цели относительно ближайшего ориентира или местного предмета и его действиях. При этом он сначала показывает положение цели вправо или влево от ориентира в тысячных долях метра, а затем положение цели дальше или ближе ориентира – в метрах. Например: «Ориентир 2, вправо 10, дальше 100, в окопе – танк» или «Высота «круглая», влево 20, ближе 200, в кустах – наблюдатель», или «Из рощи «Фигурная» движется на запад бронетранспортёр». Форма записи в журнале наблюдения
Время наблюдения Где и что замечено Кому и когда доложено
7 ч 20 мин Ориентир2, вправо 10, дальше 100, в окопе - танк Командиру отделения в 7 ч 20 мин

Если наблюдатель обнаружит признаки радиоактивного или химического заражения, он немедленно надевает средства защиты, докладывает командиру и продолжает наблюдение.

Смена наблюдателя производится скрытно и только по приказу командира.

 

Заключительная часть

5 минут Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

 

                                                                               Руководитель занятия: _______________

                                                                                                                        (подпись, дата)

Вопросы и задания:

1) Каковы обязанности солдата в бою?

2) Где располагается наблюдатель?

3) Каким требованиям должно отвечать место для наблюдения?

4) В каком порядке наблюдатель изучает местность, местные предметы и противника?

5) Расскажите, в каком порядке наблюдатель изучает местность.

 

«Утверждаю»

Директор _________________

ПЛАН – КОНСПЕКТ № 26

Класс

ГЛАВА:      ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: