Сэмюэлз Э. «Юнг и пост-юнгианцы» (гл. Развитие личности)

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу…

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Юнг К.Г. Структура и динамика психического (гл. Стадии жизни)

«Инстинкт - это часть природы, и он стремится увековечить природу, тогда как сознание может лишь стремиться к культуре или к ее отрицанию.» Сознанию (Прометеева победа) нужно делать выбор в проблемных ситуациях, в то время как в инстинкте выбор заложен – этим мы расширяем границы сознания, но удаляемся от природы, выходим из мира животных (пример с изгнанием из рая за съеденное яблоко – совершенный выбор).

«Не может быть проблем без их осознания, а значит, и без сознания… поэтому роковой плод в раю вырос именно на дереве познания.»

Стадии сознания:

1.«первая стадия сознания… состоит в простом увязывании двух и более психических содержимых» (связывании нового восприятия с существующим контекстом)

В ранние годы отсутствует непрерывная память – островки сознания- эго (восприятия субъекта)- ребенок говорит о себе как об объекте в третьем лице.

2. Постепенно эго укрепляется (тренировка, практика) – ощущение субъективности – говорит о себе от первого лица – непрерывная память.

На детской стадии сознания не существует проблем, возникающие ограничения обходятся или принимаются – отсутствует внутреннее напряжение - все во власти родителей.

3. Второе рождение по Юнгу – подростковый возраст (внешние ограничения становятся внутренними и имеют энергию, способную противостоять энергии инстинкта).

Стадии жизни:

I половина жизни

Юность (от полового созревания до середины жизни – 35-40 лет) С этого возраста человек способен сомневаться, т.е. быть в разладе с собой.

Основные проблемы при столкновении реальных требований жизни и детских мечтаний/иллюзий.

«Все мы вступаем в жизнь, отталкиваясь от определенных предположений, которые иногда оказываются ложными, то есть не соответствуют условиям, в которых оказывается человек. Часто это вопрос преувеличенных надежд, недооценки трудностей, необоснованного оптимизма или негативной установки.»

Также источниками проблем «является нарушение психического равновесия, вызванное половым инстинктом; в равной мере часто причиной становится чувство неполноценности, возникающее из-за невыносимой чувствительности.»

Общая черта проблем юности «сопротивление роковым силам внутри и вокруг нас, влекущим нас в мир. Что-то внутри нас стремится остаться ребенком … есть что-то от инерции материи - это устойчивость предыдущего состояния, в котором диапазон сознания меньше, уже и эгоистичнее, чем в дуалистической фазе.»

«Существенной чертой дуалистической фазы является расширение жизненного горизонта, которое встречается с яростным сопротивлением… С тех пор оно устойчиво нарастает, пока не достигнет вершины проблематического состояния, когда индивидуум начинает бороться с ним» Отказ от расширения сознания, отказываясь от прошлого или от будущего, ведет к неврозу.

Проблема в том, что «общество не особенно-то оценивает эти духовные подвиги: его награды всегда даются за достижения, а не за индивидуальность», поэтому в юности человек ограничивается достижениями социально одобряемых и полезных позиций – место в обществе (брак, потомство, приобретение профессии, карьера, добыча денег – природные богатства, не культура) - «В период юности, однако, этот курс вполне нормален и он при всех обстоятельствах предпочтительнее, чем сумбурные метания в хаосе проблем.» (это напоминает борьбу ребенка за эго)

Укрепление в общественном положении переходит в разряд вечных ценностей в ущерб индивидуальности.

«серьезные проблемы жизни никогда полностью не решаются» - иллюзия обратного – оглупление или остановка в развитии.

II половина жизни

Данные о депресии у мужчин и невростении у женщин около 35-40 лет говорят о кризисе – точке перехода к другому этапу. Наблюдаются изменения черт характера, взглядов, принципов. Смерть родителей способствует быстрому взрослению (при родителях человек стремится оставаться ребенком).

«Неврастеник - это скорее человек, у которого в настоящем никогда не ладится так, как бы ему хотелось, а потому он никогда не может насладиться и своим прошлым.» (не может расстаться с юностью)

Аналогия человеческой жизни с солнечным циклом – ¼ восход (детство)– 2/4 (юность) – кульминация (кризис середины жизни)- ¾ (взрослость)– 4/4 (старость) закат. Проблемы существуют во 2 и 3 стадии, в 1 и 4 – мы – проблема других, погружены в бессознательные психические явления.

Изменение черт характера у мужчин на женские и наоборот (во второй половине жизни). Заблуждение, что вторая половина жизни должна управляться принципами первой.

Необходимо видеть в состоянии старости мудрость, опыт, ставить задачи, которые можно решить только с их помощью (продуктивность, полезность, пристройство детей).

Цель второй половины жизни –культура (то, что за природой). Ложно стремится равнять себя с детьми, становиться их подружкой/другом (боязнь увядания и изнашивания, тоска по упущенным возможностям, непрожитой жизни – выход – религия (в противовес разумной науке): задачи, загробная жизнь).

«Для психотерапевта пожилой человек, который не может распрощаться с Жизнью, кажется таким же слабым и болезненным, как и молодой человек, который неспособен охватить жизнь в свои объятья.» (если все время жить в страхе смерти, все физиологические процессы будут обращены к этому страху вместо жизни) – с точки зрения психотерапии, лучше верить в смерть – как переходный этап.

Выход - прожить полноценную жизнь в гармонии с символами исторического человека - матрицами мышления; «мудрость же представляет собой возврат к ним. Это вопрос не веры или знания, а лишь согласованности нашего мышления с изначальными образами бессознательного.»

Сэмюэлз Э. «Юнг и пост-юнгианцы» (гл. Развитие личности)

Отдельно описанной систематизированной теории Юнг о раннем развитии нет, отрывки ее разбросаны по работам. При необходимости в работе использовал теории Фрейда и Адлера. Юнг критиковал редукцию « Пытаясь связать такой бессознательный продукт с прошлым, можно потерять его ценность для человека в настоя­щем.» (теряется связь с бессознательным, все явления упрощаются до причинно-следственной связи (каузального подхода из естественных наук)) «Психология человека никогда не может получить исчерпы­вающего объяснения, исходя только из него самого» - оказывает влияние история и окружение.

Юнг противопоставил синтетический метод каузальному «продукты бессознательного как символические и предвосхищающие какое-то психологиче­ское развитие, которое еще не произошло» - направленная в будущее функция бессознательного (пример: мужчина, засыпающий на работе из стремления обрести жену – сон на коленях матери)

Кажущееся реальными родители могут являться ссылкой на символическую фигуру – «это воплощения, которые возникли в результате соединения особенностей родителей и индивидуальной предрасположен­ности ребенка» (т.е. соединение архетипического образа и черт реального родителя) Н-р: «Символизируется не реальная мать, но либидо сына, объек­том которого когда-то была мать» Отсюда следует вероятность искажения детских воспоминаний.

Вопрос: ребенок-продолжении психологии родителей или самостный – Юнг в разное время придерживался обоих утверждений.

«тождественности пси­хического состояния ребенка бессознательному родителей» но ребенок рождается уже индивидуальностью

«Ребенок, от­дельный человек, должен установить определенные отношения с родителями, чтобы выжить, а они, в свою очередь, должны при­способиться к его индивидуальности.»

Центральный момент в развитии эго – как справляется с фрустрацией. Младенец ощущает собственную целостность через ощущение матери. «Способ­ность матери удерживать многообразие его бытия и давать ему ощущение смысла, обеспечивает его основой для последующей психической интеграции.» - ощущения целостности себя.

Хилман (арх. школа) кругообразная модель – «каждый элемент личности рассматривается как всегда при­сутствующий, и развитие понимается как развитие чего-то в самом себе, в природе, которая всегда существовала» - «разворачивание» - «содержание самости разво­рачивается со временем и "сплетается" с окружающей средой» - схожесть с шк. развития в том, что развитие генерируется чем-то содержащимся в ребенке (акцент на перспективе). Шк. архетипов со шк.развития против классич.шк.

«Фордхам полагал, что весь смысл анализа состоит в разбивании сложных структур на простые формы и системы, чтобы исследо­вать основополагающие модели поведения и ментальное функ­ционирование пациента» (терапевтический эффект уже от обсуждения и исследования младенчества и детства). – стремился к наиболее полной реконструкции развития (котрая в дальнейшем может пересмотреться – н-р изменится мнение о родителях)

Ламберт «следует рассмотреть цель, состоящую в освобождении пациента от чрезмерной связи с прошлым» (через реконструкцию) – с целью избежать фиксации на прошлом/односторонности личности. Прошлое анализанта еще живо.

Нойман «аналитическая психология должна попытаться сочетать лич­ное и межличностное, "временное генетическое" с вневременным и безличным… личное переживание архетипа» - архетип + реальный опыт

«каждая фаза развития в раннем детстве становится и продолжает быть автономным содержанием психики во взрослом состоянии» - то есть потенциально может начать воздействие (комплексы). Их содержание выражается в образах.

Кохут Эмпатия – способ получения доступа к внутреннему миру человека путем сложной интроспекции. «Эмпатия предполагает, что человек ставит себя на место или внутрь другой личности, без потери» (не навязывая своих моделей существования). Эмпатия отлична от сострадания и интуиции (не подвержены исследованию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: