Вопросы и задания

         1. Что изучает военная топография?

  2. Назовите топографические элементы местности.

  3. Что значит ориентироваться на местности?          

4. Каким требованиям должны отвечать выбранные ориентиры?

5. Как определяются стороны горизонта днем и ночью?

6. Доклад о своём место нахождение.

 

«Утверждаю»

Директор _________________

ПЛАН – КОНСПЕКТ № 27

Класс

ГЛАВА:       ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

ТЕМА:  Определение магнитного азимута.   

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

  УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Азимут и его определение;    

2)  Тренировка в определении сторон горизонта и азимутов на местные предметы;

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Компас, макет циферблата часов со стрелками, плакат «Ориентирование на местности без карты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Время Учебные вопросы

Вводная часть

10 минут Рапорт командира отделения, проверяет внешний вид. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Новый материал

1-й вопрос 15 минут Азимутомназывается горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на предмет. Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут(А), если относительно магнитного меридиана — магнитный азимут(Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой. Магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов назьшается магнитным склонением.   Для определения магнитного азимута надо встать лицом к предмету, отпустить тормоз стрелки и ориентировать компас (поворотом компаса совместить северный конец стрелки с нулевым делением лимба). Удерживая компас в ориентированном положении, поворотом крышки направить визирную линию "прорезь — мушка" в заданном на­правлении (совмещение визирной линии компаса с на­правлением на предмет достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на предмет и обратно). В этом положении отсчет на лимбе против острия указателя у мушки покажет величину магнитного азимута на предмет. На рис. 137 даны измеренные магнитные азимуты на местные предметы. Так определяется прямой азимут, т. е. на­правление от своей точки стояния на какую-либо другую точку местности. Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния; от прямого азимута он отличается на величину 180°. Эта величина прибавляется к прямому азимуту, если он меньше 180°, или вычитается, если он больше 180°. Чтобы найти направление на местности по заданному азимуту, надо установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный магнитный азимут; отпустить тормоз стрелки, грубо подвести под ее северный конец нуль лимба, определить примерно заданное направление на местности и встать к нему лицом; точно подвести нуль лимба под северный конец стрелки; при этом положении стрелки направление линии "прорезь — мушка" и будет искомым.
2-й вопрос 15 минут Тренировка в определении сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы. При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить нескольких учебных мест и распределить учащихся на группы по три-четыре человека. Для каждой из групп рекомендуется разработать определённое упражнение и чередовать переход групп с одного учебного места на другое.    В качестве учебных мест и вопросов, отрабатываемых на них, могут быть рекомендованы следующие. Учебное место № 1. Определение сторон горизонта по солнцу. Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ориентиры. Учебное место № 2. Определение направления на стороны горизонта по солнцу и часам. Используя часы, а также макеты часов со стрелками учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать учащимся возможность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом. Учебное место № 3. Определение сторон горизонта по компасу. Учащиеся с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта, и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, учащиеся должны подготовить доклад о своём местонахождении. Учебное место № 4. Определение сторон горизонта по признакам местныхпредметов. Учащиеся, осматривая окружающую местность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить направления на стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своём месте нахождения. Целесообразно рекомендовать учащимся тренироваться в определение сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность. Учебное место № 5. Тренировка в определении азимутов на заданные местныепредметы (ориентиры). Учащимся задают хорошо видимые удалённые местные предметы и ставят задачу с помощью компаса определить направления на них – магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить обратную задачу – по заданному азимуту, найти направление на какой – либо местный предмет и нанести этот предмет (ориентир) на схему. Содержание вопросов, отрабатываемых на учебных местах, может изменяться в зависимости от выбранного участка местности, наличия пособий и приборов, подготовленности учащихся, времени проведения занятий.

Заключительная часть

5 минут Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

                                                                                                       

                                                                                                        Руководитель занятия: _______________

                                                                                                                        (подпись, дата)

Вопросы и задания:

1. Что называется азимутом?

2. В чем состоит отличие магнитного азимута от истинного?

3. Дайте определение прямого и обратного азимутов.

4. Какие нужны данные для движения по азимуту?

5. Как определяется направление на предмет по заданному азимуту?

6. Что вы знаете о движении по азимутам?

                                                                                                                                                              

 

 

«Утверждаю»

Директор _________________

ПЛАН – КОНСПЕКТ № 28

Класс

ГЛАВА:      СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: