Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе
Реферат допущена к защите Зав. кафедрой Ильченко В.Н ______ ______________ дата подпись | Исполнитель: Зарецкий Алексей Павлович, Обучающийся Прав1801zгруппы ______________________ подпись |
Руководитель: Гинцяк Л.Ф., Должность: Старший преподаватель, заведующая правовой клиники __________________ подпись |
Екатеринбург, 2020
Оглавление
Введение………………………………………………………..……………………3
1 Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе включают в себя исследование. 5
1.1 Личность подозреваемого необходимо изучать для. 5
1.2 Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует: 6
2 Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе. 7
2.1 Психологическое изучение личности обвиняемого. 7
|
|
2.1.1 Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами. 9
2.1.2 В психологии под мотивом понимаются. 14
2.1.3 Рассмотрим некоторые из этих средств. 22
2.1.4 Психологические особенности обвиняемого. 23
2.1.5 Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в совершении насильственных и корыстных преступлений…………………………………24-33
2.1.6 Изучение личности на предварительном следствии…………………….34
Заключение………………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………...36-37
Введение
Актуальность темы исследования. За последние годы проблемы личности вызывают все больший интерес у ученых самых различных отраслей науки - психологии, социологии, уголовного права, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, криминологии и других наук. Не оставляет без внимания эту проблему и юридическая психология. Центральным местом изучения в процессе расследования преступления, безусловно, оказывается человек. В ходе проведения расследования правоохранительные органы обязаны всесторонне изучить личность подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе.
Реферат имеет большую практическую значимость, так как изучение психологических особенностей личности подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе обусловлено с одной стороны, расширяющимся спектром научных исследований, а с другой – практической значимостью для правоохранительных органов при ведении расследований, участии в судебных разбирательствах по уголовным делам и профилактике преступлений.
|
|
На протяжении многих лет в юридической психологии проводились психологического изучения личности подозреваемого (обвиняемого).
Активное развитие юридической психологии, выделение в ней новых отраслей, таких как правовая психология, превентивная психология дают возможность новых подходов к психологическому изучению личности.
Цель исследования - психологическое изучение психологических особенностей личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в совершении насильственных и корыстных преступлений.
Объект исследования – личность несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в совершении насильственных и корыстных преступлений проходящих по уголовным делам.
Предмет исследования – психологические особенности личности несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в совершении насильственных и корыстных преступлений.
1 Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе включают в себя исследование:
1) внутреннего мира обвиняемого;
2) его потребностей и побуждений, которые послужили толчком для совершения противоправных поступков;
3) мотивов его поведения;
4) общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы;
5) способностей;
6) индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности и т.д. Изучение психологических особенностей обвиняемого является составной частью расследования преступления. В каждом случае объем этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.
Изучение личности на предварительном следствии должно быть подчинено решению вопросов, которые возникают в процессе расследования конкретного преступления.
Личность подозреваемого необходимо изучать для
1) раскрытия преступления;
2) установления личности обвиняемого;
3) избрания ему меры пресечения;
4) выбора тактики проведения следственных действий, в том числе:
ü а) правильной тактики допроса обвиняемого;
ü б) правильной оценки и проверки полученных доказательств;
ü в) оказания воспитательного воздействия;
ü г) избрания меры наказания;
ü д) определения причин и условий преступлений и внесения предложений по их предупреждению. Большое значение при расследовании тяжкого преступления, совершенного группой лиц, имеет криминологический аспект изучения личности каждого обвиняемого.
1.2 Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует:
1) правильная квалификация совершенного преступления. Главным образом это касается определения психического состояния на момент совершения преступления. Например, определения подлинных мотивов совершенного преступления, состояния аффекта и т.д.;
2) правильному выбору методов и тактических приемов, которые способствуют успеху при проведении следственных действий. Это касается допроса, положительный результат которого всегда обусловливается знанием психологических особенностей личности подследственного;
3) воспитательному воздействию на личность правонарушителя с целью его перевоспитания. Этот процесс должен начинаться на первом допросе и базироваться на достаточно глубоком знании следователем индивидуальных особенностей данной личности;
4) работе по выявлению причин и условий преступления, при этом следователь должен более глубоко и всесторонне изучить психологические особенности личности обвиняемого.
2 Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе
|
|
Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.
? Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т. д.
? Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).
? Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокое знание следователем индивидуальных особенностей данной личности.
? Работа по выявлению причин данного преступления.