Ребенок подвержен влиянию психологии и психопатологии родителей – семейная динамика происхождения невроза. «только родители влияют на ребенка, но, как указывал Юнг, рождение, развитие и личность ребенка влияют на родителей… Из-за этих элементов теории Юнга его считали предшественником семейной терапии, основанной на исследовании динамики семьи.»
«рассматривать обучающий или переучивающий аспект терапии, и его идею о "работе" пациента между сессиями, иногда согласно заданиям, поставленным аналитиком. Обе эти черты фигурируют в семейной терапии.»
«Согласно Андольфи, "каждый организм является системой, динамическим упорядочиванием частей и процессов, которые взаимореагируют"»
«Хоффман, также семейный терапевт, определяла симптом как "предвестник изменения"»
«Симптом указывает в 2 стороны: назад к причине и вперед к решению»
Семейная система – гомеостаз, чтобы добиться изменений, нужен сдвиг, иначе повторяются безнадежные неэффективные модели функционирования.
|
|
Инцест рассматривался Юнгом как инстинкт, а не извращение (т.е. нельзя строго запрещать). Энергия от фрустраций (табу на инцест) м.б. использована в творческих и духовных целях (сублимация) + «табу инцеста создает у людей потребность в рабочем союзе между отцом и сыном или матерью и дочерью, без которого не было бы культуры»
Кохут «импульс к символическому инцесту должен уравновешиваться табу»
«Инцест можно рассматривать как символ, поскольку он объединяет следующие пары противоположностей: регрессия/прогрессия, эндогамия/экзогамия, инстинктивность/духовность, враждебность между отцом и сыном/союз Отца и сына (или враждебность/союз матери-дочери).»
Серль «ребенок сознавал, что любимый родитель отвечает ему любовью и прежде всего рассматривает ребенка как потенциального партнера по любви, но сообщает ему, что этого, к сожалению, не может быть» - помогает ребенку принять невозможность реализации эдипальных стремлений (отказ становится взаимным процессом, не ранит чувства ребенка).
Стейн: табу освеящает родителей, заставляет задуматься о половых различиях и отношениях между ними. Табу «во-первых, кто-то недостижимый становится живым прототипом всех недостижимых тайн и целей жизни; во-вторых, табу заставляет мужчин и женщин в рамках их личных ограничений и правил культуры выбирать кого любить, как любить»
Критика позиции Юнга, что все достижения первой половины жизни достигаются только за счет «уменьшения» личности.
Современная культура поддерживает идеалы первой половины жизни. «Мы ценим независимость и успех; видимо, мы не можем контролировать свою деструктивность. И у нас есть лишь редкие проблески смысла и цели жизни. Качества второй половины жизни представляют собой то, к чему наша культура отчаянно стремится.»