Рассмотрим некоторые из этих средств

    Использование положительных черт личности обвиняемого может служить важным психологическим средством воздействия при восстановлении утраченных или формировании новых взглядов, убеждений обвиняемого, соответствующих правовым и моральным требованиям общества. В процессе воспитательного воздействия на обвиняемого необходимо добиваться, чтобы моральные принципы стали внутренней потребностью его поведения.

    Использование отдельных фактов из жизни обвиняемого, имевших для него важное значение, допустимо, в частности, в тех случаях, когда это не только не наносит ему морального ущерба, а, наоборот, стимулирует его положительное самоутверждение.

    В этих целях возможно использование таких фактов из его жизни, как награждение и иные меры поощрения за хорошие производственные показатели и активное участие в общественной жизни, достижения в спорте и т. п.

    Опровержение расчета обвиняемого на безнаказанность за совершенное им преступление также является весьма сильным средством воспитательного воздействия, используемого следователем в процессе расследования. Надежду обвиняемого на безнаказанность могут питать различные обстоятельства: ложная убежденность в том, что следователь лишен возможности собрать необходимые доказательства по делу; необоснованная надежда на прошлые заслуги или на помощь родственников, знакомых, друзей и др. Вполне очевидно, что такой расчет никак не способствует разрушению антиобщественной установки личности, переосмыслению ценностных ориентаций, а скорее усугубляет их. Выбор тактических приемов психологического воздействия на обвиняемого в данном случае будет зависеть от тех мотивов, в силу которых у обвиняемого сложился расчет на безнаказанность.

    Выявление способствующих совершению преступлений причин и условий на основе результатов изучения психологических особенностей личности обвиняемого — не самоцель, а составная часть всей работы следователя по уголовному делу в целях выполнения им требований законодательства по предупреждению преступлений.

Психологические особенности обвиняемого

    Могут быть по-разному связаны с совершенным им преступлением. Одни из них могут сыграть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческой жизни и человеческому достоинству, сексуальная распущенность и др.). Другие психологические особенности только способствуют совершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, недоброжелательное отношение к людям, трусость и др.).

     Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы, трудолюбие человека, совершившего преступление в состоянии аффекта), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания.

    В криминологическом плане особое значение имеет изучение условий нравственного формирования личности, в частности ее направленности, развития характера и тех его черт, которые наиболее тесно связаны с совершением преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: